журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Памятник Президенту Г.А. Алиеву в Баку

Г. Шугаев
полная версия


Баку - один из древнейших городов на территории СНГ, первое упоминание о нем относится к V веку. Градостроительные особенности Баку определились в XIX - начале XX века. Это был период зарождения главной планировочной структуры города, его становления как крупнейшего промышленного центра Закавказья.
Неблагоприятные климатические условия, отсутствие источников пресной воды и какой-либо природной растительности затрудняли интенсивное освоение городских территорий. Отсутствие зеленых насаждений ухудшало условия жизни в Баку.
Начиная с 1859 года к единственному к тому времени зеленому оазису на плане Баку, Губернаторскому саду, постепенно начинают добавляться новые зеленые пятна: Цициановский сад - ныне сквер перед музеем Низами, площадь Парапет - ныне Площадь фонтанов, Молоканский сад - ныне сад имени Хагани и др.
После установления в Азербайджане советской власти начинается бурное развитие Баку, здесь работают известные архитекторы А. Щусев, Л. Ильин, А. Иваницкий, Л. Руднев, А. Веснин и В. Веснин. За короткое время, используя в качестве подосновы генеральные планы Баку, разработанные в конце XIX века архитекторами Касим-беком Гаджибабабековым, Н.А. фон дер Нонне и М.Г. Гаджинским, они создают новый генеральный план развития города. При огромных масштабах строительства в городе к тому времени сформировались национальные архитектурные кадры. Азербайджанские архитекторы, мастерски соединяя национальные традиции с канонами мирового зодчества, создали прекрасные архитектурные шедевры.
В этом процессе немаловажную роль сыграли творческие поиски в области формирования городских площадей и озелененных пространств в городской среде. Позже, в 1950-е годы, был утвержден генеральный план развития города до 1974 года, разработанный институтом «Бакгипрогор». В конце 1960-х годов на высшую руководящую должность в республике был избран Г.А. Алиев, который энергично претворял в жизнь масштабные планы по жилищному строительству, возведению сооружений культуры и отдыха, а также развитию инженерно-транспортных коммуникаций, озеленению и благоустройству города.
После обретения независимости в 1991 году Азербайджан столкнулся с рядом проблем, которые так или иначе отразились на формировании города Баку как столицы независимого государства. Вместе с тем становится все более очевидным, что Баку, являясь одним из центров мировой нефтедобычи, может претендовать на важную роль в становлении так называемого «шелкового пути XXI века». Новые экономические возможности страны способствуют обновлению облика города, скорейшей модернизации его центральной части. Баку, имевший в прошлом славные традиции по озеленению города и пригородных зон, ныне играет главную роль в возрождении этих традиций в крупных масштабах. Еще в прежние годы стоявший у истоков этого процесса Г.А. Алиев предвидел необходимость дальнейшего озеленения городских территорий, создания садов и парков для улучшения экологии города. В условиях нового времени эта задача становится все более актуальной.
Особенностью Баку является его расположение в виде амфитеатра: городские территории, подчиненные Бакинской бухте, размещаются на террасах. Город с трех сторон примыкает к бухте, вследствие чего сложилась система улиц полукруглых очертаний, которые пересекаются перпендикулярными улицами, расходящимися в разные стороны от береговой линии Приморского бульвара.
Сложившаяся градостроительная ситуация позволила работавшим в прошедшие годы и ныне действующим градостроителям заложить в основу генерального плана Баку несколько протяженных зеленых зон, которые в условиях жаркого климата города архинеобходимы и жизненно важны.
Практически каждому старожилу столицы Азербайджана и всей архитектурной общественности было известно, что доминирующей составляющей утвержденного в 1950-е годы генерального плана Баку является создание в его центральной части большой благоустроенной зеленой зоны, где жители этого южного города могли бы с комфортом проводить свободное время. К настоящему времени сложились линии бульвара вдоль морского причала, формируется новая бульварная зона в центре города - зеленый бульварный массив между железнодорожным вокзалом и зданием Академии наук в нагорной части Баку. Третья зеленая зона начинается от Республиканского стадиона и тянется далее вдоль улицы М. Вагифа и проспекта А. Бакиханова до парка «Измир».
Наиболее интересной и трудоемкой по ряду специфических причин является центральная бульварная зона, на территории которой был намечен и реализован проект памятника Г.А. Алиеву. Какие бы планировочные решения ни закладывались в основу этой грандиозной протяженной зеленой полосы, они не предусматривают существования какой-либо одной доминанты. На протяжении всей благоустраиваемой территории расположены сложившиеся объекты различного значения - Драматический театр, Национальный банк, Дворец Республики имени Г.А. Алиева, которые естественным образом делят эту зону на отрезки обособленных парковых зон, которые должны выполнять разные функциональные и общественные «обязанности».
Началом реализации генерального плана реконструкции центральной части Баку можно считать проектирование и формирование в 2005 году парка, расположенного на отрезке между улицами М. Физули и Ш. Бадалбейли, проспектом Бюль-бюля и улицей Р. Бейбутова. Эта организованная в градостроительном отношении площадь ограничена по длинной стороне парка доминантами масштабных зданий Дворца Республики имени Г.А. Алиева и Национального банка.
Идея установки памятника выдающемуся лидеру азербайджанского народа Г.А. Алиеву в месте, где согласно генеральному плану начинается центральная парковая зона, принадлежала президенту Фонда Г.А. Алиева, Послу Доброй Воли ЮНЕСКО Мехрибан Ариф кызы Алиевой. Как автор замысла, она проявляла живейший интерес к проекту и принимала непосредственное участие в процессе проектирования вплоть до обсуждения деталей благоустройства на всех его этапах. Эта идея была воплощена в жизнь авторским коллективом из Москвы в составе главного художника г. Москвы академика архитектуры Игоря Воскресенского и заслуженного художника России скульптора Салавата Щербакова.
Результатом напряженной творческой работы стало возведение за короткое время памятника Г.А. Алиеву на территории великолепно спланированного парка. Благоустроенное зеленое пространство преобразило сложившуюся в градостроительном отношении площадь. Отделочные работы выполнены на достойном профессиональном уровне.
Монументальный памятник Г.А. Алиеву, обращенный в сторону улицы Р. Бейбутова, приподнят по отношению к площади на полукруглом цоколе с обрамляющей стенкой, которая по фасаду завершается картушами с геральдической символикой. Сразу за памятником по центральной оси площади установлены три многоярусных фонтана, выполненных из красного гранита. В ночное время общее впечатление от площади усиливается благодаря продуманной системе освещения и светильникам оригинальной формы.
Необходимым дополнением к основным, крупным элементам парка служат малые формы, расставленные в необходимых местах и обеспечивающие жителям Баку достойный отдых. Общее положительное впечатление несколько нарушает выполненная городскими властями без согласования с авторами проекта площади отделка пешеходных зон полированными плитами, которые при осадке будут создавать сложности для пешеходов. Нельзя не отметить самоотверженную работу строителей, каменщиков, озеленителей, которые за короткий срок сумели претворить в жизнь замысел руководителей республики и авторов этого большого и важного проекта.
Автору статьи, приехавшему на открытие памятника Г.А. Алиеву из Москвы, как бывшему бакинцу, было приятно видеть радостные лица жителей города, присутствовавших при этом событии, положившем начало большой работе по реконструкции центральной части столицы Азербайджана.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.