журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Многоконфессиональный Баку

Г. Шугаев

сокращённая версия

Баку, столица Республики Азербайджан, расположен на полуострове Апшерон у западного побережья Каспийского моря. По мнению выдающегося путешественника Тура Хейердала, его окрестности, где в древности процветал культ зороастризма (огнепоклонников), можно отнести к феномену зарождения одного из очагов мировой цивилизации. Баку с его выгодным географическим положением и богатыми природными ресурсами всегда привлекал к себе внимание предприимчивых людей, которые съезжались сюда из разных стран мира, внося свой вклад в богатейшую и многообразную культуру Азербайджана.
По-настоящему бурное развитие Баку началось со второй половины XIX столетия, когда из небольшого поселения он превратился в одну из нефтяных столиц мира и самый крупный город на Кавказе. Национальный и конфессиональный состав бакинцев становится все более разнообразным. За короткий период наряду со строительством соборной мечети Таза-Пир здесь возводят превосходящий ее по размерам православный собор Александра Невского, лютеранскую кирху, католический костел, григорианскую церковь и синагогу. Предлагаем читателям проследить судьбу некоторых старых и вновь возведенных культовых сооружений в азербайджанской столице, где мирно сосуществуют ведущие мировые религии.


Мечеть в Нардаране
Мечети Апшерона - особая страница в архитектуре культовых сооружений Азербайджана. Их история началась со строительства мечети Губа-шахи в селении Мардакяны. С тех пор на протяжении нескольких столетий мечети приобретали специфические типологические формы, отличаясь многообразием композиционных приемов, объемно-пространственных решений и декоративных мотивов. Культовые сооружения в каждом населенном пункте имели специфические особенности, характерные для конкретной пространственной среды.
Селение Нардаран, расположенное в полутора километрах от побережья Каспийского моря, аккумулировало в себе характерные особенности сел Апшерона и в то же время сохранило свои исторические особенности, что, в частности, нашло отражение в своеобразии его архитектурного наследия. Наличие большого числа памятников архитектуры, мечетей, крепостных стен, замков, хамамов (бани), овданов (колодцы), караван-сараев позволяет утверждать, что Нардаран принадлежит к наиболее содержательным в историко-архитектурном плане селениям Апшерона.
К сожалению, в годы Советской власти этому заповедному месту не уделялось должного внимания. В результате многие памятники архитектуры пришли в запустение. Сегодня ситуация заметно изменилась к лучшему. Благодаря усилиям местных жителей и меценатов - выходцев из селения Нардаран удалось провести достаточно большой объем работ по восстановлению многих памятников архитектуры, построенных в 1300-1390-х годах.
Особенно гордятся сельчане новой мечетью, возведенной местными народными мастерами. Проект этот уникален, поскольку осуществлялся без участия профессионального архитектора. Мастерство устадов-белокладчиков, славящихся искусством кладки стен из мелкопористого известняка, передается из поколения в поколение. Умение «плести кружева» из природного камня и сегодня вызывает восторг даже у видавших виды ценителей архитектурных шедевров. Строительство новой мечети стало еще одним примером возрождения народного зодчества на Апшероне.

Православная церковь
Собор Святых Жен-Мироносиц, расположенный в районе Сальянских казарм Баку, существует уже более 200 лет. Сначала это была деревянная церковь, вокруг которой находилось кладбище. В 1907 году на средства Г.З.Тагиева на ее месте возводят каменный собор, судьба которого оказалась трагичной. Уже в 1920-м его закрывают, а настоятеля зверски убивают. В здании сначала размещают артиллерийский склад, а позже спортивный зал. И лишь в 1991 году практически разрушенный храм передают Русской Православной церкви. Восстановление русской церкви осуществлялось по проекту молодого азербайджанского архитектора Эльчина Тофика оглы Алиева. Не имея опыта сакрального проектирования и будучи мало знакомым со всеми тонкостями Русской Православной церкви, архитектор привлек огромное количество источников, включая литературу по русскому орнаменту, иконописи и т.д., изучал архитектуру и интерьеры церквей в разных регионах России. Под его руководством азербайджанские резчики по камню выполнили уникальный каменный иконостас. Из известняка вручную вырезались гроздья винограда, виноградные листья, сложнейшие орнаменты. Национальная принадлежность архитектора и мастеров определенным образом сказалась на результатах работы - получился русский иконостас с восточными византийскими элементами, а в интерьере церкви ненавязчиво и тактично зазвучали азербайджанские мотивы.
Для росписи потолка и стен храма были приглашены известные российские художники. Спонсор проекта, ныне покойный азербайджанский бизнесмен и меценат А.С.Курбанов, оплатил изготовление 29 уникальных икон, заказанных у известного русского художника-иконописца Соколова. Благодаря его финансовой поддержке на предприятии Русской Православной церкви «Софрино» был размещен большой заказ на церковную утварь и аксессуары. Во время своего визита в Азербайджан в 2001 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил храм и присвоил ему статус Кафедрального собора Прикаспийского и Кавказского регионов. Работа архитектора Алиева также была оценена по достоинству - он стал одним из первых азербайджанцев, удостоенных награды Русской Православной церкви. Алексий II принял архитектора в своей резиденции в Москве и наградил его медалью Преподобного Сергия Радонежского I степени. Глава Бакинской и Прикаспийской епархий Владыко Александр также не оставил без внимания заслуги архитектора, отметив их почетной грамотой.


© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.