журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Культовое зодчество Левобережной Кавказской Албании

С. Гаджиева, кандидат архитектуры

сокращённая версия

Азербайджанская архитектура в сознании многих традиционно ассоциируется с архитектурой сугубо исламского толка. Действительно, на территории Азербайджана существует огромное количество великолепных архитектурных творений мусульманского периода. Однако не следует забывать, что ислам пустил здесь корни лишь в VIII-IX вв., а до него и одновременно с ним в разных регионах страны последовательно сменяли друг друга и развивались в теснейшем взаимодействии другие религии: маздаизм, митраизм, зороастризм и христианство. Под их влиянием формировались основные принципы и приемы азербайджанского зодчества, которые повлияли и на зародившуюся позднее исламскую архитектуру.



Христианство занимало ведущее место в становлении монументальной архитектуры Азербайджана на протяжении всего периода существования христианского государства Кавказская Албания (IV в. до н.э. - VII в. н э). Христианское учение пустило здесь корни в I в. н.э., а в качестве государственной религии было принято в IV в. Пропагандирующая и насаждающая христианство церковь определяла социальное содержание культовой архитектуры и направляла архитектурную мысль.
Территория Кавказской Албании обычно подразделяется на левобережную и правобережную. Часть ее, расположенная на левом берегу Куры, состояла из 11 областей, среди которых самыми большими и политически важными были Кабала, Шаки, Камбисена, Эджери и др. В настоящее время это территория современных Шекинского, Огузского, Габалинского, Гахского, Белоканского, Закатальского и других прилегающих районов Азербайджана. Прекрасный климат, восхитительные пейзажи, многочисленные горные реки и родники, обилие лесов, полных всевозможных фруктов и ягод, делают левобережную Кавказскую Албанию одним из самых красивых и богатых уголков страны. Населяющий ее трудолюбивый и талантливый народ сумел сохранить свою самобытность и древние обычаи. Многочисленные церкви, часовни, монастыри, крепостные стены, дворцы, мечети, караван-сараи - все это примеры дошедшего до нас исторического прошлого региона.
На территории региона сохранились культовые сооружения различных типов. Это и часовни, и храмы разной типологической принадлежности, и монастырские комплексы. В селах, на вершинах и отрогах гор разбросано множество зально-сводчатых церквей. Чаще всего это небольшие сооружения, сложенные из известняка или булыжника.
Типичный пример таких сооружений - маленькая сводчатая албанская церковь, расположенная на северной окраине деревни Бидеиз Шекинского района. Она построена из крупного булыжника, а наружные стены и некоторые конструктивные элементы, в том числе алтарная арка и наличник двери, облицованы чистотесаным камнем, называемым «ширин-даш». Техника возведения, характерная для раннего средневековья, подковообразная форма арок и алтарной апсиды позволяют причислить церковь к V-VII вв. В настоящее время она находится в полуразрушенном состоянии. Очень схожа с ней и церквушка, расположенная на окраине деревни Баш-Кюнгют того же района. Подобно другим аналогичным памятникам региона, она возведена из ширин-даша. Несмотря на полуразрушенное состояние хорошо видно, что перекрытие было осуществлено полуциркульным сводом. Интерьер декорирован арками и нишами. С северной стороны апсиды имелось небольшое вспомогательное помещение.
К юго-востоку от деревни Орта-Зейзит Шекинского района на горе расположена еще одна албанская церковь. По композиции это обычная сводчатая зала. Но в углах апсиды, расположенной на восточной стене, в толще северной и южной стен расположены маленькие часовни. Это роднит церковь с однонефной базиликой Хотаванкского культового комплекса в Кельбаджарском районе Азербайджана. Сводчатое перекрытие церкви некогда опиралось на два пилястра. Один из интереснейших памятников данного типа - расположенная на некотором отдалении от деревни Джалут Огузского района древняя церковь. Некогда над дверью церкви имелось необычное окно, вырезанное из единого камня. К сожалению, время и природа были безжалостны к этому памятнику, ныне представляющему собой развалины.
К зально-сводчатым относится также церковь в Мазымгарай Белоканского района и часовни монастыря «Едди Килисе» («Семь церквей»), расположенного близ селения Лекит Гахского района.
В нескольких километрах от районного центра Шеки находится деревня Киш, в которой расположен древнейший на Кавказе апостольский храм, яркий памятник азербайджанского зодчества. В 2000 году с благословения выдающегося норвежского ученого и путешественника Тура Хейердала здесь стартовал совместный азербайджанско-норвежский проект по изучению, реставрации и музеефикации памятника. Раскопки и археологические исследования фундаментов позволили датировать стены храма V веком и установить, что они построены на более древних многослойных фундаментах, относящихся к первым векам нашей эры. В ходе исследований было подтверждено, что храм в селении Киш - это не что иное, как известная из «Истории Албан» Моисея Каланкатуйского древнейшая на Кавказе церковь, основание которой было заложено просветителем Албании святым Елисеем в I в. на месте еще более древнего языческого храма.


© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.