журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Градостроительный аспект комплексного благоустройства территорий линейных объектов

Анастасия Скобликова, архитектор, ООО «МЦ «ЛАД»
полная версия

Любой город начинался с дороги. Возникая на пересечении важных торговых путей, города и в дальнейшем развивались благодаря дорогам. Сегодня уже сам город печется о развитии инфраструктуры, как внутри, так и за его пределами, вкладывая свои средства и силы в ее функционирование. Нет дорог - нет города. Все предельно просто. Однако плохие дороги, неблагоустроенные и порой опасные для населения, - это как болезнь, и если ее не лечить, то город умрет.
Куда бы мы ни пошли, везде дороги - своеобразные артерии города, связывающие основные узлы общественного тяготения. Они формируют определенный эстетически-художественный образ города. Поэтому необходимость в качественной организации пешеходно-транспортного сообщения внутри городской среды ощущается сегодня особенно остро. 
В специализированной среде дороги имеют иное наименование, отличное от бытового, - это один из линейных объектов, к числу которых действующее законодательство относит также сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередач, линии связи, трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (статья 1 Градостроительного кодекса РФ). Целесообразно дополнить это определение и отнести к линейным объектам также пешеходные зоны, включающие озелененные территории, тротуары, площадки для отдыха c малыми архитектурными формами и другими элементами средового дизайна, детские площадки, площадки для выгула домашних животных, парковки, а также городские площади с примыкающими объектами различного функционального назначения. 
Темпы урбанизации и развитие инфраструктуры города требуют обеспечения комфортных условий для проживания в нем, и благоустройство территорий линейных объектов играет в этом главенствующую роль. В связи с этим встает вопрос о необходимости комплексного подхода при проектировании и создании комфортных городских пространств. Благоустройство подразумевает ряд мероприятий, проводимых на территории с целью улучшения ее эксплуатационных и эстетических характеристик. Какие именно это мероприятия? Это не только озеленение, цветочное оформление и обводнение территории, но и архитектурно-планировочная, колористическая организация среды, архитектурное освещение, монументально-художественное, рекламно-информационное, праздничное оформление, использование малых архитектурных форм и т.д. Подобные мероприятия помогают создавать яркие, оригинальные пространства. Ведь в совокупности линейные объекты формируют лицо города. 
Обеспечение безопасности горожан - одна из главных задач комплексного благоустройства территорий линейных объектов. Специфика работы с такими объектами состоит в том, что они достаточно протяженные: их длина исчисляется километрами. А функциональная нагрузка, которую они несут, определяет методику, используемую при проектировании. 
Первый аспект, который учитывается, - это обеспечение безопасности как пешеходов, так и автомобилистов. Речь идет о необходимости непрерывной пешеходной связи вдоль всего линейного объекта, систематизации рекламно-информационных установок, устройстве функционального освещения, безопасных парковок, пандусов и т.д. Руководствоваться при этом следует действующим законодательством и существующими нормами и регламентами.
Второй аспект - наличие прилегающих функциональных зон. Учитывая, что линия застройки обычно располагается в непосредственной близости от дорог, возникает необходимость в создании буферной зоны - озелененных территорий с насаждениями, служащими своеобразным защитным экраном от неблагоприятных факторов (загазованность, шум).
Реализация названных аспектов невозможна без применения специфических инструментов их формирования, назовем их приемами комплексного благоустройства, на всей протяженности линейного объекта. Существует бесчисленное множество подобных приемов, они разрабатываются в каждом конкретном случае индивидуально. Однако следует перечислить основные из них: 
- организация безопасных парковок общественного транспорта у остановок; 
- расстановка ограничительных элементов, определяющих границу между тротуаром и проезжей частью. Также можно использовать так называемый приподнятый газон в цоколе между тротуаром и проезжей частью. Помимо того что такой газон служит своеобразным физическим барьером, он еще и защищает почву от неблагоприятных воздействий. Это позволяет высаживать качественный посадочный материал и улучшать тем самым экологическую ситуацию на прилегающих территориях;
- организация площадок для отдыха с необходимым набором малых архитектурных форм.
Следует отметить, что существует много приемов в рамках каждого направления комплексного благоустройства, будь то освещение, колористика, рекламно-информационное оформление, озеленение и т.д. Повторяясь с некоторым шагом на протяжении всего линейного объекта и меняя лишь свое внешнее выражение, они помогают обеспечивать быстрое и безопасное передвижение пешеходных и автомобильных потоков. 
Но не следует забывать и об эстетической составляющей в организации городской среды. Умелое оперирование приемами позволяет достичь основной цели комплексного благоустройства линейных объектов - формирования гармоничного градостроительного и визуально-информационного оформления городского пространства. 
В заключение хочется отметить, что комплекс мероприятий, а также приемов в соответствии с функциональным зонированием территорий линейных объектов достаточно обширен и необходимо осуществлять их в порядке стадийности, предусмотренном архитектурной концепцией. Архитектурная концепция определяет основные направления и систематизирует эти мероприятия. Только после этого выполняется архитектурный и рабочий проект благоустройства с конкретной привязкой к месту, и далее уже осуществляется реализация проекта. Такая последовательность помогает избежать ненужных элементов в проектировании, улучшить качество городской среды, а также в значительной степени сохранить бюджетные средства, выделяемые на комплексное благоустройство территорий в рамках городских целевых программ.

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.