журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Город, рожденный дружбой

С. Юсуфджанов, член-корреспондент Международной академии архитектуры стран Востока
сокращенная версия


Душанбе является единственной столицей государства в Средней Азии, которая за невероятно короткий срок превратилась из небольшого феодального городка, насчитывавшего всего несколько сотен жителей, в крупный современный промышленный, культурный, научный и политический центр с населением в один миллион человек. Трудно представить столь стремительный рост и расцвет Душанбе без учета реалий XX века - советской государственности и помощи всех республик бывшего СССР. 


14 октября 1924 года ЦИК Российской Федерации принимает постановление об образовании на основе реорганизации Туркестанской АССР ряда новых республик. 27 октября того же года выходит специальное постановление ЦИК Союза ССР об образовании новых советских республик, в том числе Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики (Таджикской АССР), а 7 декабря 1924 года Душанбе становится ее столицей.
В то время в Восточной Бухаре шла гражданская война. Душанбе находился в центре военных действий и представлял собой разрушенный, израненный, почти обезлюдевший городок. Если в 1910 году в Душанбе насчитывалось 2 тысячи домов, то в 1925 году здесь оставалось около 40 кибиток, его население сократилось с 3140 человек в 1920 году до 283 человек к концу 1924 года. Но, несмотря на тяжкие испытания, началось постепенное возрождение города, его расширение и обустройство.
К началу 1920-х годов на территории современного Душанбе было более двадцати кишлаков. Так, на севере, где сейчас находится цементный завод, располагались кишлаки Сари-Осиё, Гафилобод, Миршикор, Ходжамбиёни-Боло и Ходжамбиёни-Поён. От нынешнего железнодорожного вокзала до района деревообрабатывающего комбината тянулся кишлак Шахмансур, а там, где сейчас расположен городской ипподром, были кишлаки Карамишкор и Чармгарон. Между ними, как раз в центре, и находился старый Душанбе. Земли вокруг были сильно заболочены. Запущенная, заилившаяся за годы гражданской войны арычная сеть не могла обеспечить нужды жителей, в Душанбе не хватало даже арычной воды. Речная вода из Варзобдарьи доставлялась в бурдюках водоносами-машкобами.
Через город тянулись несколько кривых и тесных улочек. Центральная часть Душанбе располагалась в районе нынешней площади имени Исмоила Сомони (бывшая площадь Путовского), здесь размещался базар. А рядом, недалеко от современного Зеленого театра, было одно из городских кладбищ. Противоположная окраина города находилась приблизительно в том месте, где сейчас на площади Дусти (раньше она называлась площадь Советская) высится мемориальная колонна с гербом Советского Таджикистана. Этот район также заканчивался кладбищем. А дальше простирались пустынные поля, весной покрывавшиеся ярким ковром цветов. Там, где сейчас расположены здания Государственной филармонии имени А. Рудаки (бывший первый звуковой двухзальный кинотеатр имени М. Горького) и Республиканской библиотеки имени А. Фирдоуси, в те годы был небольшой аэродром с подземным хранилищем для горючего. От аэродрома приезжающие пешком или верхом на лошадях добирались до большой чайханы в центре города, в которой и ночевали. Для ответственных работников в Душанбе имелось общежитие - две комнаты с земляным полом в постройке барачного типа.
На одной из фотографий, сделанных в 1925 году, можно увидеть длинную низкую глиняную постройку с камышовой кровлей и неоштукатуренными стенами. Над дверью - вывеска на арабском и русском языках: «ТАССР. Народный комиссариат труда». Это было одно из первых государственных учреждений столицы советского Таджикистана. Двухколесная арба, которая видна на этой фотографии, служила основным транспортным средством в столичном городе, где еще не было не то что асфальтированных, но даже грунтовых или каменных мостовых.
На другой фотографии 1925 года запечатлено прибытие очередного каравана со строительными материалами, которые были так необходимы залечивающему свои раны городу. Грузы везли по тракту Гузар-Душанбе протяженностью 290 километров. Всего в перевозках было задействовано до четырех тысяч верблюдов. Караваны в двести-триста, а иногда и тысячу верблюдов всегда сопровождала охрана. В хорошую погоду весь путь занимал 12-13 дней. В таких тяжелых условиях делали первые шаги таджикская архитектура и градостроительство, начинали работать в молодой столице инженеры и строители. В этот период каждый год был по значимости чуть ли не эпохальным, привносящим новые черты в архитектуру города.
