журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Мастер восточного модерна К 100-летию со дня рождения М.А.Усейнова

Р. Эфендизаде, член-корр. Академии архитектуры стран Востока
сокращённая версия


Бурный ХХ век со всеми сопровождавшими его политическими катаклизмами получил непосредственное отражение и в архитектуре Азербайджана. Выдающийся азербайджанский зодчий М.А.Усейнов стоял у истоков советской архитектуры и прошел весь сложный путь ее развития. Высокий интеллект и сила таланта позволила ему решать труднейшие архитектурные задачи, зачастую меняя стилевую направленность, но всегда сохраняя высокое мастерство. Теперь, в начале ХХI века, мы с полным правом можем сказать, что силой его творческой мысли созданы лучшие произведения архитектуры Азербайджана ХХ века. Главным в творчестве этого великолепного мастера было привнесение в архитектуру национального колорита, которое он понимал как новаторское переосмысление национальных форм и деталей.

М.А.Усейнов родился в апреле 1905 года в семье очень состоятельных родителей. Его отец, как потом шепотом говорили, был миллионер, имел свои пароходы на Каспии и огромный особняк на набережной. Его происхождение долгие годы, как дамоклов меч, висело над ним - в любое время он мог быть арестован. И только большие успехи в творчестве и Сталинская премия за павильон Азербайджана на ВСХВ спасли его от репрессий.
Большая дружба связывала М.А.Усейнова с С.А.Дадашевым. Она продолжалась всю жизнь, вплоть до кончины Дадашева в 1946 году. Почти все произведения довоенных лет они проектировали совместно. Уже студентами Усейнов и Дадашев получили первую премию за совместный проект памятника Низами Гянджеви - выдающемуся поэту и мыслителю ХII века.
Баку 20-30-х годов был одним из важнейших стратегических центров Закавказья. Сюда были направлены лучшие градостроители и архитекторы России. В 1924-27 годах под руководством А.П.Иваницкого разрабатывался генеральный план города, строились поселки для рабочих, братья А. и Л. Веснины проектировали и строили дворцы культуры, фабрики-кухни. Профессор Ильин проектировал генплан города 1937 года.
Первый этап творчества М.Усейнова совпал с периодом конструктивизма в советской архитектуре. Тогда еще совсем юный зодчий, вдохновленный общим порывом, пытался постичь новый язык архитектуры. Из наиболее значительных работ того периода можно назвать фабрику-кухню (ныне родильный дом) на Баилово. Трехэтажное здание, решенное на контрасте глухих объемов, с большими плоскостями остекленения - типичный образец конструктивизма. Плоская крыша-терраса с панорамным видом на море - дань традиции. Проектов тогда было сделано гораздо больше, чем построено.
Поворот советской архитектуры в сторону классического, а затем и национального наследия нашел безусловную поддержку у молодого архитектора. Построенный в тот период ансамбль зданий кинотеатра «Низами» и жилого дома не потеряли своего художественного значения до наших дней. Симметрично расположенные, они образуют как бы пропилеи, акцентирующие начало улицы 28 Мая.
Настоящая зрелость приходит к архитектору вместе с пониманием места и роли национального наследия в создании современной архитектуры Азербайджана. Здания музыкального училища в Баку, павильона Азербайджана на ВСХВ в Москве и, наконец, музея им. Низами в Баку демонстрируют развитие идеи применения форм и мотивов Востока и национальной архитектуры.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.