журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Целостная архитектура Алвара Аалто


Марьяна Лазарева, кандидат архитектуры, старший преподаватель МАрхИ
полная версия

Алвар Аалто (1898-1976) - один из крупнейших мастеров архитектуры XX века. Он приобрел известность и авторитет уже в начале 1930-х годов, построив санаторий в Паймио и библиотеку в Выборге, которые стали классическими образцами западной архитектуры.
Аалто стал вторым после Ээро Сааринена финским архитектором, получившим мировое признание. Наиболее близки ему по взглядам Фрэнк Ллойд Райт и другие мастера органической архитектуры, которая рассматривает постройку как продолжение, «развитие» окружающей природы. Если мы посмотрим на целостную архитектуру Аалто, которая связана с природой, то сможем без всяких объяснений понять сущность такого явления, как «органическая архитектура».
В творчестве Аалто можно с некоторой долей условности проследить три периода:
- 1920-1940 годы. Первые постройки архитектора еще отмечены влиянием неоклассицизма, но постепенно он переходит на сторону функционализма. Одними из известных работ этого времени являются санаторий в Паймио и библиотека в Выборге. 
- Послевоенный период, который еще называют «красным периодом». Одна из известных работ этого времени - здание университета в Ювяскюля. В этот период Аалто строит здания в основном из красного кирпича, цвет которого и дал название периоду.
- 1960-1970 годы являются самыми плодотворными в творчестве Аалто. Он добивается всемирной славы, проектирует по всему миру, много строит в Хельсинки.
Метод архитектурного проектирования Аалто основан на внимательном изучении и выражении в пространстве внутреннего содержания зданий, когда отдельные их части, постепенно соединяясь, превращаются в единую сложную структуру. Его интересовали архитектура и дизайн в целом: от городской планировки до конструкции дверных ручек. Он проектировал как отдельные здания, жилые, общественные, учебные и производственные, так и целые комплексы, культовые сооружения и выставочные павильоны, разрабатывал дизайн интерьеров, мебели, светильников… Его метод базировался также на учете социальных условий, не теряя при этом из виду человеческую личность.
Постройки Аалто неотделимы от окружающей среды, будь то городской или природный ландшафт, составляющей частью которого они являются. Бережное отношение ко всему многообразию мира природы проявлялось у Аалто в различных формах. Он, к примеру, осознавая огромное значение психофизических качеств света, стремился всегда обеспечить помещения естественным освещением, мастерски используя его как средство эстетической выразительности. Здесь можно вспомнить уже упомянутую библиотеку в Выборге (1930-е). Библиотечный корпус, прямоугольный в плане, построен почти без перегородок. В потолке имеются 57 круглых конусообразных отверстий диаметром 1,8 метра, которые образуют осветительную систему. Главный принцип этой системы заключается в том, что в течение круглого года зал освещается естественным светом, при этом глубина конусов такова, что лучи солнца не могут прямо проникать в здание и в читальный зал попадает только рассеянный солнечный свет. А в лекционном зале потолок состоит из волнообразных деревянных пластин, которые обеспечивают равномерное распространение звука, и в первую очередь голоса, в большей части зала. Использование такого природного мотива, как волнообразная поверхность, будь то потолок или стена, является характерным для творчества Аалто (интересно, что «аалто» по-фински - «волна»).
Большое внимание Аалто уделял обработке поверхности земли, решая ее как самостоятельную значимую архитектурную тему. Например, террасные сады - излюбленные элементы ландшафтных композиций Аалто. В качестве иллюстрации можно привести здание муниципального центра в Сяюнятсало (1950-1952). Комплекс, расположенный на довольно крутом склоне, состоит из одно- и двухэтажных строений, сгруппированных вокруг двора. Двор приподнят, что было достигнуто использованием излишков земли, оставшихся после рытья котлована под фундамент.
Концепция единства архитектуры и природы наиболее полно проявилась в градостроительных проектах Аалто. Они базируются на целом ряде принципов, рассматривающих тесную связь построек и окружающего ландшафта как важное условие формирования современной городской среды, где человеку должна быть предоставлена возможность постоянного общения с природой. В основе планировочных решений Аалто лежат идеи формирования гибких городских структур, органично вписанных в природное окружение. Аалто требовал от городской планировки в первую очередь «эластичности», позволяющей управлять ростом города во всех его формах и создавать постоянную возможность обновления для окружения человека. Хорошим примером может послужить общественный центр индустриального города Сейняиоки (1960-е), расположенного в западной Финляндии. Сейняиоки также является крупным религиозным центром этой части страны. Именно поэтому городской центр образуют две связанные между собой площади - общественная и церковная. Одним из основополагающих принципов его функциональной организации было разделение автомобильного и пешеходного движения. Все автомобильное движение вынесено на периферию, что позволило создать большие свободные зоны для пешеходов. Здание церкви доминирует в застройке центра, а большой двор перед ней решен в виде террас, покрытых травой. Двор соединяется с пространством церкви при помощи широких раздвижных дверей, что позволяет присутствовать на службе многим тысячам людей. 
