|
|
Статьи |
Юнусабадская линия метрополитена в Ташкенте
Для столицы Узбекистана с ее почти 2,5-миллионным населением и жарким среднеазиатским климатом наиболее удобным и комфортным видом скоростного транспорта, несомненно, является метрополитен. История Ташкентского метро насчитывает всего три десятилетия - его строительство было предусмотрено генеральным планом восстановления города после разрушительного землетрясения 1966 года. С этой целью в 1972 году на базе Метрогипротранса был создан институт Ташметропроект, ныне - «Метролойиха».
Ташкентский метрополитен - первый опыт создания скоростного подземного транспорта в условиях высокосейсмичного среднеазиатского региона. Сеть его состоит из трех линий - Чиланзарской, Узбекистанской и Юнусабадской, которые охватывают все крупнейшие жилые и промышленные районы города. Общая протяженность линий составляет 38,25 км и насчитывает 29 станций.
Самая молодая линия Ташкентского метро - Юнусабадская - должна связать крупный жилой массив Юнусабад с административно-культурным центром столицы и другими районами города. Она начинается станцией «Минг Урик», которая вместе со станцией «Юнус Ражабий» завершила центральный пересадочный узел, связавший в единую транспортную сеть все три линии метрополитена. Теперь подземным скоростным транспортом обеспечены жилые районы Чиланзар, Юнусабад, кварталы Старого города, массив Каракамыш, крупнейшие промзоны, железнодорожные узлы и станции, зоны отдыха и спорта, основные административно-культурные и научные центры города.
Первый участок Юнусабадской линии - от станции «МингУрик» до станции Хабиба Абдуллаева (всего шесть станций) - был сдан в эксплуатацию к 10-летию независимости Республики Узбекистан. Трасса проходит в сложных инженерно-геологических и градостроительных условиях. При ее прокладке приходится пересекать инженерные коммуникации больших диаметров, каналы, железную дорогу, сооружать тоннели под озером, объектами Аквапарка, крупными спортивными комплексами, зданиями радио- и телецентра и даже под действующими линиями метро без изменения графика движения. Непростая задача - возведение станций на центральных улицах города с габаритами 45-50 м.
Учитывая то, что трасса прокладывается в зоне с высокой сейсмичностью, в строительстве используются конструкции с жесткими узлами сопряжения элементов в уровне перекрытия и лотка, а также с устройством деформационных швов. Это позволяет получить жестко-податливое протяженное подземное сооружение, способное воспринимать действие сейсмических сил и одновременно взаимодействовать с грунтовым массивом. На этой линии впервые применены новые расчетные схемы лотков и колонных балок трехпролетной станции, цельносекционная обделка при сооружении притоннельных объектов, сооружена односводчатая станция в монолитном железобетоне.
В проекте Юнусабадской линии заложены оригинальные, прогрессивные решения, в частности новые объемно-планировочные решения станционных сооружений с минимальным использованием подземного пространства (размещение подземных гаражей, торгового комплекса, технологических помещений над конструкциями станций «Минг Урик», «Юнус Ражабий», «Абдулла Кодирий», совмещение вестибюля станции «Минор» с Инженерным корпусом линии). Новым словом стало решение пересадок станций «Минг Урик» - «Айбек» и «Юнус Ражабий» - «Амир Темур Хиебони» по оси платформ через пересадочные тоннели. Применены новые конструкции станций: «Абдулла Кодирий» с девятиметровым шагом колонн, одноколонная станция «Минор», двухплатформенная станция Х.Абдуллаева. Интересно решена трехуровневая транспортная развязка - станция метро «А.Кодирий» -транспортная развязка - ул.А.Темура. Использование при сооружении Юнусабадской линии железобетонной водонепроницаемой обделки тоннелей диаметром 5,5 м и способа соединения тюбинговых блоков, исключающего трудоемкое болтовое соединение с накладками, позволило сэкономить более $3 млн. Кроме того, здесь применены очень экономичные насосы FLUGT и вентиляторы TAF.
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights
Reserved.
| |
|