Первая электрическая лампочка зажглась в Душанбе в сентябре 1924 года благодаря строительству небольшой электростанции, рассчитанной на 200 осветительных точек. В 1925 году в городе были открыты три начальные школы, больница, магазин. В 1926 году начала строиться, а в 1929 году вступила в действие первая железная дорога Термез-Душанбе, по которой пошли вагоны со строительными материалами.
В 1926 году начали работать несколько мелких маслобойных и мыловаренных предприятий, а также механическая мельница. Это были первые шаги таджикской промышленной архитектуры.
Все сказанное свидетельствует о том, что в трудные годы разрухи инженеры и строители уже начали создавать архитектурно-художественный облик городов молодой таджикской республики. И в этом им оказывала помощь вся страна. Так, с 1925 года из Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы, Харькова и других городов в республику начали приезжать специалисты различных отраслей, и в том числе архитекторы, конструкторы, изыскатели, строители.
Первоначально здания строили одноэтажными, из необожженного (сырцового) кирпича (первый кирпичный завод начал давать продукцию лишь в 1930 году). Но эти постройки уже заметно отличались от традиционных местных жилищ высотой помещений, удобной планировкой, большими окнами. Потолки начали обшивать фанерой во избежание осыпания штукатурки при землетрясениях. А когда в 1929 году по железной дороге стали поступать строительные материалы и в январе 1930 года вступил в строй первый кирпичный завод, в городе появились двухэтажные постройки.
11 декабря 1925 года постановлением Ревкома Таджикской АССР учреждается строительная комиссия при Ревкоме в целях «объединения строительного дела и выполнения государственных строительных работ». В 1926 году была выполнена топографическая съемка и составлен первый план Душанбе. До этого времени его улицы были мало численны и не имели названий (даже в 1930 году в городе насчитывалось всего четыре улицы).
27 апреля 1927 года Совнарком Таджикской республики принял постановление «О строительстве города Душанбе», которое стало первым документом, регламентирующим градостроительные мероприятия. С этого времени начинается интенсивное строительство капитальных административных зданий. В 1929 году по постановлению Совнаркома республики создается правительственная комиссия для выработки проекта благоустройства Сталинабада (Душанбе был переименован в Сталинабад специальным постановлением III Чрезвычайного съезда Советов Таджикистана 19 октября 1929 года. Прежнее название было возвращено городу в 1960 году). В перспективном плане комиссия определила общую площадь города - 3 тысячи гектаров, из расчета, что к концу первой пятилетки в Сталинабаде будут проживать 30 тысяч человек.
1930-е годы стали особенно значимыми для развития Душанбе. Этот период ознаменовался значительным размахом архитектурных и градостроительных мероприятий. Так, в 1930 году началось, а в 1933 году закон чилось строительство первого в городе сооружения из сборного железобетона - здания тепловой электростанции. В 1931 году душанбинцы впервые пили воду из водопроводной сети длиной четыре километра. В 1933 году вступило в строй одно из крупнейших для того времени предприятий легкой промышленности - швейная фабрика, а в 1937 году началось строительство одного из крупнейших в текстильной отрасли бывшего СССР предприятий - Сталинабадского текстильного комбината. 29 октября 1937 года дала ток первая гидроэлектростанция на Варзобдарье - Верхневарзобская ГЭС мощностью 7,125 тысяч киловатт. В первой половине 1930-х годов в Душанбе появился ряд капитальных сооружений, отражающих пафос своего времени. Это здания Совнаркома и Наркомата земледелия по улице А. Лохути, здания Почтамта и двухзального кинотеатра (ныне Государственная филармония имени А. Рудаки).
В 1930-х годах была продолжена работа в области градостроительства. В 1930 году Совнарком республики утвердил проект планировки города Душанбе, разработанный специалистами ленинградского Гипрогора.

Надо отметить, что в начале 1930-х годов в строительной практике наблюдалась чрезмерная разбросанность новостроек, допускалась малая плотность застройки, что очень затрудняло благоустройство города. В связи с этим 29 марта 1935 года Совнарком Таджикской ССР принял специальное постановление «О жилищно-коммунальном хозяйстве в городах Таджикистана», в котором указывалось, что в столице следует строить в основном двух-трехэтажные здания из обожженного кирпича и природного камня.
В 1930-е годы вступила в строй первая очередь каскада Варзобской ГЭС, началась реконструкция тепловой электростанции, были построены алебастровый и известковый заводы, разработан карьер строительного камня, началось проектирование Душанбинского цементного завода - флагмана строительной индустрии республики, были введены в строй Душанбинский полиграфический комбинат, ремонтно-механический и авторемонтный заводы и другие объекты.
