|
Статьи |
«Кирпичный стиль» и модерн в казахских мемориалах Э. Байтенов, кандидат архитектуры
сокращённая версия
Среднеазиатские памятники архитектуры XIX - XX вв. создавались в условиях активного взаимодействия культур Запада и Востока. Особую стилевую окраску придал им русский «кирпичный стиль» и модерн, получившие широкое распространение в быстро развивавшихся городах Казахской степи и Туркестанского края, а также в постройках Оренбургско-Ташкентской железной дороги. Многие казахские мастера (тамши Молжигит, Батеш Байменов, Баязит Сатпаев и многие другие) участвовали в возведении этих объектов, а затем строили мемориалы, используя полученные навыки.
В сакральной архитектуре казахов влияние русского «кирпичного стиля» и модерна выразилось во внешнем стилевом налете в виде лопаток, поясков, поребриков, декоративных фронтончиков. Эта своего рода стилевая рубашка была надета на традиционную форму, но не затрагивала содержания. Новые элементы перерабатывались и подчинялись традиционной структуре памятников, что приводило к созданию гармоничных композиций. Привнесенный «кирпичный стиль», возникший в утилитарных постройках, не зависел от стилеобразующих форм прошлого, а потому был демократичным, т.е. в равной степени открытым для любых групп памятников. Впоследствии он был художественно переосмыслен в модерне. Таким образом, произошла контаминация местных форм и привнесенных стилевых влияний.
Как оказалось, казахское народное зодчество в начале ХХ века было готово и к более глубокому восприятию художественной символики.
Об этом свидетельствуют единичные, но очень показательные случаи глубокого переосмысления местных форм в духе модерна, например открытый нами мавзолей Бектыбая (1911), находящийся в низовьях р.Чу. Памятник возведен из обожженного кирпича (23х15х7 см), что само по себе явление достаточно редкое на «сырцовом фоне» большинства построек. Да и его асимметричная композиция весьма неожиданна: три перекрытые куполами камеры и лестница, ведущая на кровлю, вписаны в квадратное основание, в то время как обычно квадратные в плане мавзолеи были однокамерными. В мавзолее Бектыбая овальная входная камера соединяется с двумя погребальными, имеющими в плане круг и прямоугольник. В эту камеру также выходит упомянутая лестница. Динамичное размещение камер в квадрате основного объема создало композицию, противоречащую симмет.
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights
Reserved.
|