Общественная часть центра состоит из зданий городского совета, театра и библиотеки. Несомненно, здание муниципалитета является главным на площади, оно огибает ее пространство, изолируя его от внешних воздействий. Земля, оставшаяся после рытья котлована, была использована для создания земляных ступеней, которые ведут сразу на второй этаж - в зал заседаний. Этот террасный сад - центр композиции всей муниципальной площади.
Творческие принципы Аалто на протяжении всей его жизни почти не претерпели кардинальных изменений и не зависели от преходящей моды. Каждое его новое произведение не отрицало уже созданного, а лишь развивало его. В течение своей многолетней практики Аалто выработал ряд композиционных приемов, способствующих гармоничному сочетанию постройки с природным окружением. Благодаря этому наиболее характерные и живописные фрагменты ландшафта стали неотъемлемой частью его сооружений. 
Показательно в этом отношении здание проектной мастерской архитектора (1955). Как говорил сам Аалто: «Архитектура не может рождаться в помещениях конторы. Появилась необходимость создания архитектурной мастерской нового типа». И он ее создал, построив в тихом пригороде Хельсинки мастерскую со спокойной рабочей обстановкой и благоприятной атмосферой. В мастерской предусмотрена возможность как для самостоятельной работы архитектора, так и для необходимой коллективной. А небольшой внутренний дворик, поднимающийся амфитеатром, использовался в летнее время для отдыха, бесед, показа фильмов, а также как лекционный зал. 
Постройкам Аалто свойственна не только тесная связь «внутреннего» и «внешнего», их взаимопроникновение и чередование, а также и индивидуальные особенности пространственных форм, пластическая гибкость их контуров. Сближению построек и природы способствовал и выбор строительных материалов - будь то дерево, кирпич, гранит или медь. Показательно, что Аалто никогда не применял алюминий, очень неохотно - пластмассу и другие полимерные материалы. «Материал требует проверки временем, - говорил Аалто, - и не все новые материалы созрели для того, чтобы использоваться в архитектуре». 
Широкое распространение в самых разных по масштабу работах Аалто - от градостроительных комплексов до отдельной квартиры - получил прием формирования пространства вокруг центрального двора, служащего связующим звеном между интерьером и внешней средой. Здесь можно рассмотреть довольно известную работу архитектора - виллу «Майреа» (1938-1939). Центральную часть постройки образует дворик с газоном и бассейном. С трех сторон дворик окружен домом, включающим жилую зону, галерею и баню. Главную часть дома составляет единое большое помещение (около 250 кв. м), которое по желанию может быть разделено на комнаты скользящими перегородками.
Еще одно интересное здание с внутренним двориком - загородный дом самого Аалто в Мууратсало (1952-1953). Внутренний двор являлся также лабораторией мастера, там он пробовал найти идеальную форму кирпича или стандартной детали. В проекте своего дома Аалто применил нерегулярную систему опор: несущие опоры размещены в наиболее выгодных точках рельефа. 
В короткой статье невозможно рассказать обо всех работах Аалто, но хотелось бы упомянуть еще о нескольких. Это и туберкулезный санаторий в Паймио (1929-1933), состоящий из нескольких корпусов, расположенных с учетом правильной ориентации по сторонам света, и собственный дом Аалто в Хельсинки (1934-1936), который был задуман и как жилой дом, и как мастерская с садом на террасе второго этажа, и университет в Ювяскюля (1951) с интересно решенными дворовыми пространствами. Конечно же, нельзя не упомянуть и церковь Трех крестов в Вуоксенниске (1956-1958), состоящую из трех залов, разделенных мобильными перегородками. Главная, акустическая проблема была решена здесь путем проектирования асимметричного пространства, дугообразных и изогнутых частей стен, наклонных окон.
В заключение приведем слова о творчестве Алвара Аалто его биографа Ёрана Шильдта: «Стиль Аалто не элегантен, не изыскан и не таинственен, но этот мастер исполнен самых богатых идей. Ко всему, что не относится к миру осязаемых вещей, он проявляет скептицизм реалиста. Его творчество дышит мощью, свежестью и, главное, свободолюбием».

