журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Архитектор Алексей Воронцов


сокращённая версия

Биография состоявшегося архитектора - его постройки. В этом смысле у архитектора Алексея Ростиславовича Воронцова она очень богата и разнообразна. По его проектам в Москве возведены десятки зданий и сооружений. И каждое становилось заметным событием в архитектурной жизни столицы, активно участвовало в формировании ее нового облика… Первые шаги на пути к архитектуре Алексей Воронцов сделал в 1968-м, когда сразу по окончании школы поступил в МАрхИ. Както, в конце второго курса, он услышал от своего преподавателя, Сергея Викторовича Прохорова, фразу, которая запомнилась на всю жизнь. Задумчиво вертя в руках курсовой проект Алексея, он сказал: «Может быть, кому-то из вас и повезет хотя бы раз в жизни прикоснуться ладонью к стене дома, который вы спроектировали». Тогда же Воронцов решил - уж он-то добьется этого от судьбы, и не однажды. Правда, учился Алексей на факультете градостроительства, и распределили его в НИПИ Генерального плана г.Москвы, где проектированием конкретных объектов не занимались. Но желание проектировать и строить дома не оставляло. Какой- то шанс реализовать его открывали архитектурные конкурсы. Молодой архитектор принимает участие в конкурсе на здание музея народного творчества в селе Палехе, тематического ресторана в Москве и, наконец, на Олимпийский велотрек в Крылатском. Этот проект во многом определил судьбу архитектора.

Надежды на успех практически не было, ведь соревноваться пришлось с известными, опытными, талантливыми архитекторами. Тем важнее и весомее оказалась победа. Воронцов переходит в МНИПИ объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения. Там в составе опытного коллектива он продолжает работу над проектом, которая шла с 1976 по 1980 год. Воронцов участвовал на всех ее этапах, начиная с первого макета и кончая сдачей объекта в эксплуатацию. Он является автором генерального плана велотрека и его основной, зрелищно-спортивной, зоны. Об этой работе Алексей до сих пор вспоминает как об одной из самых интересных в его практике. А о самом проекте говорит так: «Многие олимпийские объекты грешили официозностью, были тяжеловаты. А наш получился легким, предельно функциональным и… немножко несоветским». Позднее маститые соавторы Воронцова получили за Олимпийский велотрек Государственную премию.

А Алексея заслуженная награда нашла в 1983-м, в Софии, где ему была вручена премия Всемирного архитектурного биеннале. Потом была работа в Моспроекте-2, отмеченная проектом расширения и реконструкции Павелецкого вокзала. Много лет эта тема кочевала из мастерской в мастерскую, пока наконец не попала в руки Воронцову. В результате родился проект, который был абсолютно не похож на то, что предлагали другие. «Все стремились снести этот маленький провинциальный вокзальчик, - вспоминает Алексей, - а мы подхватили тему арочек, характерной кровли и вместе с тем спроектировали здание, которое по объему в шесть раз превосходило старое». Так в Москве появился вокзал, выполненный в постмодернистском стиле, а Воронцова и его коллег стали называть первыми российскими постмодернистами. Многие тогда говорили, дескать, можно было бы придумать что-нибудь пооригинальнее. А вот авторы считают, что поступили правильно, сохранив память об этом кусочке старой Москвы. Надо сказать, что Алексею вообще свойственно особенно трепетное, деликатное отношение к истории, исторической памяти. По его словам, он всегда много думает над тем, насколько уместен проектируемый им дом в данном месте и сможет ли новая постройка стать связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Трудно сказать, сумел ли оценить это заказчик, но преложенное решение расширения вокзала, организации пассажиропотоков МПС явно устроило, и проект был принят.
В 1989 году Воронцов участвовал в создании первого совместного советско-польского предприятия «Мосбудпроект», главным архитектором которого проработал несколько лет. За это время он разработал более 20 проектов, включая Технопарк на реке Яузе, деловой центр «Александр комплекс» на Страстном бульваре и, конечно, здание СП «Москва-Макдоналдс» в Газетном переулке. Последний объект был очень значимым для архитектора.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.