|
Статьи |
Монастырские сады И. Воскресенский
сокращённая версия
Архитектура монастырей дала толчок к появлению новых типологий, которые постепенно развились в целые направления. А их ландшафтная архитектура стала прообразом открытых пространств городов, площадей, клуатров, ботанических садов, аптекарских огородов, водоемов и фонтанов как систем жизнеобеспечения, сочетающих в себе утилитарные и эстетические качества. Особенно значима роль монастырских садов для России
Показательно, что еще в V веке основатель Бенедиктинского ордена, распространившего монастырский образ жизни по всей Европе, говорил, что все необходимое для жизни, особенно вода и сады, должны присутствовать внутри монастырских стен (В.В.Афмидентова. История садово-парковых стилей. М.: Архитектура,2003). Иными словами, монастырское строительство, многовековой опыт хозяйственной, научной, медицинской, агротехнической, образовательной и издательской деятельности оказали огромное влияние на развитие мировой архитектуры.
Уединенный образ жизни (хотя и коллективный, общинный) характерен для многих религий мира, в том числе православной, католической, буддийской. И сегодня монастыри в значительной части мира не утратили своего главного, первоначального предназначения - служения Богу, привлекая к себе не только туристов, но и паломников. В отличие от многих дворцово-парковых ансамблей прошлого, музеефицировавшихся вместе со своей парковой составляющей, монастырские комплексы продолжают жить во взаимодействии с природой, поддерживая и развивая эту традицию.
По взаимосвязи с окружающей средой монастыри можно разделить на две основные группы: вне городской застройки и в окружении городской среды. Последние также делятся на две группы: с озелененной территорией и без природного окружения.
Рассмотрим несколько примеров действующих монастырских комплексов.
Франция. Эльзас. Монастырь Сент-Одиль
Этот во многом типичный средневековый монастырь, расцвет которого приходится на ХII век, расположен на высоком (763 м) холме в окружении густого леса из пихт, каштанов и бука. Построенный в романском стиле из местного песчаника, в ХVII-ХVIII вв. он перенес серьезную реконструкцию. Тем не менее его мощная, брутальная средневековая архитектура была сохранена и попрежнему воспринимается как рукотворное завершение естественного холма, символизируя божественное как вершину природы. Реализованная здесь ландшафтная идея предельно ясна: полное единение архитектуры и природы, хотя монастырский комплекс явно доминирует над природным окружением. Внутри монастырских стен природные элементы, напротив, взяты в плотные объятия архитектуры.
Несмотря на строгий уклад жизни, Сент-Одиль любили посещать художники, артисты, поэты, писатели, в том числе Гете, А.Франс и др. Знаменательной вехой в его истории стал 1153 год, когда здесь останавливался Фридрих Барбаросса. Сегодня действующий монастырь продолжает быть центром притяжения не только для глубоко верующих людей и представителей творческих профессий, но и для многочисленных туристов. Высокая посещаемость комплекса, чему способствует его близость к Страсбургу, оказывает принципиальное влияние на характер использования территории монастыря. Она разбита на три небольших двора, различных по своим ландшафтным характеристикам.
Первый, наиболее крупный, фактически представляет собой природное фойе, где посетители могут прогуливаться среди деревьев и отдыхать в их тени на уютных скамьях. Все малые формы, даже необычные солнечные часы, выполнены из натурального камня. Многоплановость двора усиливает перепад рельефа и подпорные стенки с летниками, которые делят это пространство на две части. Одну из них можно назвать гостевой. Она представляет собой аллею из высоких деревьев, словно приглашающую посетителей к храму. Аккуратно подстриженные кусты высотой до 40 см, которым приданы правильные геометрические формы, и промежутки между деревьями, заполненные белым инертным материалом, создают пространственный орнамент, адресуя нас к мотивам XVII-XVIII веков. В то же время эта зона чемто напоминает территорию хорошего санатория советских времен.
Другая часть двора более аскетична, отличается большим количеством мощения и фактически исполняет роль партера. Средний по величине садик с выполненной из камня скульптурой св.Одиль своей стилистикой напоминает виллы итальянского Возрождения с классическими атриумными озелененными дворами. Движение здесь организовано по периметру, а центр поднят на три ступени. Кипарисы и туи посажены симметрично и аккуратно подстрижены, подчеркивая царящие в монастыре строгость и благочестие. Сама планировка не позволяет скапливаться здесь большому количеству людей, да и скамей в этом дворике нет. В северо-восточном углу на месте кладбища построена часовня слёз. Окружающая ее территория благоустроена и превращена в смотровую площадку, откуда открываются великолепные виды с севера, запада и юга. С восточной стороны сюда подходит подъездная дорога, фланкируемая корпусом с аркой-входом. Интересный факт: основные постройки комплекса и колонна со скульптурой подсвечиваются снаружи, благодаря чему хорошо видны издалека. Но на самой территории светильников нет. Это говорит о том, что обитатели монастыря живут в соответствии с природными циклами.
Специально для пилигримов и туристов в монастыре открыт довольно большой магазин сувениров, где помимо традиционных предметов можно купить даже копии русских икон, а также вместительный кафетерий. Для гостей здесь оборудовано 140 вполне комфортабельных номеров. В случае большого наплыва посетителей монастырь готов принять до 700 человек (The Mont Saint Odile. Charles Wackenheim).
Бразилия. Рио-де-Жанейро. Монастырь Сан-Бенто
Как и его французский собрат, монастырь Сан-Бенто расположен на вершине холма. Правда, высота его невелика - всего 30-50 метров. Зато над всем городом, словно благословляя его жителей, парит статуя Христа, установленная на вершине самой высокой в этой местности горы Карковадо. И хотя скульптура появилась здесь значительно позже монастыря, в этом можно увидеть идеологическую перекличку с комплексом в Эльзасе. В остальном же у них гораздо больше различий, чем сходства. Монастырь Сан-Бенто глубоко увяз в окружающей застройке. Здания и озелененные пространства так и не сложились в единый ансамбль. Террасированность участка связана лишь с его поэтапным освоением. Главным и венчающим сооружением является собственно храм, построенный в типично колониальном постбаро чном стиле. Весьма сдержанный декор фасада компенсирует пышный интерьер.
В условиях тропического климата особенно скромно выглядит небольшой и бесхитростный по планировке садик на верхней террасе. Едва ли не единственная его достопримечательность - размещенная в центре садика скульптура. Это не замкнутое пространство, скорее, оно даже слишком публично, поскольку расположено по соседству со стоянкой для автомобилей, которая ничуть не меньше его по размерам. Кстати, именно она взяла на себя роль партера. Боскетная часть недоступна для посетителей, поскольку находится за оградой. К тому же здесь очень мало пешеходных дорожек. (Н.Ильинская. Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры. Л-д: Стройиздат, 1984). На другой террасе оборудованы спортивные площадки с минимальным озеленением. Спорт на территории католического монастыря явно не вписывается в традиции, но легко объясняется общенациональной страстью бразильцев к футболу. И хотя площадки из-за ограниченных размеров не годятся для игры в большой футбол, но для мини-футбола вполне подходят. С верхней и нижней террас, обращенных, соответственно, на юг и на север, открываются прекрасные виды на городскую застройку и Атлантический океан.
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights
Reserved. |