журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | АРХИТЕКТУРА МОСКОВСКОГО МЕТРО сегодня и вчера


Н.Шумаков, главный архитектор Метрогипротранса

В 2003 году исполняется 70 лет Метрогипротрансу, головному институту по проектированию объектов метрополитена. Юбилей этой уважаемой организации - прекрасный повод поговорить об архитектуре московского метро, попробовать разобраться, почему она получилась такой, а не иной, и что происходит с ней сегодня.

Чтобы ответить на эти вопросы, без экскурса в историю, пожалуй, не обойтись. Итак, 72 года назад, 15 июня 1931 г., пленум ЦК ВКП(б) принял решение о сооружении в столице метрополитена. А 15 мая 1935 года открылась первая очередь Московского метро на участках от станции «Сокольники» до «Парка Культуры» с ответвлением от «Охотного ряда» до «Смоленской».
Начало 30-х годов прошлого века. Ситуация в стране меняется, вызывая изменения и в культурной жизни, искусстве, архитектуре. Конструктивизм, еще недавно безраздельно владевший умами архитекторов, сходит на нет, будучи не в состоянии отвечать далее потребностям общества. Его «исчерпанность» (во многом связанная с неразвитостью строительной базы) становится очевидной и творцам архитектуры, и ее потребителям. Ощущение того, что нужна другая архитектура, становится одной из составляющих времени.
Похоже, архитекторы, проектировавшие первую очередь метро, предложили именно то, чего жаждали власть имущие. При этом их вкус поразительно совпал со вкусом горожан, как давно живущих в городе, так и только что выброшенных в него волнами сталинской индустриализации и коллективизации. Выяснилось, что конструктивизм не нравится никому, кроме самих архитекторов, которым он тоже перестал нравиться. Архитектура прошлого казалась намного красивее и богаче. Наши предшественники рассуждали примерно так: «Мы строим прекрасное будущее, на пороге которого стоим. У этого будущего должна быть прекрасная архитектура. Современная архитектура нас не удовлетворяет, зато история человечества знает восхитительное зодчество Греции, Рима, эпохи Возрождения... Если старое так превосходно, то зачем же искатьновое, которое, еще неизвестно, понравится или нет»?
Первые станции Московского метрополитена получили особый статус, вобрав в себя искренний пафос того времени. Система метро рассматривалась как составляющая городской инфраструктуры и, прежде всего, как часть среды человеческой деятельности. Отсюда стремление снять качественное противопоставление «земного» и «подземного», создать под землей среду человечную и одухотворенную. Социально-психологическая задача заключалась в том, чтобы уберечь от возможного шока горожан, помочь им преодолеть ощущение подземелья. Поэтому каждую станцию стремились сделать узнаваемой и запоминающейся, темати ческими и образными ассоциациями связать с определенным местом в городе, чтобы облегчить ориентацию.
Будучи общедоступным, метро являло собой осуществленную мечту о будущем, преображенном невиданной техникой и воплотившем романти ческие фантазии урбанистов. Оно несло в себе образы золотого века, представления о стабильной, упорядоченной жизни, все окружение которой поднято до уровня Дворца. Порыв в будущее соединялся с пафосом жизнеустройства, обращенного к «сегодня». Архитектура Московского метро в массовом сознании воспринималась как соизмеримая по художественной ценности с памятниками классического зодчества. В то же время это был фрагмент будущего, начало рождения социалистического города, видневшегося в «светлых далях». Тридцатые годы для советской архитектуры оказались периодом замкнутым, хотя и не завершившимся, не осуществившим своих потенций. Разворачивавшиеся процессы в 1941 году прервала война. Правда, метро в Москве продолжало строиться и в это тяжелое время. В 1943-1944 годах были введены в эксплуатацию семь станций - «Бауманская», «Измайловский парк», «Семеновская», «Электрозаводская», «Автозаводская», «Новокузнецкая», «Павелецкая», которые к 50-летию Победы полу чили статус памятников истории и культуры. Надо сказать, что по развитию темы Дворца, в частности по насыщенности декором, эти станции превзошли своих предшественников.
Послевоенные годы отмечены не только трудностями, но и подлинным энтузиазмом восстановления. Официальная пропаганда стремилась внедрить в сознание состояние коллективной эйфории. А декорации должна была создать архитектура. Отработанные в тридцатые годы методы теперь проходили отбор и унификацию, вводящие прежнее разнообразие в строгие рамки. Парадно-триумфальный характер конца сороковых - начала пятидесятых нашел отражение и в метрополитене. Установка на «дворцовость» сконцентрировалась в монументальных формах с интенсивным декором.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.