журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | ПУТЕШЕСТВИЕ ПО САДАМ И ПАРКАМ ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ

А. Кищук, архитектор

полная версия

В нашей стране мало кому даже из специалистов в области ландшафтного искусства знакомо имя немецкого паркостроителя и писателя XIX века князя Германа фон Пюклера Мускау.
Арнольд Регель в книге «Изящное садоводство и художественные сады», изданной в 1896 и переизданной в 2007 году, характеризует фон Пюклера Мускау как выдающегося паркостроителя всех времен и народов. Теория и практика создания садов и парков, изложенные А. Регелем в названной книге, опирались на положения и разработки Пюклера и его ученика К.Э.А. Петцольда. Кроме публикации А. Регеля и упоминания о фон Пюклере Мускау в книге В.Я. Курбатова «Сады и парки мира» в нашей стране его имя практически не звучало. Изредка и только в специальной литературе появлялась информация о двух собственных парках Пюклера: Мускау и Бранице.
Несмотря на скудность информации о фон Пюклере Мускау, все отечественные специалисты знают, что представляет собой ковровое цветочное оформление и что подразумевается под преобразованием ландшафта вокруг населенного пункта с превращением его в город-сад с общественными зонами отдыха и территориями сельскохозяйственной и производственной деятельности. А ведь зачинателем и коврового цветочного оформления, мода на которое охватила с 20-х годов XIX века всю Западную Европу и Россию, продолжалась вплоть до 60-х годов XX века и возобновляется сейчас, и ландшафтного преобразования населенных мест был именно фон Пюклер Мускау.
Можно утверждать, что роль Германа Пюклера в паркостроении и градостроительстве не уступает роли Андре Ленотра (1613-1700) - создателя прекрасных садово-парковых ансамблей под Парижем и автора новых градостроительных приемов. Влияние творчества Пюклера на развитие садово-паркового искусства и градостроительства во многих западноевропейских странах, а также в России огромно и неоспоримо.
В Германии в начале XX века была создана общественная организация - Пюклеровское общество (Pueckler Gesellschaft) с центром в замке Глинике в Потсдаме под Берлином. В городке Котбус, где находится парк Браниц, действует общество «Князь Пюклер в Бранице». Однако всеобъемлющего издания, рассказывающего о жизни и творчестве фон Пюклера Мускау, не существует даже в Германии.
Князь Герман Людвиг Генрих фон Пюклер Мускау (1785-1871) был незаурядной личностью. В одном из путеводителей по парку Браниц о нем говорится следующее: «Пюклер был разносторонне одаренным человеком с разнообразными интересами. Он общался со знаменитыми личностями своего времени, от Наполеона III до Гёте. Эксцентричным стилем жизни и многочисленными знакомствами с женщинами он создавал себе рекламу. Он был паркостроителем, писателем и всемирным гулякой» (Перевод автора. - А.К.).
Пюклер написал и издал 11 книг. Одна из них, «Указания по паркостроению…» (Andeutungen ueber Landschaftsgaertnerei verbunden mit der Beschreibung ihrer praktischen Anwendungen in Muskau), изданная в 1834 году и затем неоднократно переиздававшаяся, посвящена устройству парков. Первое издание «Указаний по паркостроению…» было роскошно оформлено: его украшали литографии немецкого графика И.В. Ширмера (1807-1863), изображающие парк Мускау, и планы парка. Остальные книги Пюклера посвящены описанию его многочисленных путешествий, в основном на Ближний Восток. 
Главными творениями мастера считаются два его собственных парка, устроенные им у замков Мускау и Браниц. Также он выполнял работы в парках Бабельсберг в Потсдаме и возле замка Эттерсбург.
