журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Д. Спирьянов, юрисконсульт МАСА

полная версия

В продолжение темы правового регулирования архитектурной деятельности в Российской Федерации, начатой в предыдущем номере журнала (2009. № 1), в настоящем выпуске речь пойдет о существующем в нашей стране механизме лицензирования архитектурной деятельности.
Субъекты предпринимательского права могут осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности только после получения от уполномоченных органов государственной власти или местного самоуправления лицензии - специального разрешения, выдаваемого на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, лицензия легитимирует деятельность предпринимателя, поскольку определяет возможность ведения им тех или иных видов предпринимательской деятельности.
По мнению доктора юридических наук, профессора кафедры предпринимательского права Московской государственной юридической академии (далее - МГЮА) И.В. Ершовой: «Лицензирование представляет собой вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства». Доктор юридических наук, профессор кафедры административного права МГЮА А.Б. Агапов определяет лицензирование «как один из наиболее распространенных способов обеспечения общегосударственных интересов в сфере частноправовой деятельности».
В настоящее время правовой основой лицензирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации являются ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании), а также утверждаемые Правительством Российской Федерации положения, определяющие порядок лицензирования конкретных видов деятельности.
В ст. 2 Закона о лицензировании приводятся исчерпывающие определения лицензии и лицензирования, а именно, в соответствии с указанными положениями: лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензирование - это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
Профессор И.В. Ершова относит к лицензируемым видам деятельности такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
На основании изложенного представляется возможным сделать следующий вывод: лицензирование отдельных видов деятельности, в том числе архитектурной деятельности, является необходимым и обязательным в любой развитой стране и представляет собой один из наиболее распространенных способов обеспечения общегосударственных интересов в сфере предпринимательской деятельности, т.е. тем самым государство осуществляет контроль качества выполняемых субъектами предпринимательской деятельности работ и оказываемых ими услуг. 
Лицензирование архитектурной деятельности в Российской Федерации начало формироваться в 1990-х годах в процессе становления новейшего Российского законодательства в области архитектурной деятельности, строительства и градостроительства. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) от 22.09.1993 г. № 929 «Об утверждении Положения о творческой архитектурной деятельности и ее лицензировании в Российской Федерации» в целях создания организационно-правовой основы творческой архитектурной деятельности, повышения ее профессионального уровня и в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 16.09.1991 г. «О мерах по развитию проектной деятельности Союза архитекторов РСФСР» и Законом Российской Федерации от 14.07.1992 г. «Об основах градостроительства в Российской Федерации» Совет Министров - Правительство РФ постановило ввести лицензирование творческой архитектурной деятельности в Российской Федерации, утвердить прилагаемое Положение о творческой архитектурной деятельности и ее лицензировании в Российской Федерации, рекомендовать Союзу архитекторов России, органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга создать соответственно республиканские и территориальные лицензионные архитектурные центры. В абз. 2 ч. 2 данного Положения указывалось, что творческая архитектурная деятельность находится под защитой государства и подлежит лицензированию.
Исчерпывающий перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, был установлен Постановлением Правительства РФ от 24.12.1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Постановление № 1418), в соответствии с которым Министерство строительства Российской Федерации являлось органом, уполномоченным на ведение лицензирования архитектурной деятельности.
Следующим нормативно-правовым актом, регламентирующим рассматриваемые отношения, явился принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Федеральный закон от 18.10.1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об архитектурной деятельности), который по своей сути стал первым и основным кодифицированным актом, наиболее полно регулирующим порядок осуществления архитектурной деятельности в Российской Федерации, отношения, возникающие в процессе деятельности архитектора по созданию архитектурных объектов, в том числе и лицензирование архитектурной деятельности, положения которого были отражены во второй главе закона. Так, в соответствии с положением ст. 4 Закона об архитектурной деятельности создание архитектурных проектов и архитектурных объектов в целях обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, удобства и надежности зданий и сооружений, сохранения архитектурного облика сложившейся застройки города или иного поселения, историко-культурного наследия требует лицензирования архитектурной деятельности, осуществляемой гражданами и юридическими лицами.
Постановлением Правительства РФ от 25.03.1996 г. № 351 при Министерстве строительства РФ был создан Федеральный лицензионный центр (полное наименование - Федеральное государственное учреждение «Федеральный лицензионный центр при Росстрое» (ФГУ ФЛЦ)), который до вступления в силу федерального закона о внесении изменений в действующие федеральные законы по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности осуществлял функции по лицензированию деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности, инженерным изысканиям для строительства указанных зданий и сооружений. 
Необходимо отметить, что многие из вышеуказанных правовых актов не соответствовали положению ст. 49 ГК РФ об определении лицензируемых видов деятельности только законом. Стоит обратить внимание также и на то, что Постановление № 1418 было принято после вступления в силу с 01.01.1995 г. части первой ГК РФ, гл. 4 которой и содержала указанную ст. 49, т.е. фактически к моменту издания Постановления № 1418 положение ст. 49 ГК РФ уже имело силу.