Список использованной литературы
1. Аалто А. Архитектура и гуманизм (сборник статей) / Пер. с финск., англ., франц. и нем. под ред. Гозака А. М.: Стройиздат, 1978.
2. Гозак А. Длиной 50 лет. Архитектурные записки // Арх. вестник. 2003. № 4 (73). http://www.archvestnik.ru/ru/magazine/852 
3. Алвар Аалто. Карельский шедевр. Библиотека в Выборге: судьба памятника эпохи модернизма / Фремптон К., Верн Р., Гозак А., Душкина Н. / Ред.-сост. Кудрявцева Л. М.: Амфора, 2008.


Проекты Алвара Аалто (неполный перечень)
1918: Дом родителей архитектора, Алаярви
1918: Колокольня, Каухаярви
1922: Индустриальная выставка, Тампере
1924: Церковь, Аянекоски
1927 (конкурс, 1 премия), 1930/1935 (строительство): Городская библиотека, Выборг
1927/1928: Дом крестьянина и Финский театр, Турку
1927/1928: Жилой дом, Турку
1927/1929: Здание редакции газеты «Турун Саномат», Турку
1928 (конкурс, 1 премия), 1929/1933 (строительство): Туберкулезный санаторий в Паймио
1929: Выставка «700 лет Турку»
1930/1931: Целлюлозная фабрика, Топпила, Оулу
1934/1936: Собственный дом, Хельсинки
1936 (конкурс, 1 и 2 премии), 1936/1937 (строительство): Финский павильон на Всемирной выставке, Париж
1936/1939 (1 очередь), 1951/1954 (2 очередь): Целлюлозный комбинат, Суннила 
1937: Ресторан «Савой», Хельсинки
1938 (конкурс, 1, 2 и 3 премии), 1938/1939 (строительство): Финский павильон на Всемирной выставке, Нью-Йорк
1938/1939: Вилла «Майреа», Ноймаркку
1938/1940: Блокированный дом, Кауттуа
1941: План экспериментального города
1947: Исследовательский центр, Авеста, Швеция
1947/1948: Студенческое общежитие Массачусетского технологического института, США
1949/1954: Спортивный зал, Отаниеми
1950 (конкурс, 1 премия), 1950/1952 (строительство): Муниципальный центр, Сяюнятсало
1950 (конкурс, 1 премия), 1952/1957 (строительство): Педагогический институт, Ювяскюля
1952: Здание Ассоциации финских инженеров, Хельсинки
1952-1953: Собственный дом, Мууратсало
1955: Собственная мастерская, Хельсинки
1955/1957: Жилой дом в квартале Ганза, Западный Берлин
1955/1958: Дом культуры, Хельсинки
1955/1964: Главное здание Политехнического института, Отаниеми
1956: Финский павильон на Биеннале, Венеция
1956/1958: Церковь, Вуоксенниска
1956/1958: Дом Луи Карре, Базош, Франция
1958/1960: Церковь, Сейняиоки
1958/1962: Жилой дом, Бремен, ФРГ
1958/1963: Культурный центр, Вольфсбург, ФРГ
1959/1962: Офис фирмы «Энсо-Гутцайт», Хельсинки
1959/1962: Музей Центральной Финляндии, Ювяскюля
1959/1962: Религиозный центр, Вольфсбург, ФРГ
1960/1961: Торговый центр, Отаниеми
1962: Жилые дома, Тапиола
1962/1964: Здание управления Скандинавского банка, Хельсинки
1962/1966: Студенческое общежитие, Отаниеми
1963/1965: Интерьер международного центра образования, Нью-Йорк, США
1963/1965: Муниципалитет и библиотека, Сейняиоки
1963/1965: Центр студенческих ассоциаций, Уппсала, Швеция
1965/1968: Скандинавский центр, Рейкьявик, Исландия
1965/1968: Библиотека, Рованиеми
1965/1968: Жилой дом, Люцерн, Швейцария
1965/1970: Университетская библиотека, Орегон, США
1966/1969: Академический книжный магазин, Хельсинки
1966/1969: Ратуша, Алаярви
1967/1971: Дворец «Финляндия», Хельсинки
1969/1972: Музей искусств, Ольборг, Дания
1970/1975: Театр, Рованиеми
1973/1975: Дом конгрессов (расширение дворца «Финляндия»), Хельсинки
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.