|
Статьи |
Речные ворота городов Д. Васильченко, главный ландшафтный архитектор-дизайнер Северо-Западного и Зеленоградского АО г.Москвы
сокращённая версия
Для городов, расположенных на судоходных реках, одним из важных градостроительных элементов всегда были «речные ворота» — порты с входящими в их комплексы вокзалами. С развитием скоростных и зачастую более дешевых видов транспорта в генеральных планах городов эти объекты постепенно стали рассматриваться как второстепенные. Между тем в последнее время все более очевидной становится недальновидность подобных решений. Сегодня речной флот России, несомненно, переживает второе рождение. Принят ряд государственных документов, направленных на его поддержку и развитие. В первую очередь это Указ Президента РФ от 14 августа 1997 г. «О мерах по обеспечению устойчивого функционирования внутренних водных путей России», Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, одобренная Правительством РФ 3 июля 2003 г., федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». Все они, наряду с другими мероприятиями, предусматривают развитие речных портов, увеличение грузо- и пассажирооборота на речном транспорте. Планируется создание международного транспортного коридора «Север – Юг», который протянется от Балтийского моря через Волго-Балтийскую судоходную систему и Волгу в страны, прилегающие к Каспийскому, а через Волго-Донской канал - к Азовскому, Черному морям и далее. Волжскими судами обслуживаются практически все страны Европы. Развиваются и международные пассажирские линии типа «река-море». Растет востребованность речного туризма. Вот почему формирование нового облика, а также технологи ческое переоснащение речных портов и вокзалов приобретают сегодня огромное значение.
В оценке значимости речных перевозок нельзя не учитывать специфику расположения значительного количества средних и малых городов, других населенных пунктов, объектов добывающей промышленности, мест отдыха, имеющих традиционные административные, трудовые, культурные и прочие связи с областными центрами. При этом многие образования в силу геологических особенностей прибрежных зон малодоступны, а то и вовсе недоступны для сухопутного транспорта. Автор этой статьи много лет проводит свой отпуск, путешествуя на туристических теплоходах по Волге. Эта статья — результат многолетних наблюдений архитектора-градостроителя за формированием архитектурно-градостроительного облика реки и ее центров – комплексов портов и речных вокзалов. Функционально содержание любого речного порта определяется двумя основными составляющими: технологической и архитектурно-градостроительной. Первая отвечает за прием и отправку судов, их обслуживание, безопасное движение на реке, вторая не только обеспечивает сервисное обслуживание пассажиров, но и формирует определенный сценарий вхождения в своеобразную для каждого города среду.
Знакомство с городом для человека, прибывающего по реке на теплоходе, начинается с речного вокзала, который всегда виден издалека. Он является архитектурной и, можно сказать, психологической доминантой, связанной с подсознательным стремлением человека к берегу, суше. Архитектурное решение речного вокзала должно отвечать собирательному образу города либо нести в себе тематику наиболее значимых элементов его застройки. Поскольку сама среда предопределяет некую торжественность (вид широкой реки, большие корабли и т. п.), такому настроению должны соответствовать и основные элементы комплекса. В первую очередь это система лестниц, так как города всегда строят на высоком берегу реки. Очень важна система освещения, в частности декоративная подсветка зданий и сооружений, а также совершенно не освоенный сегодня дизайн технологических элементов причала и др.
К сожалению, в большинстве российских городов, стоящих на реках, речные вокзалы построены по типовым проектам. Среди приволжских городов такие «речные ворота» имеет Нижний Новгород (в настоящее время речной вокзал реконструируется), Кинешма, Казань, Ульяновск, Тольятти, Самара, Саратов. В целом ряде городов, несмотря на активное движение теплоходов и большие пассажиропотоки, вообще нет соответствующих зданий — под эти цели используют плавучие дебаркадеры. В их числе Углич, Рыбинск, Кострома, Плес, Чебоксары. В Астрахани строительство речного вокзала заморожено уже более 10 лет. Лишь немногие города могут похвастаться речными вокзалами, построенными по индивидуальным проектам с учетом специфики городской среды. Список «счастливчиков» ограничивается Москвой, Тверью, Ярославлем (Государственная премия РСФСР), Волгоградом и Росто ...
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights
Reserved. |