|
Статьи |
Московские синагоги М. Лобовская
сокращённая версия
В Москве синагоги появились гораздо позже многих иноверческих храмов - лишь в конце XIX века. Первые молитвенные дома располагались в наемных помещениях, самую большую комнату которых превращали в молитвенный зал - ставили арон-кодеш, лавки и проводили службы. Только в 1869 году в связи с резким ростом еврейского населения при городской управе было зарегистрировано Хозяйственное правление еврейской московской общины. И сразу же встал вопрос об открытии в Москве национального религиозного центра. Сегодня в столице действуют шесть синагог, четыре из которых возведены на рубеже ХХ-ХХI столетий. И все они достойно представляют архитектуру многонациональной и многоконфессиональной Москвы.
Для первой хоральной городской синагоги правление еврейской московской общины арендовало у домовладельца Рыженкова двухэтажный дом на пересечении Большого Спасоглинищевского переулка и Солянского проезда. Ее торжественное освящение состоялось в 1870 году в присутствии городского головы и обер-полицмейстера. Корреспондент «Русских ведомостей», подробно описавший открытие синагоги, высказал доброе пожелание, «чтобы этот дом молитвы обратился в общий для всех московских евреев центр их духовного единения». И действительно, синагога стала не только религиозным, но и общественным, культурным, просветительским центром национальной жизни евреев.
В молитвенном зале изучали тексты Торы, Талмуда, читали религиозную литературу. Здесь проходили собрания благотворительных национальных обществ.
Надо сказать, что синагогальные здания в отличие от христианских и мусульманских храмов не выработали обязательных архитектурных канонов. Поэтому руководство общины не внесло во внешний облик здания каких-либо национальных мотивов. Однако оформление интерьеров полностью соответствовало религиозной традиции. Особенно позаботились о том, чтобы во время субботних и праздничных служб голос кантора и хор достойно звучали в зале.
Первое здание, возведенное в Москве как синагогальное, было построено в 1886 году по заказу известного финансиста Л.С.Полякова. Семья крупного банкира, промышленника и щедрого мецената жила на Тверском бульваре. И именно здесь, возле своего дома, Лазарь Соломонович решил построить молитвенный дом для родных и друзей. Однако, несмотря на дружеское расположение и покровительство московского генерал-губернатора князя В.А.Долгорукого, чиновники не спешили давать разрешение, в конце концов выделив участок для строительства молельного дома на менее парадной Б.Бронной улице.
Л.С.Поляков заказал постройку домашней синагоги известному архитектору М.Н.Чичагову. Автор многих гражданских построек (театры, рестораны, доходные дома) и нескольких православных храмов удачно вписал здание в оживленную московскую улицу, но полностью исключил национальные мотивы в оформлении как фасада, так и интерьера. Дочь Полякова Зинаида писала в своем дневнике: «Ильюша (родственник З.Поляковой - Авт.) резко выражается об архитектурных недостатках нового молитвенного дома и даже слишком хулит его строителя Чичагова, который, впрочем, действительно некомпетентен в постройке еврейской синагоги, будучи сам православным и едва ли видав такие здания». Вплоть до 1907 года синагога на Б.Бронной была главным молельным домом евреев в Москве. В 1938-м ее закрыли, а здание передали методическому центру художественной самодеятельности.
И только более полувека спустя, в 1991 году, ему вернули изна чальное предназначение - здесь открылась синагога еврейской религиозной общины «Агудас Хасидей ХаБаД». Новые хозяева заново оформили молитвенный зал, установили там панно «Стена плача» и старинный, с резным орнаментом, арон-койдеш, в котором хранятся свитки Торы. В январе 2003 года была начата реконструкция здания, в результате которой старинное здание спрятали в современном стеклянном павильоне. Благодаря реконструкции существенно расширились функциональные возможности синагоги. В новом здании воссоздан молельный дом конца XIX века, выполненный в традиционном мавританском стиле. Открыт Религиозный центр памяти евреев, невинно уничтоженных в XX веке. В нем предусмотрен зал памяти, молельный зал, зал торжеств, библиотеки, благотворительная столовая, кашерное кафе, ритуальный бассейн - микву и помещения для благотворительных программ.
Вновь возвращаясь к хоральной синагоге, надо отметить, что более 20 лет она находилась в арендованном здании, ничем не отличавшемся от окружающих построек. И только в 1891 году для нее было построено новое здание по проекту известного московского архитектора С.Эйбушица. 10 февраля 1886 г. была нотариально оформлена купчая, из которой следовало: действительный статский советник Л.С.Поляков приобрел у потомственного гражданина М.С.Саатбекова для Московского еврейского общества два смежных между собой дома со всеми строениями и землей за 80000 рублей серебром. Приобретенные Поляковым владения располагались рядом с домом Рыженкова, в Б.Спасоглинищевском переулке, соединяющем две оживленные московские улицы - Маросейку и Солянку. Новое здание московской хоральной синагоги, одна из лучших работ С.Эйбушица, сразу же стало достопримечательностью этого живописного городского квартала. Архитектору блестяще удалось вписать культовое здание в насыщенную городскую среду. Парадный, увенчанный куполом дом с торжественной колоннадой воспринимался как представительное учреждение. Только звезда Давида на фронтоне и надпись «Это дом Б-га» над главным входом говорили о культовом предназначении здания.
Несколько слов об архитекторе Семене Семеновиче Эйбушице. Он приехал в Москву из Австрии в юные годы. В 1877-м поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, по окончании которого работал архитектором в Работном доме. Комендант Московского комитета о просящих милостыню, в ведении которого находилось это благотворительное учреждение, поддержал Эйбушица в его стремлении получить российское подданство. В прошении на имя генерал-губернатора он характеризовал архитектора как человека благонадежного и приносящего Комитету значительную пользу своими безвозмездными трудами.
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights
Reserved. |