журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | О художественной выразительности интерьера

В. Устин, профессор кафедры «Проектирование интерьеров» МГХПУ имени С.Г. Строганова, кандидат искусствоведения
сокращенная версия


Какой интерьер с художественной точки зрения лучше, выразительнее? Ответить на этот вопрос при распространенном ныне чисто вкусовом к нему отношении невозможно - одному человеку зачастую нравится то, что полностью отвергает другой. Чтобы найти верный ответ, нужно изменить само отношение к интерьеру.

Для этого нам придется коснуться природы интерьера, а значит и его непростой истории, которая сегодня часто сводится к последовательной смене стилей. Это не совсем верно. Подобная смена носит сложный диалектический характер, выражающийся в эволюции каждого Большого исторического стиля: его зарождении, расцвете и увядании. В процессе этой эволюции одно художественное направление сменяется другим, концептуально противоположным. При зарождении стиля в нем господствует направление, основу которого составляет рациональная разработка интерьера, в период заката - иррациональная. В «золотой середине» эти направления сближаются, предопределяя тем самым расцвет интерьерного творчества, которое ориентируется на гармоничное единство функционального и художественного, рационального и эмоционального, полезного и красивого, целесообразного и выразительного.
Вспомним Античную классику - ярчайший образец такого единения.
Примечательно, что она существовала между изначально упрощенной архаикой и изощренным эллинизмом. Высокому Средневековому стилю предшествовал крайне сдержанный романский стиль, а замыкала ряд эмоционально возвышенная («пламенеющая») готика. Далее - гармоничное Высокое Возрождение, взросшее на почве строгого проторенессанса и сменившееся выспренним маньеризмом, а затем - изнеженными барокко и рококо. Внутри субстилей всегда существовали свои достижения, характеризующиеся ярким раскрытием отдельных функциональных или художественных сторон решения интерьера. Среди них имелись и подлинно высокие произведения, которые отличало стремление к устранению в интерьере конфликта между главными, противоположными по сути, его составляющими.
Современное интерьерное искусство не является исключением из общего правила. Оно началось с рационального творчества, а заканчивается (что сегодня четко видно) иррациональным. Его «золотая середина » была отмечена единением функционального и художественного начал. В наибольшей степени к «золотой середине» близки органическая архитектура середины прошлого века и включаемый в нее интерьер.
Основы органической архитектуры еще в самом конце ХIХ века заложил Л.Г. Салливен, а развил их в начале прошлого столетия его ученик Ф.Л. Райт. Высшей степени совершенства она достигла благодаря работам таких выдающихся представителей современной архитектуры, как А. Аалто, Э. Сааринен, О. Нимейер и др. В наше время, к сожалению, органической архитектуре уделяется далеко не самое пристальное внимание. В моде так называемая концептуальная архитектура, предельно ярко представленная самыми разными стилистическими течениями. 
Вполне естественно, что созданные концептуалистами объекты отличаются эффектностью и находят тот самый горячий эмоциональный отклик у зрителей, на который они, собственно, и рассчитаны. Внешне впечатляющей силе этих объектов поддаются даже иные эксперты, высокооценивающие их выразительность. Но, в сущности, их отличает односторонне эстетский характер, не соответствующий уровню высокой, большой архитектуры, подлинно выразительного интерьера. Современный интерьер в корне отличается от интерьера сравнительно недавнего прошлого. Последний был основан на строго функциональной организации пространства: все, что касалось чисто художественной стороны его формирования, по существу, искоренялось. Демонстрировались «голая» функция и конструкция, в отдельных случаях чуть «сдобренная» фактурой материала, а также сдержанным естественным освещением. Недаром это направление в архитектуре и интерьере обозначалось вполне адекватными терминами, как то: «суровый стиль», «неофункциализм», «брутализм» и т.п. В наше время решение определяется не функцией, а формой или внешним видом интерьера (как в архитектуре - обликом здания). Главную роль в нем играют эмоции, вкус, а не здравый смысл. Вкус стал обусловливать основное - выбор стиля. Появились минималистические, постмодернистские, хай-тековские, неоклассические, неоромантические, китчевые и прочие интерьеры. Напомним, что новейшее интерьерное творчество имеет откровенно эклектичный характер (от греческого eklektikos, что буквально означает «выбирающий»). Решение определяется не внутренней логикой, а привносимыми в интерьер извне стилистическими предпочтениями. Это касается всех его элементов. В результате интерьер приобретает исключительно вкусовой характер, который очень часто граничит с проявлениями откровенной вкусовщины и дилетантизма. Обо всем этом наглядно свидетельствуют многочисленные публикации в специализированных глянцевых журналах, нередко под видом «лучших интерьеров» представляющих подделки под действительно выразительный интерьер.
Но как найти путь, ведущий к такому интерьеру? Для этого необходимо в работе над интерьером проявлять высокий вкус и выполнять целый ряд строгих, объективно обусловленных правил (можно называть эти правила закономерностями; кстати, высокий вкус интуитивно учитывает их, а низкий - нет). Что же представляют собой эти правила? Первое и наиболее важное - строго рациональная организация интерьерного пространства. Прежде всего, она подразумевает его удобную, с точки зрения эксплуатации, планировку, включая зонирование, расстановку мебели и оборудования, целесообразное освещение и т.п. Второе правило - наиболее рациональное конструктивное решение включаемых во внутреннее пространство элементов. Следующее - строгое выполнение экономических, технических, высокотехнологических, экологических и других функциональных программ. Замыкает цепочку правило, казалось бы, далекое от первых трех, - создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в интерьере. При его соблюдении решается очень важная функциональная задача - обеспечение наивысшего комфорта во внутреннем пространстве.
При художественном формировании интерьера также необходимо строго следовать основным правилам. Первое - масштабное решение пространства, или нахождение его соразмерности с человеком. Второе - выделение главного элемента композиции и установление четкой соподчиненной связи между всеми ее элементами. Третье - гармоничное сопоставление элементов по пропорциям. Существенным моментом является яркое образное решение интерьера. Оно предполагает наполнение интерьера глубоким эмоционально-художественным содержанием, отвечающим специфике его назначения. Образ обеспечивает интерьеру подлинно художественное своеобразие, очищая от бессодержательной эффектности. Средствами решения всех перечисленных задач являются, в первую очередь, само пространство, а также цвет, материал, свет и т.д. Особое внимание уделяется декору. Он не может быть привнесен в интерьер согласно «выбранному» стилевому решению. Его задача сродни задаче аккомпанемента в совершенной музыке - не разрушая, органично дополнять и обогащать главную композиционную тему (мелодию), разработанную в ходе обстоятельного учета и выполнения всех отмеченных выше, в том числе и функциональных, закономерностей.
И наконец, самое важное - достижение целостности всей интерьерной композиции, придающей наибольшую силу и глубину эмоционально-эстетическому воздействию интерьера на человека. Только она, эта целостность, а не отдельные, пусть и «самые красивые» детали, определяет создание действительно выразительного интерьера.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.