журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | «Бульвар Дмитрия Донского»



Станция «Бульвар Дмитрия Донского», открытая для пассажиров в конце прошлого года, стала 164 станцией столичного метро и 25-й Серпуховско-Тимирязевской линии - одной из самых «молодых» и динамично развивающихся на Московском метрополитене.

Первый участок Серпуховско-Тимирязевской линии был сдан в эксплуатацию в 1983 году. С тех пор в течение 10 лет практически ежегодно линия становится на один или несколько перегонов длиннее. В середине 90-х годов в связи с недостаточностью государственных инвестиций на развитие метрополитена городские власти приняли стратегическое решение - пускать новые линии небольшими участками по мере их готовности. Так, на южном участке Серпуховско-Тимирязевской линии в 2000 году вступила в строй станция «Улица академика Янгеля», в 2001-м - «Аннино», в 2002-м - «Бульвар Дмитрия Донского». В текущем году будет введена в эксплуатацию первая очередь Бутовской линии легкого метро, а в следующем - вторая.
Серпуховско-Тимирязевская линия - наиболее протяженная на Московском метрополитене. Длина ее составляет 41,278 км. На линии расположено 25 станций, пять пересадочных узлов и два депо. Ежедневно по линии перевозится более 1 млн. пассажиров. Строительство участка от станции «Аннино» до «Бульвара Дмитрия Донского» началось в 1993 году. Из-за отсутствия финансирования в середине 90-х его заморозили на несколько лет и возобновили только в 2000-м. Тогда же было принято еще одно стратегическое решение - продлить Серпуховско-Тимирязевскую линию в район Южное Бутово открытым участком с размещением станций и перегонов на эстакаде. Станция «Бульвар Дмитрия Донского» должна была стать пересадочной с обычного метро на легкое. В связи с этим проект станционного комплекса был срочно переработан. Таким образом, ее проектирование с перерывами велось больше десяти лет.
Станция расположена в центральной части района Северное Бутово на участке одноименного бульвара между его пересечением с улицей Грина, с одной стороны, и с улицами Старокачаловская и Знаменские Садки - с другой. Будучи станцией мелкого заложения, она построена на минимальной глубине - высота лестниц в вестибюлях
составляет всего 3,2 метра. Основная ее особенность заключается в том, что в центре комплекса расположена станция Серпуховско-Тимирязевской линии, а по бокам - платформы Бутовской линии легкого метро. Каждая из них содержит один путь и платформу шириной 4,5 м. Станция имеет два подземных вестибюля. Они размещены в торцах платформы и объединены с подземными пешеходными переходами. Лестницы пересадочного узла, смещенные к северному вестибюлю, делят платформу на две неравные части. Южный вестибюль - объединенный, отсюда можно попасть как на станцию «Бульвар Дмитрия Донского» Серпуховско-Тимирязевской линии, так и на обе платформы станции «Качалово» Бутовской линии, а также осуществить пересадку с одной линии на другую. Выход со станции и пересадка на платформы легкого метро осуществляются по широким лестничным маршам. С поверхностью станция связана десятью лестницами, расположенными по двум сторонам проезжей части и зеленой зоны Бульвара Дмитрия Донского. Все лестничные сходы снабжены павильонами из легких конструкций со сплошным остеклением для размещения предприятий попутной торговли и обслуживания населения. Такие же помещения предусмотрены в пешеходных переходах, для чего ширина их увеличена с 6 до 12 м.
В основе архитектурного замысла станции лежит идея размещения платформенной части и обоих вестибюлей под одной крышей. Пассажир, входя в один из вестибюлей, может видеть противоположный. Общая длина просматриваемого пространства составляет более 200 м. Конструкция станции выполнена по широко распространенной на Московском метрополитене схеме. В станционном зале расположены два ряда колонн, установленных на расстоянии 6 м друг от друга. В то же время ее композиция имеет интересную особенность - над путями размещены галереи, которые позволяют распределить потоки пассажиров, следующих на пересадку. Впервые подобное планировочное решение было реализовано при строительстве станции «Комсомольская», открытой в 1935 году.
Станция облицована традиционными для Московского метрополитена материалами - мрамором и гранитом. Путевые стены покрыты светлым мрамором «Коелга» с темными вставками из гранита «Возрождение», на которых располагается название станции и маршрутные схемы. Полы выложены полированными гранитными плитами черно-красного и серого цветов, образующими простой геометри ческий рисунок в старорусском стиле. Ограждение лестниц и галерей, разделительные барьеры, торшеры с указателями и зеркала заднего вида для машинистов выполнены из нержавеющей стали в едином стиле.
Потолки на станции, галереях, в вестибюлях - подшивные, из алюминиевого профиля «Luxalon» цвета слоновой кости, со встроенными светильниками. Колонны со стороны среднего зала облицованы светлым мрамором «Каррара» со вставками темно-зеленого мрамора «Верде-Гватемала». В верхней части колонн расположены светильники-бра, состоящие из трех шарообразных матовых плафонов. Бра - основной источник света на центральной платформе. Кроме того, они дополнительно освещают галерею. Пространство под галереями в зоне посадочной платформы освещается протяженным цилиндрическим светильником направленного света. Благодаря преобладанию в отделке светлых материалов и мягкому освещению архитекторам удалось достичь ощущения легкости и теплоты. Первая станция за МКАД приятно удивляет своим изяществом и уютом.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.