|
|
Статьи |
Комплексное освоение подземного пространства Минска
В.Полищук, О.Телепнева
Первая линия Минского метрополитена начала проектироваться в 70-х годах прошлого века. А сегодня белорусскую столицу уже невозможно представить без метро, которое не только решает транспортные проблемы, но меняет всю ее инфраструктуру, служит активным фактором формирования городской среды.
На сегодняшний день в Минске функционируют две линии метро. Первая, связывающая центр города с расположенными на северо-востоке жилыми районами, проходит, в основном, под проспектом Ф.Скорины. Вторая, соединяющая юго-восточные промышленные районы с западными территориями городской застройки, совпадает по направлению с крупнейшими магистралями - Партизанским проспектом и улицей Притыцкого. Протяженность первой линии составляет 10,6 км, второй - 14,8 км. На данный момент проектируются и строятся восемь станций.
Проектирование Минского метрополитена выполнялось силами Минскметропроекта. Отдельные субподрядные организации привлекались для разработки специальных разделов проектов. Создавая метро, специалисты института не только анализировали и применяли традиционные схемы и методы строительства станций, но и напряженно искали новые концепции развития подземной урбанистики. Первые станции, строившиеся в 70-80-е годы, проектировались по линейной схеме применительно к типовым сериям, отработанным на Московском метрополитене. Но и в то время нашлось место для оригинальной двухуровневой пересадочной станции «Октябрьская». Новые участки метрополитена потребовали иных решений компоновки станций во взаимосвязи с градостроительной ситуацией и инженерными условиями строительства. При разработке таких решений неизменной линейной точкой отсчета были габаритные размеры перонного зала, а положение вестибюлей и других сооружений комплекса подчинялось организующим факторам градостроительной ситуации, экономически и конструктивно целесообразным методам строительства, эксплуатационным требованиям. Но главным фактором оставался принцип обеспечения наибольшего удобства для пассажиров.
Распад СССР и изменение общественного строя существенно повлияли на облик метрополитена. Станции, создававшиеся в свое время как подземные дворцы, олицетворяющие достижения советского народа, превратились в утилитарные сооружения для перевозки населения, а огромный пассажирооборот притягивает к ним разнокалиберную торговлю.
Пространство пешеходных переходов и территория, прилегающая к входам в метро, стали превращаться в огромный
восточный базар, достойный пера Гиляровского. Неорганизованное размещение торговых точек отнимает у пассажира пространство, принадлежащее ему по расчетам проектировщиков. Словом, получается что-то вроде коммунальной квартиры. Можно ли решить проблему только запретительными мерами? Конечно, нет. Но регулировать процесс как нормативными документами, так и проектными решениями, безусловно, необходимо, тем более что услуги этого стихийного сервиса, в принципе, пассажиру нужны. Создание организованной среды под землей и на поверхности, предоставление услуг повседневного спроса для пассажиров, привлечение инвесторов для строительства объектов торговли - в этом Минскметропроект видит решение проблемы, поставленной временем.
Минск отличается своеобразными инженерно-геологическими условиями, позволяющими строить станции только мелкого заложения - глубиной 15-18 метров. В связи с этим заглубление станционных сооружений ограничено. В то же время компактность города и градостроительные условия накладывают ограничение на длину станций.
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights
Reserved.
| |
|