|
Статьи |
Встреча с Бразилией И.
Н. Воскресенский
сокращённая версия
В мае этого года делегация российских архитекторов посетила Бразилию. В ходе визита бразильские коллеги познакомили их с природными и архитектурными достопримечательностями страны, организовали встречи с Оскаром Нимейером и Отто Рибасом. Своими впечатлениями от этой поездки мы попросили поделиться Игоря Николаевича Воскресенского - вице-президента Союза архитекторов России.
Корр. Игорь Николаевич, какие пути-дороги привели вас в Бразилию? И.В. Поездка делегации российских архитекторов в Бразилию планировалась давно. Нам хотелось поближе познакомиться с опытом бразильских коллег, наладить с ними более тесные профессиональные связи. Очень интересно было познакомиться с ландшафтной архитектурой страны. Но лично для меня, пожалуй, самой важной, самой привлекательной была возможность встретиться с Оскаром Нимейром. Познакомиться с этим великим архитектором, воочию увидеть его постройки - об этом я мечтал еще со студенческой скамьи, ведь вкус к современной архитектуре нам прививали в том числе и на его работах. Не ошибусь, если скажу, что все архитекторы-шестидесятники испытали на себе огромное влияние его творчества.
Со слов Юрия Петровича Гнедовского я знал, что, несмотря на свои 90 с лишним лет, Оскар Нимейер находится в добром здравии, а главный архитектор Еревана Нурек Саркисян, к тому же, рассказал мне, что мастер продолжает активно работать. Сейчас, например, он проектирует здание посольства Бразилии в Армении. Учитывая это, мы решились обратиться в Союз архитекторов Бразилии с просьбой организовать для нас встречу с патриархом бразильской архитектуры. Нам пообещали, но до последнего дня пребывания в стране мы не были уверены, что Оскар Нимейер сможет нас принять… Корр. И все-таки, насколько я знаю, встреча состоялась и длилась целых два часа. Какие впечатления она оставила? И.В. Как личность Оскар Нимейер просто потрясает. Увидеть выдающегося мастера, продолжающего плодотворно работать в таком возрасте, - это урок не только профессиональный, но и человеческий, который невольно заставляет задуматься о своем месте в этой жизни.
Как-то один из лидеров московской архитектуры при мне назвал Нимейера злобным старикашкой. Оказалось, что и не старый, и не злобный, а очень доброжелательный и энергичный. Во всяком случае во время нашей встречи он живо и ярко говорил, с блеском отвечал на вопросы, много рисовал твердой, уверенной рукой. Кстати,
в своем архитектурном ателье Нимейер - единственный архитектор, а все остальные лишь помогают воплощать его идеи.
Знаете, с чего началась наша беседа? С того, что Нимейер заявил: архитектура для него - не главное в жизни. Главное - это сама жизнь. Наверное, поэтому он считает, что архитектору совершенно недостаточно архитектурного образования. Чтобы создавать настоящую архитектуру, надо постоянно развивать себя, разбираться в процессах, которые происходят в мире. Только тогда архитектор будет востребован тем временем, в котором живет. Каждый вторник Нимейер читает архитекторам лекции о космических законах, развитии общества, побуждая их мыслить масштабно, не замыкаясь в рамках своей профессии. Архитектуру мэтр рассматривает как процесс борьбы добра со злом. Он и нам напомнил, что нет просто архитектуры, есть архитектура богатых и есть архитектура бедных, антагонизм между которыми существовал во все времена. И если мы об этом забудем, то не сможем быть настоящими архитекторами.
