журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Архитектура улицы

Г. Шмидт
сокращенная версия


История архитектуры улицы может быть подразделена на ряд этапов, каждый из которых определяется, с одной стороны, развитием строительной техники, т.е. застройки, а с другой - развитием средств транспорта. Вместе с тем растет и значение улицы как элемента общественной жизни.
В древних античных и восточных городах архитектура улицы еще не получает самостоятельного значения. Основной элемент застройки - жилой дом - представляет собой обстроенный одноили двухэтажными зданиями закрытый двор или комплекс дворов. Такой дом еще не решается в виде единого объема и не обращается к улице своим фасадом. Архитектура улицы ограничивается главным образом картиной замкнутых стен с редкими оконными проемами. Слабое уличное движение допускало минимальную ширину улицы. Общественный характер улице придавали только обращенные к ней лавки и мастерские, встречаемые как в Помпее и Тускуле, так и в сохранившихся азиатских городах.
Для большинства из этих городов еще не характерна какая-либо геометрическая система проведения улиц. Улицы проходят, по-видимому, в совершенно произвольном направлении и нередко заканчиваются тупиком. Последовательная система планировки уличной сети впервые находит применение в греческих городах Малой Азии (Милет, Приена, Селинунт). Но исходной точкой здесь служила не прямая улица, а правильный квадратный квартал («insula»). Эти города строились по плану, в котором все кварталы одинаковы по размеру. Самостоятельного архитектурного значения улица пока еще не приобрела, но площади «agora» или форум уже выделяются архитектурно как центры общественной жизни города.
Первый и поразительно смелый шаг вперед в архитектуре улицы мы находим в руинах сирийского города Пальмиры, основанного в I веке н. э. Элемент колоннад, встречающийся уже в «agora» и форуме, здесь использован для оформления улицы длиною в 1 км. По обеим сторонам открытой улицы шириной около 12,0 м идут двойные колоннады 9,25 м высоты, перекрывающие тротуар в 5 м ширины. В месте отклонения улицы от своего прежнего направления построена триумфальная арка, на перекрестках установлены высокие постаменты. Невысокие дома, образовавшие улицу, были скрыты за колоннадами и не сохранились до наших дней. Важно назначение улицы: она должна была соединить между собою два главных храма города. Не исключено также и ее торговое значение.
В Пальмире улица впервые рассматривается как общественный фактор и получает соответствующее архитектурное оформление. Основной элемент оформления - повторение, ритм колонн. Этим выдвигается уже и собственная тема архитектуры улицы: оформление движения в пространстве, оформление перспективы. Прообраз такого оформления мы находим уже в египетских храмовых улицах с их сфинксовыми аллеями. Здесь, так же как и в Пальмире, ритм архитектуры отвечает торжественности медленно шествующей религиозной процессии.
В средние века тема Пальмиры совершенно исчезает. Средневековый город, точно так же как античный или азиатский, представляет собой город индивидуальных домов. Но низкие дома-дворы заменяются многоэтажными домами, построенными в ряд с другими домами, а квадратные блоки - вытянутым в длину рядом домов. Дома уже обращаются к улице фасадами, отдельные части которых (фронтоны, карнизы, эркеры и т.п.) становятся теперь элементами архитектуры улицы. Характерной чертой всех средневековых городов остается дробность отдельных индивидуальных элементов (домов). Фасадная лента домов никогда не увязывается в единое целое, а всегда составляется из отдельных домов. Вследствие этого улица не имеет фронтонов или карнизов единой высоты, не имеет равномерно проведенного профиля и оси симметрии. Тем не менее в средневековом городе постепенно вырабатывается весьма своеобразная и продуманная система архитектурного оформления улицы; сменой изгибов и ширины улиц создается большая подвижность пространственного эффекта; обеспечивается взаимосвязь улиц и площадей; достигается индивидуальное своеобразие отдельного дома, противопоставленного общественному зданию. Характерно здесь то, что средневековые градостроители избегают сооружения общественных зданий и башен, замыкающих улицы по аксиальной линии, а придерживаются расположения, которое хотя и подчеркивает перспективу улицы, но никогда ее не замыкает (исключением являются только башни городских ворот).
Тот факт, что в большинстве средневековых городов, органических по построению всего плана, отсутствует строго проведенная геометрическая система, долгое время объясняли сознательным стремлением к живописному, случайному. Средневековый город и средневековая улица несомненно являются выражением совершенно определенного восприятия пространства. Это восприятие пространства объясняется социальными и техническими условиями планировки городов. Ни общественно-политическая форма средневекового города, ни характер его возникновения и роста не давали возможности применения строго геометрической планировки и организации улицы как единого целого.
Сознательный шаг на пути к строгой геометрии городского плана, а тем самым и к строгой архитектуре улицы, был сделан только поздним Ренессансом, а также барокко. Теоретики Ренессанса все еще находятся во власти представлений о средневековом городе, извилины улиц которого еще Альберти рекомендует как самую подходящую форму на случай защиты от проникшего в город врага.