Впоследствии применение различных подзаконных актов при отсутствии базового федерального закона о лицензировании порождало многочисленные коллизии. Ситуация в административно-правовой сфере регулирования процесса лицензирования кардинально изменилась после утверждения и принятия Федерального закона от 25.09.1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ознаменовавшего начало основного этапа законодательной регламентации лицензирования. Указанный закон предполагал необходимость наличия лицензии на проектирование зданий и сооружений, так как данная деятельность входит в классификатор по проектированию зданий и сооружений.
Непосредственно для реализации норм указанного Закона был принят ряд подзаконных правовых актов, в том числе:
- приказ Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой) от 09.06.1999 г., в соответствии с которым был создан Межведомственный методический совет по вопросам лицензирования и предлицензионной подготовки для обеспечения эффективности взаимодействия Госстроя России с лицензионными органами субъектов РФ по созданию благоприятных экономических, правовых и организационных условий в целях реализации государственной политики в строительстве, архитектуре, градостроительстве и жилищно-коммунальной сфере через механизмы лицензирования;
- Постановление Правительства РФ от 30.06.1999 г. № 717, в соответствии с которым межотраслевая координация и функциональное регулирование деятельности в области строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики и жилищно-коммунального комплекса и его реформирования находились в ведении Госстроя.
Также вскоре было утверждено Положение о Госстрое России, в соответствии с которым к полномочиям Госстроя было отнесено осуществление государственного архитектурно-строительного надзора за соблюдением хозяйствующими субъектами обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, проектов, других нормативных актов в области строительства и промышленности строительных материалов, а в соответствии с п. 7 в одну из его задач вошло осуществление лицензирования деятельности по разработке градостроительной и проектной документации, архитектурной деятельности, деятельности по выполнению инженерных изысканий для строительства, топографо-геодезических и картографических работ при осуществлении градостроительной деятельности, иной деятельности в области градостроительства в порядке, установленном Правительством РФ, а также создание лицензионных центров на территории субъектов РФ и руководство их деятельностью в части научно-методического обеспечения.
Как было сказано выше, в настоящее время действующим кодифицированным актом, регулирующим отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, является Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (со дня его вступления в силу Федеральный закон от 25.09.1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» утратил силу).
Указанный Закон о лицензировании № 128-ФЗ регулирует отношения, связанные с лицензированием, в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 17. В частности, лицензированию подлежат проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения (пп. 101.1 п. 1 ст. 17), строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения (пп. 101.2 п. 1 ст. 17), инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения (пп. 101.3 п. 1 ст. 17). Необходимо отметить, что указанные положения закона утрачивают силу с 1 января 2010 г. в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а предоставление лицензий на осуществление указанных видов деятельности прекращено с 1 января 2009 г.
С принятием Федерального закона № 148-ФЗ, дополнившего ГрК РФ главой 6.1 «Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства», регламентированы вопросы образования и деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства в целях контролирования отношений в сфере строительства в условиях отмены лицензирования соответствующих видов деятельности.
Саморегулируемые организации являются достаточно новой правовой формой, позволяющей обеспечить взаимодействие власти и бизнеса, уменьшить влияние государства на хозяйственную деятельность, способствовать дебюрократизации экономики и повысить ответственность бизнеса перед потребителями. Правовую основу для приобретения некоммерческими организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, статуса саморегулируемых организаций заложил Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». 
Лицензирование архитектурной деятельности, осуществляемое в привычном для архитекторов порядке, перестает функционировать, и с 01.01.2010 г. лицензирование указанных видов деятельности полностью прекращается, а вместо выдававшихся ранее лицензий будут выдаваться допуски. До 01.01.2010 г. осуществление предпринимательской деятельности по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства разрешается по выбору исполнителя соответствующих видов работ на основании: - лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; - свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном ГрК РФ.
Принимая во внимание вышеизложенное, усматривается, что и в настоящее время не все проблемы сняты, но тем не менее принятие Закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» направлено на реализацию единой государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности и снижению степени давления государства на свободные рыночные отношения, а значит, оно будет постепенно вытесняться из сферы регулирования тех коммерческих отношений, в которых присутствие государственного элемента представляется излишним и неоправданным. Будем надеяться, что изменения, принятые в сфере лицензирования архитектурной деятельности, создадут необходимые правовые условия для формирования саморегулируемых организаций в этой области деятельности, что, в свою очередь, никоим образом не повлечет за собой снижения качества и безопасности архитектурных решений.












© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.