Следует отметить, что в первой половине 1930-х годов в городе были возведены необычные по своему облику общественные здания, такие, как Центральный универмаг со своеобразным айваном с колоннадой, книжный магазин «Таджикгиз», «Дом дехканина», железнодорожный вокзал, а также жилые дома.
Поскольку возможности местной строительной индустрии были весьма ограниченны, отсутствовала необходимая строительная база, не хватало строительных материалов и опыта строительства в сложных условиях жаркого климата, высокой сейсмичности и просадочности грунтов, в Душанбе строились в основном одно-двухэтажные здания небольшой площади. Так, в 1937 году из 4295 строений всего 73 были двухэтажными, а трехэтажных зданий было только два. Численность населения таджикской столицы составляла в то время 50 тысяч человек.
Постепенно Душанбе строился и расширялся, приобретая все новые своеобразные черты по мере строительства новых зданий. Так, в 1938 году было начато строительство трехэтажного 40-квартирного жилого дома по улице А. Лахути. В 1940 году по тому же проекту был возведен так называемый «Дом для специалистов» на проспекте Куйбышева.
В 1937 году началось проектирование, а в 1939 году - строительство крупного культурного центра - Театра оперы и балета имени С. Айни. Следует отметить, что само место для его возведения было выбрано на редкость удачно. Театр великолепно смотрится на фоне гор. В этом проекте зодчие впервые воплотили местные традиции. Строительство здания театра явилось частью решения крупной градостроительной задачи. Рядом с ним раскинулась Театральная площадь с фонтаном и сквером. Сейчас это площадь имени 800-летия Москвы - одно из красивейших мест столицы Таджикистана. Одновременно с театром на южной стороне Театральной площади проектировалась и строилась гостиница «Вахш» на 167 мест - первая комфортабельная по тем временам гостиница. При проектировании и строительстве этого здания была учтена композиционная увязка с архитектурой театра, а также с другими зданиями, организующими всю площадь, - Госбанком и Наркомземом.
В конце 1930-х годов было начато освоение территории на правом берегу Варзобдарьи. В 1939 году приступили к строительству комплекса на болотистой, поросшей камышом низине вокруг искусственного озера. Это озеро впоследствии назвали Комсомольским, поскольку и само озеро, и парк вокруг него создавались в основном молодежью совместно с жителями города и окрестных кишлаков методом народной стройки - хашаром. Сейчас озеро входит в большой каскад застройки вдоль реки. Полностью формирование комплекса было завершено в начале 1950-х годов. Одновременно с созданием озера началось строительство спортивного комплекса (ныне Республиканский стадион).
В 1941-1946 годах были введены в эксплуатацию цементный, авторемонтный и электромеханический заводы и первая очередь текстильного комбината. При строительстве этих объектов применялись местные материалы - кирпич и камень. В конце 1940-х годов в Душанбе начались широкие строительные работы, связанные с общей тенденцией к использованию в архитектуре национальных мотивов.
Масштабы строительства возрастали с каждым годом за счет увеличения объемов капитальных вложений. Примечательно, что именно здания, построенные в 1950-е годы, в совокупности и определяют своеобразие архитектурного облика Душанбе. Так, по проспекту А. Рудаки и улице С. Айни строятся трехэтажные жилые дома, появляются и первые четырехэтажные постройки. В городе возводится такое интересное здание, как Республиканская библиотека имени А. Фирдоуси. К заслуживающим внимания постройкам середины 1940-х - середины 1950-х годов можно также отнести здания Национального музея Республики Таджикистан, Таджикского технического университета, Городской клинической больницы № 3, Государственного академического драматического театра имени А. Лахути, Министерства внутренних дел на площади Победы, ЦК КП Таджикистана (в настоящее время Президентский дворец) на проспекте А. Рудаки, Госбанка, Политехнического института, жилые дома по улице В.И. Ленина (сейчас проспект А. Рудаки) и улице С. Айни и многие другие. В послевоенное десятилетие проектировались и строились детские сады, школы, больницы, техникумы, вузовские городки... В 1950-х годах в городе появились сооружения, перегруженные лепными деталями, скульптурными украшениями и другими атрибутами декора, например чайхана «Рохат», построенная в 1959 году на проспекте имени В.И. Ленина.
В 1955-1957 годах на углу проспекта имени В.И. Ленина и улицы Комсомольской был построен первый 73-квартирный четырехэтажный жилой дом с применением железобетонного каркаса. В конце 1950-х - начале 1960-х годов появляются четырехэтажные жилые дома со сборно-монолитным первым этажом.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.