Нимейер не делит архитектуру на античную, современную и пр. Для него существует только архитектура хорошая и плохая. Сам он проектирует, не оглядываясь на авторитеты и мнения коллег, хотя и признает, что архитектор часто зависит от заказчика. Впрочем, ему почти всегда удавалось воплотить свои идеи даже в тех узких рамках, которые ему диктовали. В подтверждение этого Нимейер привел такой пример. Работая над объектом в Эквадоре, мастер столкнулся с тем, что заказчик непременно хотел большую колоннаду. И он ее получил. Но автор выстроил ее необычным образом, разделив на изгибы. И получилось произведение искусства. Когда этот объект увидел Ле Корбюзье, он сказал, что здесь рождается новая архитектура.
По мнению Нимейера, архитектурное произведение всегда должно содержать что-то новое, некую неожиданность, сюрприз. Чтобы человек, независимо от того, нравится ему или не нравится, оглядываясь в прошлое, мог сказать: такого он еще не видел. На взгляд мастера, это лучшая характеристика архитектуры. Пример из его практики - строительство объекта во Франции, неподалеку от берега моря. Чтобы защитить здание от дующих с моря холодных ветров, архитектор решает опустить площадку на четыре метра. По словам Нимейера, он не помнит, чтобы кто-либо ранее воспользовался таким приемом. «Для меня это и есть настоящая архитектура», - говорит мэтр.
Вместе с тем, продолжает он, каждое архитектурное решение - это не просто фантазия автора. Оно должно иметь четкое объяснение, которое надо уметь донести до заказчика. Сейчас, например, Нимейер проектирует музей на севере страны. Здание стоит практически в море на фоне фантастически красивого пейзажа. Поэтому все архитектурные решения продиктованы желанием ничего здесь не нарушить, органически вписать постройку в природное окружение. Касаясь вопроса озеленения, он подчеркнул, что зелень может затруднить восприятие объекта. Будучи приверженцем чистых форм и линий, он предпочитает открытые пространства, которые подчеркивают четкую графику постройки. Видимо, поэтому архитектор предпочитает использовать для своих творений очень графичный белый бетон. И еще старается делать как можно меньше опор. Тогда, по его словам, архитектура получается более дерзкой. Корр. Многие утверждают, что бразильская архитектура ХХ века - это прежде всего Оскар Нимейер. Вы разделяете эту точку зрения?
И.В. Полностью. И поездка в Бразилию только укрепила меня в этом мнении. Надо сказать, что среди достаточно бедных построек колониального периода трудно найти какие-то архитектурные шедевры. Расцвет архитектуры и активное строительство в стране начались в середине прошлого века. В то время во всем мире архитекторы пытались переоценить традиционные принципы застройки. Одним из лидеров этого процесса был Нимейер с его стремлением построить идеальный город. Он, пожалуй, единственный счастливец, которому судьба предоставила такую возможность. Сам архитектор называет Бразилиа городом-приключением, построенным с нуля, на пустом месте.
Нимейер принадлежит к числу архитекторов-мечтателей, для которых прежде всего важен образ, выраженный в пластических формах. Сам мастер называет свою приверженность к неожиданным изгибам гимнастикой в железобетоне. Однако эксперименты с формой продиктованы не только и не столько желанием удивить, преподнести сюрприз. Воображение архитектора подчинялось куда более серьезной идее. Я окончательно осознал это только тогда, когда воочию увидел, в какой среде живет и работает Нимейер. Природа Бразилии настолько величественна, прекрасна и разнообразна, что любая, даже гениальная архитектура воспринимается здесь как некое дополнение к ландшафту. Одна из граней таланта мастера как раз и заключается в том, что он не вступает в бессмысленное и обреченное на неудачу соревнование с Творцом, а ищет и находит такие линии и формы, которые делают его постройки естественным продолжением природы. Подобный подход свойствен даже градостроительным решениям Нимейера. Так, силуэт Бразилиа в плане напоминает летящую птицу. Находясь на территории города, четко, как на макете, воспринимаешь его стройную, логичную планировку. Но когда подъезжаешь к столице, создается впечатление, что она полностью растворяется в природе.