Увлечение князя Пюклера созданием парков началось в 1811 году, когда в его владение перешли родовые имения Браниц и Мускау. Годом ранее в Веймаре он познакомился с И.В. Гёте (1749-1832). Поэт горячо поддерживал стремление молодого князя к творчеству, связанному с преобразованием природного ландшафта, и эта поддержка во многом определила дальнейшую судьбу Пюклера-паркостроителя. Путешествия по разным странам, предпринятые с целью изучения парков, помогли Пюклеру в совершенстве овладеть приемами их создания. Незаурядная личность и художник, он стал исключительным мастером формирования пространства, «лепки» рельефа и построения пейзажных композиций.
* * *
В октябре 2008 года для группы специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и примкнувших к ним любителей парков была организована поездка по садам и паркам восточной Германии. Судя по всему, такая специализированная поездка была первым подобным опытом как для отечественных специалистов, так и для немецкой стороны. Программа поездки была составлена таким образом, что ее участники имели возможность ознакомиться не только с парками Пюклера, но и с теми прекрасными парками XVIII-XIX веков, которые он в свое время посещал. Очевидно, что творчество фон Пюклера Мускау неотделимо от великого культурного наследия Германии и является его частью.
В ходе поездки нам посчастливилось увидеть сады и парки Дрездена, где в 1802-1804 годах Пюклер находился на военной службе, а также летнюю резиденцию саксонских правителей - Пильниц. Мы также посетили первый пейзажный парк в Германии Вёрлиц, работы в котором начались еще в 1765 году, после путешествий князя Леопольда III Фридриха Франца фон Анхальт-Дессау (1740-1817) в сопровождении архитектора и садовника по английским паркам. Ядром парка в Вёрлице служит озеро с системой протоков. Из парков Англии в этот немецкий парк привнесены приемы создания пейзажей, композиционными центрами которых являются или небольшие постройки, или какая-либо малая архитектурная форма, скульптура. Здесь можно увидеть и «парковую затею», широко известную благодаря упоминанию в специальной литературе конца XVIII века, - «тополиный остров» на пруду. Во Франции подобный остров был устроен маркизом Р.Л. Жирарденом в имении Эрменонвиль: там находится гробница философа-энциклопедиста Жан-Жака Руссо (1712-1778), проведшего последние месяцы своей жизни в этом имении. В Вёрлицком парке, в центре острова, носящего имя Руссо, на пьедестале установлена мраморная урна.
Во время путешествия мы побывали в Веймаре, являвшемся культурным центром Германии конца XVIII - начала XIX века прежде всего благодаря пребыванию в этом городе великого немецкого поэта и философа Гёте. Здесь до сих пор ощущается тесная связь с Россией, установившаяся благодаря заключению брака между Великой княгиней Марией Павловной, дочерью российского императора Павла I, и наследным принцем Карлом Фридрихом Саксен-Веймарским. Князь фон Пюклер Мускау неоднократно бывал при их дворе и, разумеется, гостил у Гёте. В парке принадлежащего чете замка Бельведер был создан садик, подобный садику в родном для княгини Павловском парке под Петербургом.
* * *
В 1815 году князь Пюклер приступил к преобразованию своего имения Мускау с мечтой о создании идеального ландшафта. В работе ему помогали выдающийся немецкий архитектор и художник Карл Фридрих Шинкель (1781-1841) и садовник Якоб Хайнрик Рехдер (1790-1852), а много позже Карл Эдуард Адольф Петцольд (1815-1891). Большую роль в жизни и творчестве Пюклера сыграла Люсия Анна Вильгельмина фон Паппенхайм (1776-1854), урожденная фон Харденберг, ставшая в 1817 году женой князя. В ее лице он нашел друга и равноценного партнера. Несмотря на то что уже в 1826 году супруги развелись, до конца жизни Люсия поддерживала начинания Пюклера и разделяла его увлеченность паркостроением.
Пюклер неоднократно посещал разные страны Западной Европы, включая Англию, и везде изучал сады и парки. Прекрасное знание современного состояния паркостроения и незаурядный талант позволили ему выработать собственный стиль, что он с успехом продемонстрировал на практике своими пусть и немногочисленными парками и изданием своих «Указаний по паркостроению…».
