|
Статьи |
С.В. Демидов: к портрету мастера О. Максимов, доктор архитектуры
сокращённая версия
Год назад, в самый канун Рождества, Московский архитектурный институт отметил 85-летие профессора С.В.Демидова, проработавшего в институте без малого полвека. На преподавательскую работу Серафим Васильевич перешел из Гидропроекта, где получил бесценный опыт проектирования и реализации громадных объектов, например таких, как Волго-Донской канал и Волжская гидроэлектростанция им.Ленина, одним из основных авторов проектов которых он был. Однако сегодня мы хотим познакомить читателей с другой стороной дарования Демидова - с его изобразительным творчеством, тягу к которому он ощутил еще будучи студентом МАрхИ.
Надо сказать, что живой интерес студента Демидова к художественной графике и живописи был замечен. П.П.Ревякин, в то время заведовавший кафедрой живописи, как-то предложил ему поучаствовать в выставке московских архитекторов. Так работы Серафима Васильевича оказались в одном каталоге с работами Жолтовского, Руднева, Гольца...
Любопытный случай произошел с ним в те годы в Ленинграде. «Зимний дворец, - рассказывает Демидов, - с внешней стороны был зеленым, а фасады его дворов - красными. Их еще не успели перекрасить. При ярком солнце и больших тенях от поперечных стен дворы Эрмитажа выглядели завораживающе. Очень хотелось написать их акварелью. Но во дворы без пропуска заходить не разрешали. Пришлось идти к директору Эрмитажа - академику И.А.Орбели.
Мне хорошо был знаком его впечатляющий облик по рисунку Г.Верейского, сделанному еще в годы войны. Он разрешил рисовать во дворах и приходить, когда потребуется. Я несколько дней рисовал красные стены, получая от этого огромное удовольствие. Мне казалось, что получилось очень интересно. Жаль, что потом в Москве рулон этих акварелей был утерян. Было огорчительно, но вовсе не означало, что я перестал заниматься акварелью».
В акварельной технике наибольшее влияние он, по собственным словам, испытал со стороны китайской живописи после прошедшей в Москве в 1936 году выставки китайского искусства. От них он воспринял нарочитую скупость художественных приемов; монохромность с введением какого-то одного из цветов - синего, красного, желтого; каллиграфичность, переходящую в пятно или легкие размывы. Он глубоко интересовался вопросами переда чи пространства, глубины и влажной атмосферы, живописной манерой свободными мазками без контуров и деталей. Находил и бумагу, близкую по структуре к рисовой - рыхлую, типа промокательной, на которой краски легко растекались. Эти акварели до сих пор сохраняют легкость и свежесть.
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights
Reserved. |