журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Человек и природа как источники вдохновения

Питер ван дер Рее
сокращенная версия


То, что мы называем «органической архитектурой», не является ни стилем, ни культом, ни модой, а движением, которое основывается на видении новой целостности человеческой жизни, в которой искусство, наука и религия являются одним целым, образуя форму и содержание.
Фрэнк Ллойд Райт

Понятие «органическая архитектура» является популярным и часто используемым, но при этом сложным и спорным. Оно вызывает представления об архитектурных сооружениях, которые взаимосвязаны с природой, с ландшафтом. Интересно, что это понятие особенно часто используется дилетантами. Оно является весьма проблематичным, поскольку очень сложно сформулировать принципы органической архитектуры и обозначить границы, отделяющие ее от других архитектурных направлений.
К тому же профессионалам это понятие кажется противоречивым, ведь если есть «органическая архитектура», то существует и «неорганическая архитектура», которая не вписывается в окружающую среду. Должны ли архитектурные формы ориентироваться на живую природу, или в этом есть что-то надуманное, искусственное? Причина этого мнимого противоречия кроется в нашей привычке считать архитектуру чем-то обособленным от окружения. Часто мы рассматриваем архитектурные сооружения как самостоятельные объекты с точки зрения эстетики и их технических качеств. На самом деле не существует автономных архитектурных сооружений. Здания всегда ориентированы на определенную окружающую среду, определенный ландшафт, они построены людьми для конкретных целей и используются по назначению в процессе своего существования.
Материалы, применяемые при строительстве, имеют свой собственный характер, они берутся из окружающей природы и рано или поздно возвращаются обратно в природу. Когда человек сознает эти естественные процессы, указанное противоречие разрешается само собой. И тогда органическую архитектуру можно охарактеризовать как архитектуру, ориентированную на природную среду, ландшафт и процессы, происходящие в здании. Сами по себе архитектурные формы не являются определяющими, архитектурно-пространственное решение обусловливается целью и назначением зданий. Таким образом, стержнем и главной отличительной чертой органической архитектуры является единство формы и функции.

Пионеры органической архитектуры
Термин «органическая архитектура» появился в различных источниках в начале 1900 года. Пионеры органической архитектуры, полемизируя с представителями радикального функционализма, пытались наиболее разумными способами интегрировать в архитектуру новые возможности техники и искусства с учетом индивидуальных потребностей и психологии людей. При этом, проектируя свои сооружения, они вдохновлялись образами живой природы. В природе существует разумный баланс между рациональным и эстетичным; архитекторы и дизайнеры при проектировании также должны руководствоваться этим правилом. Единство формы и содержания, функции, конструкции и эстетических качеств должно быть совершенным.
Для пионеров органической архитектуры природа была больше, чем случайной материальной силой. Для Луиса Салливена (1856- 1924) и Фрэнка Ллойда Райта (1869-1959) она являлась источником вдохновения. В представлении Райта органическая архитектура - это архитектура естественная, возникающая не на почве искусственных эстетических теорий, а из жизненных потребностей человека. Для Антонио Гауди (1852-1926) природа была божьим творением, откуда человек может черпать ответы на все вопросы, и в представлении Рудольфа Штайнера (1861-1925) природа обладала божественным началом.
Человек является частью природы, а архитектура не только преследует практические цели, но и помогает человеку осознать духовную связь с природой и вернуться к истокам. Архитектура должна не только обеспечивать человеку крышу над головой, но и быть «оболочкой» для его души и сознания. Поэтому в конечном счете основным принципом органической архитектуры является соответствие человеческим потребностям.
В основе органической архитектуры лежит убеждение, что рукотворная окружающая среда не только отражает эпоху и культуру, но и является выражением внешней и внутренней жизни человека. Среда, в которой мы живем, предлагает нам определенные возможности и питает нас постоянным потоком впечатлений. Она влияет на формирование нашего сознания в определенном направлении. Поэтому совсем не безразлично, в какой окружающей среде человек рождается, развивается и живет.
Это убеждение объединяет всех архитекторов, посвятивших себя органической архитектуре. Каким образом их вдохновляет живая природа, и как они воплощают свои впечатления при проектировании различных сооружений? В органической архитектуре существует четыре ведущих направления. Два из них ориентированы на окружающую среду, а два других - на природу человека.
Отношение к окружающей среде Первое направление возникло в конце XIX столетия в Соединенных Штатах Америки. Его родоначальниками считаются Луис Салливен и Фрэнк Ллойд Райт. Оба они были эмигрантами: Салливен - из Ирландии, Райт - из Уэльса, и имели кельтские корни, что определило их отношение к природе и ландшафту.
Луис Салливен был профессиональным архитектором, его теория органической архитектуры основывалась на практической деятельности, ему удалось воплотить абстрактный принцип «форма следует функции» в реальность. В отличие от романтиков, ландшафтных архитекторов, создавших прогрессивную для своего времени архитектурную теорию, но на практике остававшихся эклектиками, Салливену удалось достичь единства теории и ее практического воплощения. Поэтому его влияние на дальнейшее развитие архитектуры было очень сильным, а его достижения стали опорой современной архитектуры. Взаимоотношения архитектуры и ландшафта играли важнейшую роль и в проектах Фрэнка Ллойда Райта. Он особо акцентировал свойство органической архитектуры соответствовать определенному ландшафту и строил свои дома в складках рельефа так, что казалось, будто они составляют единое целое с окружающей природой. При проектировании Фрэнк Ллойд Райт исходил из конкретного ландшафта, его здания подобны растениям, которые появляются из земли и тянутся к свету.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.