В парке Мускау (современное название населенного пункта - Бад-Мускау) Пюклером был создан преобразованный ландшафт, пейзажи которого выстраиваются с минимальным использованием архитектуры малых форм и построек: преобладают композиции, основанные на гармоничном соединении прежде всего природных элементов в виде отдельных деревьев или их групп, кустарников, цветов, камней, водных проток, водоемов, реки и особенностей рельефа. Блестящее использование Пюклером линейной и воздушной перспектив усиливает впечатление от созданных им пейзажей и делает их незабываемыми.
Замок и парк Мускау расположены в долине реки Нейсе с высокими береговыми террасами, переходящими в холмы. Чтобы создать новый парковый ландшафт, князю прежде всего пришлось проделать огромную работу по собиранию земли вокруг замка, что потребовало значительных денежных затрат и усилий. Территория преобразованного им ландшафта, куда входили существующий ныне городок и несколько деревень, составляла 1250 га и включала, можно сказать, четыре самостоятельных парка: призамковый, горный, курортный и парк на правом берегу реки Нейсе.
Несмотря на успех работ по созданию идеального ландшафта, князь был вынужден продать имение Мускау. Это решение было продиктовано не только финансовыми затруднениями, вызванными большими тратами на создание парка, естественно, не приносившего дохода, но и политическими и личными причинами.
В 1846 году имение Мускау приобрел Фридрих Вильгельм Карл, принц Нидерландов. Надо отметить, что в Мускау остался работать ученик Пюклера Карл Петцольд, который продолжал совершенствовать парк, получая консультации и рекомендации от самого князя.
После Второй мировой войны по реке Нейсе прошла граница между Германией и Польшей, разделившая некогда большой парк на две части: на польской территории осталось 370 га, а на немецкой - около 200 га.
Благодаря постоянным работам по воссозданию и поддержанию обе части парка сейчас находятся в прекрасном состоянии. Парк Мускау включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. С 1993 года официальное название парка - учреждение Fuerst-Pueckler-Park Bad Muskau.
В 1826 году главный садовник Потсдама Петер Йозеф Ленне (1789-1866) совместно с архитектором Карлом Фридрихом Шинкелем приступает к освоению и преобразованию земельного участка площадью 200 га под парк Бабельсберг с замком для наследного принца Вильгельма (позднее короля Вильгельма I) и его жены принцессы Августы Саксен-Веймарской. Принцесса придерживалась представлений об идеальном парке, привитых ей матерью Марией Павловной, дочерью императора Павла I, дедом Карлом Августом и ее другом Иоганном Вольфгангом Гёте. Творчество Ленне не отвечало этим представлениям, и в 1842 году фон Пюклер Мускау, уже известный к тому времени специалист в области паркостроения, был приглашен для совершенствования парка Бабельсберг.
Пюклер расширил сеть подъездных дорог и усовершенствовал ее, устроив узкие пешеходные дорожки. Он переработал парковые пространства и видовые оси Ленне и сформировал новые пейзажи за счет плотных посадок зеленых насаждений. Строительство в 1845 году насосной станции позволило ему устроить пруды, включая «черное море», фонтаны и каскады и проложить ручьи. Пюклер увеличил площадь парка, присоединив к нему ровный участок территории у подъездной дороги. Парк Бабельсберг был украшен парковыми затеями: золотым садом роз, лестницей роз, увеселительными местами с цветочными садами и т.д. Благодаря таланту князя фон Пюклера Мускау в Бабельсберге, в центре Европы, появился один из наиболее совершенных ландшафтных парков.
В настоящее время ведутся интенсивные и успешные работы по восстановлению водной системы парка Бабельсберг, по ликвидации последствий разделения территории парка, как и в свое время всей Германии, на две зоны. 