Практически для всех объектов Нимейера характерно раскрытие на природу, в бесконечность. В Бразилиа, например, это ориентир на мемориальный комплекс, за которым открываются бескрайние поля, перспектива, уходящая к далекому горизонту. Площади наших городов обычно представляют собой ограниченное со всех сторон пространство, центр чего-либо. У Нимейера всё наоборот: вы приходите на площадь, а дальше - бесконечность.
Связь произведений мастера с природой можно проследить на примере одной из его недавних построек - музея современного искусства в Бразилиа. Здание по форме напоминает летающую тарелку. Его изгиб, по сути, повторяет изгиб скалы, напротив которой оно возведено. Скала резко обрывается со стороны океана, а музей, своим изгибом повторяя наклон скалы, как бы парит над водной гладью. Архитектор поставил здание на тонкой ножке в воду окружающего его бассейна, тем самым усилив ощущение парения и органичной связи с океаном. Эта связь не прерывается и в интерьере благодаря продольному щелевидному остеклению, пересекающему фасад. Так создается удивительный эффект - находясь в музее, можно любоваться не только произведениями бразильских мастеров, но и природой, т.е. искусством Творца. Знакомясь с шедеврами Нимейера в натуре, а не по книгам и журналам, я обратил внимание на очень существенную деталь, которая раньше ускользала от моего внимания. Оказывается, практически в каждом спроектированном им объекте в том или ином виде присутствует вода. Меня это настолько заинтересовало, что я решился задать мэтру вопрос: какую роль в своих проектах он отводит воде. И услышал в ответ, что эта необычная, живая субстанция способна вдохнуть жизнь даже в камень и бетон. Нимейер - чрезвычайно разносторонний автор. Он не только разрабатывает градостроительные проекты, создает великолепные здания, сооружения, скульптуру, но, оказывается, еще и проектирует парки.
В частности, мне было необычайно интересно побывать в созданном по его проекту главном парке Сан Паоло. Этот расположенный в городской черте зеленый остров изумительно красив. На его территории есть четыре огромных водоема, вокруг которых и сгруппированы зоны отдыха. Ассортимент высаженных здесь деревьев очень разнообразен. Мастер очень интересно работает с бетонными балками, перекрытиями, которые делают пространство парка полуоткрытым. В частности, необычно решен вход в парк. Метров через двести от начала парка установлен огромный бетонный навес дискообразной формы, через который посетители проходят в глубь территории. Назначение этих своеобразных пропилей осознаешь не сразу. Но вскоре понимаешь, что они создают эффект, подобный японским ландшафтным картинам: кусочек природы в обрамлении архитектуры. Кроме того, навес дает тень и прохладу, поэтому люди с удовольствием отдыхают здесь от палящего солнца, сидя на удобных скамейках.
Корр. Во время визита в Бразилию у вас были и другие интересные встречи. В том числе с известным архитектором Отто Рибасом, вице-президентом Союза архитекторов Бразилии...
И.В. С Отто Рибасом мы, в основном, беседовали о действующей в Бразилии системе проектирования. Он, в частности, рассказал, что за архитектуру бразильских городов отвечают муниципалитеты. Не так давно в стране создано специальное министерство, которое занимается вопросами городского планирования в масштабе всей страны. Работающие там специалисты, в основном, имеют архитектурное образование. Градостроительная деятельность осуществляется на основе планов, которые разрабатывают государственные структуры с учетом мнения жителей. Планы обновляются каждые 10 лет, поскольку градостроительная ситуация меняется очень быстро. Так, в 1956 году, когда разрабатывался первый генеральный план Бразилиа, предполагалось, что в столице будут проживать около 500 тыс. человек. Но со временем ее население выросло до 2 млн. жителей. Заказы на проектирование, как правило, выполняют частные фирмы, имеющие разрешительные документы на архитектурную деятельность. Проектировщиков выбирают на конкурсной основе. А государство контролирует процесс, опираясь на систему действующих законов и нормативов.
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights
Reserved. |