|
Статьи |
Гостеприимное лицо Баку Г.Шугаев
полная версия
Первая в Закавказье железная дорога, связавшая Тифлис с Поти, была открыта в 1872 году, ознаменовав собой новый этап в развитии экономики, промышленности и торговли. Однако для Азербайджана эта эпоха наступила на 11 лет позже, с открытием бакинского участка Закавказской железной дороги, соединившей берега Черного и Каспийского морей. Новый участок быстро обрастал комплексами пристанционных построек, главными среди которых, несомненно, были вокзалы. Для важнейших станций в Петербурге были разработаны индивидуальные проекты вокзалов, для небольших промежуточных станционные постройки возводились по типовым проектам. Подлинной жемчужиной среди них стал вокзал в Баку, существенно отличавшийся от других подобных зданий Закавказской железной дороги не только архитектурной разработкой фасадов и интерьеров, но также характером и масштабом постройки.
Строительство вокзалов в Гяндже и Хаджикабуле, основных станциях бакинского участка Закавказской железной дороги, уже завершили, когда был утвержден проект пассажирского здания первого класса в Баку. Произошло это 10 ноября 1882 г. Участок для пассажирского здания и станционных сооружений наметили на границе жилых восточных кварталов на скрещении дорог, которые вели в нефтепромысловые районы, и зоны тяготения Черного города к береговой полосе с ее многочисленными пристанями. Концентрация всех этих элементов на данном участке имела важное торгово-промышленное значение, а удобный рельеф предопределил расположение здания. На месте будущего вокзала и привокзальной площади находился частный сад, занимающий территорию в 4 га, который при постройке уничтожили. Здание вокзала запроектировано в двух уровнях: двухэтажное со стороны города и одноэтажное - с перрона, что обусловило объемно-пространственную структуру постройки. В основу проекта планировки положена классическая схема: центрально-вестибюльная группа и промежуточная - боковые звенья и фланкирующие ризалиты. На первом этаже вокруг вестибюля сгруппированы кассы, багажное отделение, служебные помещения; на втором - почта, телеграф, залы ожидания и пр. Вся архитектурно-планирово чная композиция вокзала трактована на высоких архитектурных тонах с соответствующей торжественностью и парадностью объемной моделировки.
Архитектурно-пространственная композиция здания построена на контрастных началах - от ярко выраженной центральной части к спокойным формам боковых ризалитов. В трактовке главного фасада доминировали классические приемы композиции, благодаря которым решена его структура, выраженная средствами восточного зодчества. Умело и свободно использованы восточные мотивы и формы, несмотря на общую стилизацию элементов и деталей.
Живописная передача общей композиции здания в целом несколькоснижена за счет утраты пластичности в деталях, так сочно представленных в проекте. Величественность композиции, членение архитектурных масс, эффектное восприятие с различных точек обеспечили бакинскому вокзалу ответственное место в городской застройке. «Еще задолго до Баку виднеется на востоке ярко-синяя полоса Каспийского моря. Затем горы закрывают море, и поезд останавливается близ Баку в какой-то яме, украшенной роскошным вокзалом» (Захарьин И.Н. Кавказ и его герои// Святыни, богатства и народы. - СПб., 1902).
Не менее эффектную картину представляли интерьеры вокзала, особенно вестибюльная часть с парадными открытыми лестницами, ведущими на галерею с арками. Стены, богато насыщенные орнаментом, напоминающим восточный ковер, завершались карнизом сталактитового пояса, переходившим на относительно сдержанно решенный плафон. Высоким качеством отделки, тонким чувством пропорций отличались залы ожидания первого класса и царские комнаты, расположенные в правом крыле здания, к которому вела открытая парадная лестница с роскошным павильоном изящного рисунка. Стильность архитектуры царских комнат, особенно артистически исполненной гостиной, говорит о безупречном вкусе авторов проекта. Несмотря на стилизаторство, они проявили мастерство и умение в обращении с восточным зодчеством. Привокзальная площадь была урегулирована подъездными дорогами для экипажей и новыми зелеными насаждениями, впоследствии превратившимися в тенистый сад, закрывший вид на здание вокзала.
В заключение несколько слов об авторах проекта. Из статьи архитектора К.Б.Скуревича, опубликованной в журнале «Зодчий» за 1908 год, стало известно, что автор бакинского вокзала - петербургский архитектор Х.К.Васильев. Однако в газете «Бакинские известия» от 12 января 1884 г. сообщалось следующее: «Первоначальный проект здания в мавританском стиле был составлен профессором Бруни и разработан художником Дриттенпрейсом; выполнением художественных деталей руководил архитектор Н.Л.Глебов, работы по возведению производил архитектор Л.З.Росси». Это позволяет утверждать, что здание вокзала - плод коллективного творчества данных авторов, что не исключает возможности участия Х.К.Васильева в создании проекта. (Выполненный им эскизный проект вокзала для Баку опубликован в «Архитектурной энциклопедии» Г.В.Барановского, СПб., 1908). После установления Советской власти в Азербайджане в 20-х годах прошлого века, проектируется и возводится новое более величественное здание железнодорожного вокзала, которое примыкает к старому зданию. Возведённый новый комплекс железнодорожного вокзала в г. Баку был первым в СССР вокзалом, который обслуживал первые в стране электропоезда доставлявшие рабочих и пассажиров к богатым нефтяным месторождениям Апшерона.
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights
Reserved. |