В 1845 году перед фон Пюклером Мускау была поставлена очередная творческая задача: создание нового вида от замка Эттерсбург за счет преобразования одной из просек леса в пейзажную картину. Замок был окружен густым буковым лесом, поднимавшимся по склону большого холма. Лес имел однообразный силуэт и был прорезан скучными прямыми просеками, одна из которых выходила к фасаду замка. В целом силуэт леса не поддавался изменениям, однако существовала возможность изменения силуэта и формирования его опушки и просеки, обращенных в сторону замка. 
Князь Пюклер, используя приемы известного ландшафтного архитектора Хэмфри Рептона (1752-1818) по созданию новых пейзажных картин, блестяще справился со стоявшей перед ним задачей, прежде всего за счет рубки деревьев. По его замыслу была вырублена территория площадью в 40 десятин и сформированы опушки. Пюклер заменил старые деревья новыми, для которых подходили условия произрастания на свету на краю закрытого лесного массива. Благодаря работе князя, как пишет А. Регель, «тяжелая масса густого леса превратилась в легкое, элегантное, чисто картинное насаждение, в свое время наделавшее немало шума». 
Преобразованная Пюклером просека, носящая его имя - Puecklers Schlag, сохранилась до настоящего времени и производит неизгладимое впечатление.
Имение Браниц, куда князь Пюклер переселился после продажи имения Мускау, являлось майоратом, т.е. не подлежало продаже и передавалось только по наследству. Здесь, как и в Мускау, Пюклер начал создавать новый парк. Он постепенно расширял его площадь, «лепил» рельеф, копал водоемы. Результатом его деятельности стал необыкновенный парк, где органично соединились искусно созданные холмы и равнины, протоки и водоемы, рощи и отдельные экземпляры деревьев, открытые пространства полян, водоемов и закрытые пространства паркового массива. На площади в 100 га появились выразительные пейзажи и отдельные уникальные по своему решению участки. В парке Браниц в большей степени, чем в Мускау, были использованы в качестве композиционного центра пейзажа малые архитектурные формы и скульптура. На островке в протоке перед замком была помещена керамическая скульптура полуобнаженной Венеры, ноги которой прикрывает ярко-синяя ткань. Если бы создателем этой скульптуры был не Пюклер, она могла бы восприниматься как китч, но в парке Браниц она смотрится органично. Вазы для цветов, установленные по периметру террасы дворца, - также керамические, синего цвета. Главный спуск с террасы в сторону парка украшен скульптурным изображением грифонов, выполненным в металле. На другой стороне протоки в ажурной металлической беседке помещен на высоком пьедестале бюст знаменитой певицы Генриетты Зонтаг, с которой князя связывали близкие отношения.
Самая необыкновенная часть парка Браниц - удаленная от замка обширная поляна с прудом. Вблизи пруда возвышается одна земляная пирамида, а из его глубин поднимается другая, увитая плющом. Массивность пирамиды и четкие очертания ее плоскостей, отражающихся в воде, усиливают эффект мощи формы, создавая иллюзию ирреальности или космоса. Размещение пирамид в парковом пространстве было продумано таким образом, что они служат композиционными центрами целого ряда пейзажей этой части парка. Выступая над выровненной плоскостью земли и гладью воды, пирамиды словно связывают воедино воду, землю и небо. Князь фон Пюклер Мускау и Люсия фон Паппенхайм были похоронены в одной «водной пирамиде».
* * *
Завершением поездки отечественных специалистов по прекрасным садам восточной Германии стало посещение пригорода Берлина Потсдама, где мы не только побывали в парке Бабельсберг, но и ознакомились с одним из интереснейших парков Западной Европы - Сан-Суси.
Участники путешествия вернулись полные впечатлений и объединенные восхищением перед творчеством князя фон Пюклера Мускау. Мы чувствовали себя членами духовного общества Пюклера в России. 











© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.