журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Петербургские традиции: синтез монументальной живописи, скульптуры и архитектуры

А.Константинов, архитектор

В 1997 году на Санкт-Петербургском метрополитене были сданы в эксплуатацию две станции - «Спортивная» и «Чкаловская». Первая из них представляет собой двухъярусную станцию глубокого заложения - пересадочную с Правобережной линии на Кольцевую. Подобная конструкция пересадочного узла в России применена впервые. Проекты станций выполнены специалистами ОАО «Ленметрогипротранс».

Конструктивная часть проекта станции «Спортивная» базируется на опыте сооружения односводчатых станций со сборными железобетонными сводами, обжатыми в породу. Радиус верхнего свода - 11,2 м, обратного - 15 м. Идея объединенного двухъярусного пересадочного узла родилась не случайно. Вопервых, такое решение существенно увеличивает пропускную способность узла и сокращает время на пересадку, в том числе и для пассажиров, следующих в обратном направлении. Во-вторых, подобная конструкция исключает потребность в соединительных коридорах, обычно устраиваемых между раздельными станциями пересадочного узла. Конструкция узла сочетает все преимущества односводчатых станций глубокого заложения, позволяющих значительно уменьшить ее воздействие на природный массив. Благодаря компактности конструкции узел занимает минимум подземного пространства, затраты на его содержание также минимальны. Все это говорит о высокой эффективности решения.
Архитектура станции «Спортивная» продолжает петербургские традиции метрополитена первой очереди, представляя собой синтез монументальной живописи, скульптуры и архитектуры. Так, размещенное над эскалатором наклонного хода в заглубленном под землю вестибюле мозаичное панно «Олимпийский огонь» и медальоны на стенах сомасштабны кессонированному подсвеченному потолку и боковым «греческим» светильникам, освещающим потолок над эскалаторами. На нижнем уровне станции также расположено мозаичное панно и вставки на путевых стенах, отражающие олимпийскую тематику времен античности.
В проекте предлагалось разместить на светильниках-торшерах три скульптурных навершия - пластичные, легкие античные фигуры, выполненные методом гальваники или выколотки из меди. По замыслу архитекторов, в сочетании с мозаичным панно и вставками они придали бы станции опреде ленную уникальность и способствовали ансамблевому восприятию всего комплекса, интерьер которого пропагандирует здоровый образ жизни. К сожалению, авторам не удалось убедить дирекцию строящегося Санкт-Петербургского метрополитена в целесообразности установки скульптур. Из-за отсутствия финансирования ввод в эксплуатацию Кольцевой линии отодвигается на длительный срок. В связи с этим происходит замораживание капиталовложений, связанных с возведением той части объединенной конструкции станции, которая предназначена для обслуживания этой линии. Кроме того, требуются дополнительные затраты на текущее содержание этой доли служебных помещений, платформ и участков перегонных тоннелей второй линии, примыкающих к эксплуатируемой станции. С целью возврата затраченных на строительство средств авторский коллектив предложил на площадях неосуществленной Кольцевой линии организовать торговые зоны по продаже спортивных товаров. Их можно разместить на внутренних площадях объемов, стилизованных под вагоны, как бы стоящих на путях, не мешая пассажирам действующей линии. В настоящий момент проект организации таких зон находится на стадии согласования. Проект станционного комплекса «Чкаловская» также выполнен в петербургских традициях. Так, вестибюль станции решен в виде большого серебристого крыла, врезанного в гранитную входную лестницу, а перед ним установлен бронзовый бюст Валерия Чкалова, поднятый на монолитном гранитном постаменте. Станция представляет собой односводчатую конструкцию глубокого заложения с обжатыми в породу (кембрийские глины) верхним и обратным сводами.
Авторы проектов:
Станция «Спортивная» - архитекторы А.С.Константинов, В.С. Волонсевич при участии О.А.Кузнецова, художник - А.К.Быстров, конструктор Н.И.Кулагин. Станция «Чкаловская» - архитекторы В.С.Волонсевич, А.С.Константинов, скульпторы А.С.Чаркин, В.Д.Свешников.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.