журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Главный корпус железнодорожного вокзала в Минске

В. Крамаренко, архитектор
полная версия

Главный корпус железнодорожного вокзала в Минске


Проектированию и строительству главного корпуса железнодорожного вокзала в Минске предшествовал республиканский архитектурный конкурс, проведенный в 1992 году. Его выиграли архитекторы института Минскпроект.
По сути, проект-победитель предлагал возвести два вокзала - Северный и Южный - с соответствующими площадями перед ними. Такое решение обусловлено генеральным планом развития Минска, учитывающего, что с Северной площади к вокзалу прибывает порядка 60-65% пассажиров, а остальные - с южного направления города. В подземном пространстве Северной Привокзальной площади намечено разместить стоянки личного транспорта на 400 автомобилей, а также многочисленные объекты торговли.
Обе привокзальные площади связывают транспортные тоннели, соединяющиеся с метрополитеном. Все перронное пространство будет перекрыто вантовым перекрытием, защищающим пассажиров от непогоды. В процессе разработки рабочих чертежей авторы проекта, архитекторы Виктор Крамаренко и Михаил Виноградов, ознакомились в натуре со многими европейскими и американскими вокзалами и аэропортами. Опираясь на мировой опыт, им удалось создать комплекс с современным техническим оснащением и высоким уровнем комфорта для пассажиров.
Новый вокзальный комплекс в Минске рассчитан на 6000 пассажиров, находящихся в нем единовременно. Объем здания составляет 165 тыс. куб. м, общая площадь - 32 тыс. кв. м. Здание вокзала примечательно не только архитектурно-художественным решением фасадов, но и планировкой внутреннего пространства, а также оформлением интерьеров. Динамичные прямые и концентрические линии, пронизывающие фасады и интерьеры, создают выразительный образ транспортного сооружения. Уникальный 60-метровый козырек главного фасада и прозрачные интерьеры, являющиеся органичным продолжением привокзальной площади, словно приглашают пассажиров к путешествию. Вокзалы, как правило, являются убыточными предприятиями.
Однако за рубежом они приносят доход за счет аренды торговых, сервисных помещений и рекламы. Это было учтено при проектировании Минского железнодорожного вокзала. В здании предусмотрены многочисленные магазины, ресторан, кафе, бары, предприятия сервисного обслуживания пассажиров. В вокзальном комплексе имеется гостиница и VIP-помещения. Комфортабельный блок помещений обустроен для пассажиров с детьми. Все это не только обеспечивает необходимый уровень удобств, но и за счет получаемой прибыли позволяет содержать вокзал в приличном состоянии.
В отделке фасадов и интерьеров применены суперсовременные отделочные материалы - металлокерамика, нержавеющая сталь, что позволит не тратить деньги на бесконечные ремонты в процессе эксплуатации. Система отопления спрятана в полах. Она чрезвычайно эффективна, комфортна и экономична, так как равномерно отапливает зону, в которой непосредственно находятся люди. Многие помещения вокзала снабжены системой кондиционирования. За достижения в области архитектуры авторы проекта удостоены сертификата Международной Академии архитектуры, Гранпри республиканского фестиваля архитектуры и серебряной медали Всемирного смотра-конкурса достижений архитектуры в Софии (2003).
В 2002 году был построен главный корпус вокзала. Станция «Минск-центральный» в перспективе может стать одним из важнейших звеньев железнодорожной магистрали Москва-Париж. Предполагается, что в будущем по ней пойдут скоростные поезда «Интер-Сити-экспресс» (ISE). В случае осуществления этого плана комплекс получит дальнейшее активное развитие.
Основополагающее функционально-планировочное и архитектурно-композиционное решение вокзального комплекса в Минске (развязка людских и транспортных потоков, пассажирское здание, конкорс над железнодорожными путями, треугольный в плане башенный корпус, ТЭП) были разработаны в институте Мосжелдорпроект, авторы-архитекторы Я. Шамрай, Е. Васильев, Э. Каган, Б. Спичак, В. Листвин. Эти решения - технический проект- были согласованы с Белорусской ж. д. и ГлавАПУ г. Минска, утверждены Госстроем и МПС СССР. Материалы проекта опубликованы в ж. «Архитектура СССР», 1982, №2, газете «Правда», ж. «Неман» и др. изданиях. По разработанной Мосжелдорпроектом рабочей документации начато строительство (конкорс и высотный корпус). В дальнейшем рабочая документация выполнялась белорусскими проектировщиками. При этом композиция вокзала и основные показатели не претерпели каких-либо существенных изменений.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.