Но в эпоху позднего Ренессанса и барокко уже вырабатывается совершенно определенный идеал прямых улиц симметрического профиля с карнизами одинаковой высоты и единой архитектурой фасадов. Четким геометрическим формам улиц соответствовали такие же четкие формы площадей. Застройка была приведена к системе прямоугольных блоков. Наряду с этим идеальные планы итальянских городов-крепостей впервые решаются на основе радиальной системы. Улицы замыкаются построенными по аксиальной линии общественными зданиями, а пространственный центр площадей акцентируется установкой монументов, обелисков, триумфальных колонн. Несколько позже самых крупных мастеров градостроительного искусства выдвинула Франция. Она поэтому и задавала тон в дальнейшем. По образцу Версаля в течение XVII и XVIII веков строились все столицы Европы, в том числе и старый Петербург.
Возникшие в эпоху барокко города были резиденциями самодержавных суверенов. Индивидуальное строительство не прекращается, но суверен тем не менее имеет уже возможность, вводя правила застройки, заставить своих подданных придерживаться единообразного оформления уличных фасадов. И там, где это невозможно было осуществить до конца, мастера барокко великолепно умели подчинить всякий отдельный дом архитектуре всей улицы, а улицу, в свою очередь, - площади или общественному зданию. Чрезвычайно высокие образцы городской архитектуры барокко и последовавшего за ним классицизма еще на протяжении значительной части XIX века определяли планировку улиц и площадей. Ведущая роль осталась за Парижем, который застраивался до начала XX века в соответствии с фасадной схемой, установленной архитектором Мансардом в XVII веке. Эта схема фасада со строгими вертикалями стройных французских оконных проемов и легкими горизонталями балконов, оконных архитравов и карнизов способствовала включению отдельного дома в совершенную архитектуру «уличной стены». Это ей парижские бульвары обязаны своим строгим единством, мощной перспективой и воздушной нежностью.
В капиталистическом городе фактически уже отрицаются все основы городской архитектуры эпохи абсолютизма. Застройка стала делом частной инициативы. Таким образом был утерян один из важнейших принципов архитектуры улицы: первоначальная связь между улицей и застройкой. Красные линии служат той бюрократической схемой, в пределах которой частные застройщики могут распоряжаться по своему усмотрению. Установление парижского «габарита» является исключением из общего правила, но даже самые передовые строительные законы не идут дальше регламентации максимальной высоты застройки и разделения ее на открытую и закрытую. Характерный для капиталистического города разрыв между планировкой и застройкой улиц можно иллюстрировать аэросъемкой города Берна (Швейцария). Здесь средневековая, старая часть города сохранила идеальное единство застройки и улиц, в то время как часть города, построенная в XIX веке, отличается бессистемностью в расположении улиц и хаотичностью застройки.
В противоположность европейским градостроителям американцы твердо придерживались своей жесткой, но проведенной с широким размахом шахматной схемы. Зато они долгое время вообще не пользовались регламентированием застройки, и поэтому кварталы небоскребов возникли на улицах, которые проводились в расчете на 3-4-этажные дома.
Среди архитекторов XIX и начала XX века не было недостатка в людях, которые сознавали глубокий упадок городской архитектуры. В трудах Остендорфа, Бринкмана, Берендта и других настойчиво дискутируется вопрос об утраченном со времени барокко архитектурном единстве улицы. Правда, в условиях капитализма дело не шло дальше единичных опытов применения новых принципов на практике. Даже парижская фасадная схема сегодня принадлежит уже прошлому, так как в современном жилище старофранцузские оконные проемы уже заменены новейшим английским широким окном.
Было бы, конечно, глубоко наивно и ошибочно полагать, что можно просто вернуться к принципам планировки улицы эпохи барокко и классицизма. Как в области застройки, так и прежде всего в области транспорта в XIX и XX веках совершилась эволюция, которая диктует новые принципы решения проблемы архитектуры улицы.
В эпоху барокко экипаж не был средством массового передвижения, в наши дни автомобиль безусловно господствует над улицей. Это прежде всего диктует расширение и дифференциацию ее профиля. К проложению очень широких, так называемых «парадных», улиц приступили, правда, уже в XIX веке, до развития автомобильного транспорта, но эти улицы имели чисто репрезентативное значение и возникли не в силу потребностей движения. Наиболее существенными требованиями, выдвинутыми развитием автомобильного движения, являются: разъединение направлений движения, насаждение защитных полос зелени и устройство пешеходных островков в местах пересе чения улиц. На улицах торгового характера нужно, кроме того, учитывать возможность беспрепятственной остановки и медленного движения автомобилей у линии тротуара. Характерный профиль такой деловой улицы открывается с Вацлавской площади в Праге. Интересны принятая здесь изоляция трамвайного рельсового пути посредством особых бортовых камней, а также подразделение улицы на зону сквозного движения (хотя и недостаточной ширины в 4,50 м) и на зону стоящих и движущихся вдоль тротуаров автомобилей. В остальном этот пример показывает типичную картину упадка городской архитектуры. Связь между отдельными случайными фасадами выражается только в соблюдении красной линии и в регламентации высотности. Подъем улицы не полу чил своего выражения в застройке; замыкающее улицу здание не что иное, как кулиса, и не дает впечатления пространственной глубины.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.