журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Классификация лучевых систем

Г. Шилов
сокращённая версия


Принято считать, что лучевые системы вошли в практику градостроительства в конце XVI века. Как мощный градостроительный прием такая система впервые прозвучала в Риме, на площади дель Пополо, осуществленной по проекту Доменико Фонтана. Однако его появление было подготовлено теоретическими работами и практическими примерами, которые существовали еще в XV веке.



Представление о городе развивалось параллельно с зарождением идеи о централизованном государстве, единовластии, которое в новых исторических условиях могло провести в жизнь разумную перепланировку городов. В развитии градостроительства ярко выразилась специфика культуры Возрождения, где искусство и наука были неразрывны. Перепланировка городов была связана также с изменившейся техникой боя, введением огнестрельного оружия и артиллерии. Простой пояс стен в этой связи заменяли стенами с бастионами, что обусловливало звездчатую форму периметра городских стен.
Вклад мастеров итальянского Возрождения в теорию градостроительства весьма значителен. Несмотря на неизбежную в тогдашних условиях утопичность в постановке этих проблем, они все же разрабатывались с большой смелостью и полнотой в трактатах и теоретических документах XV века. Таковы работы Филарете, Альберти и даже фантастический роман Полифило «Гипертромахия» (1499) с их схемами идеального города. Таковы и многочисленные записи, рисунки Леонардо да Винчи.
Трактаты эпохи Возрождения по вопросам архитектуры и градостроительства основывались на научных и технических достижениях и эстетических взглядах своего времени, а также на изучении вновь открытых трудов античных мыслителей. Прежде всего это Витрувий, рассматривавший вопросы планировки и застройки городов с точки зрения удобств, здоровья и красоты, что вполне соответствовало воззрениям эпохи Возрождения.
Планировка городов, по суждениям теоретиков градостроительства, должна быть обязательно регулярной. Иногда авторы избирали радиально-кольцевую (Филарете, Фра Джокондо, Антонио да Сангало мл.), иногда ортогональную (Мартини, Марки). Некоторые авторы предлагали проекты, сочетающие ту и другую системы (Перуцци, Пьетро Картанео). Выбор планировки обычно не был формальным, так как большинство авторов обусловливали его прежде всего природными условиями. Обычно в центре города располагалась общественная площадь, сначала с замком, а затем с ратушей и собором посередине. Торговые, культовые площади районного значения в радиальных городах размещались на пересечении радиальных улиц с одной из кольцевых или обводных магистралей города.
Градостроительные идеи Леонардо да Винчи, выраженные в его многочисленных набросках, говорят о широком и смелом подходе к проблемам города и одновременно указывают на конкретные технические решения этих проблем. Так, он установил соотношение высоты построек и разрывов между ними для наилучшей инсоляции и проветривания, разработал улицы с движением в разных уровнях. Антонио да Сангало Младший в своем проекте предлагал периметральную застройку кварталов с хорошо проветриваемым, озелененным внутренним пространством.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.