|
Статьи |
Красный костел в Минске О. Воробьев
полная версия
Красный костел, памятник архитектуры неоготики с чертами модерна, является одной из достопримечательностей белорусской столицы. Это удивительное сооружение из красного кирпича построено в 1908-10 гг. архитектором Т.Пояздзерским при участии В.Маркони и Г.Гая по заказу богатого помещика из Случчины Эдварда Войниловича и его жены Олимпии. Появление этого костелана минской земле непосредственно связано с трагедией семьи Войниловичей.
Войдя в этот храм, слева от главного входа вы сразу увидите белоснежный бюст красавца-усача - последнего представителя знаменитого рода Войниловичей Эдварда. В двенадцатилетнем возрасте, после тяжелой болезни, умер его сын Сымон, а спустя шесть лет, не дожив всего дня до своего девятнадцатилетия, ушла из жизни дочь Елена. Чтобы увековечить память детей, он жертвует все свое состояние на строительство нового католического костела в Минске, оговорив заранее, что храм будет освящен в честь Святых Симеона и Елены, а также оставив за собой право выбора проекта. Легенда гласит, что незадолго до смерти дочь Войниловича Елена увидела во сне невероятной красоты костел, а проснувшись, нарисовала увиденное по памяти.
Руководствуясь набросками девушки, архитектор Томаш Пояздзерский создал проект огромного трехнефного, трехбашенного храма асимметричной объемно-пространственной композиции с развитой полуцилиндрической апсидой. Две малые башни - в память о двух умерших детях, а большая пятидесятиметровая башня, которая просматривалась со всех точек города и сразу стала одним из символов Минска, олицетворяла родительскую скорбь. Центральный неф и трансепт покрыты двухскатными взаимно перпендикулярными крышами. Ядром композиции является высокая прямоугольная четырехъярусная башня, которая возвышается с северо-восточной стороны. Вокруг алтарной части главную башню дополняют две небольшие шатровые башни. Входы оформлены тамбурами. Высокие щиты фасадов украшены декорированными архитектурными поясами, машикулями и другими элементами декора. Плоскости стен прорезаны высокими полуциркульными разновеликими оконными проемами. Над главным порталом костела расположен герб Войниловичей. В центре главного фасада над главным входом, а также над входами в крыльях трансепта находятся большие окна-розы.
В декоративном оформлении значительную роль играет цветовое решение костела: сочетание красных кирпичных стен с тонкими заглаженными швами и желтой черепицей крыш. В художественном оформлении помещений выделяются витражи, которые заполняют проемы окон, и медные люстры (художник Г.Ващенко). В алтарной части витражи с изображениями юношей представляют собой аллегории пяти искусств. Колорит витражей - дымчато-зеленоватый с красными вкраплениями. Витражи и полихромные росписи выполнены Ф.Бруздовичем.
В единый комплекс костела входит каменное двухэтажное здание плебании. Превоначально к ее главному входу вела одноэтажная галерея, пристроенная к главному фасаду костела с юго-западной стороны. Костел и плебания - памятники архитектуры республиканского значения.
Красный костел, за годы советской власти успевший побывать и Государственным польским театром БССР, и киностудией, и Домом кино, в 1990 году наконец возвращен верующим. Однако живет он не только религиозной жизнью. В так называемом «нижнем костеле», расположенном под верхней базиликой, проходят спектакли и выставки. Собор также славится своими концертами органной музыки и библиотекой имени Адама Мицкевича. Одна из наиболее чтимых святынь костела - копия Туринской плащаницы - передана в апреле 2002 года в дар белорусскому народу Туринским кафедральным собором (Италия), где находится подлинник савана, хранящего отпечатки тела Иисуса Христа.
В сентябре 1996 года перед входом в Красный костел была установлена скульптура Архангела Михаила - небесного покровителя Беларуси. Спустя ровно четыре года, в сентябре 2000-го, в десятке метров от Архангела Михаила появился мемориал «Колокол Нагасаки» - точная копия колокола «Ангел», чудом уцелевшего после атомной бомбардировки Нагасаки 9 августа 1945 года. Минский двойник «Ангела», подаренный белорусскому народу католической епархией Нагасаки, по замыслу, должен служить напоминанием о чернобыльской беде. В основание мемориала заложены капсулы с землей из Иерусалима, японских городов Хиросимы и Нагасаки, а также из районов, пострадавших от чернобыльской катастрофы.
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights
Reserved. |