журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Архитектурная археология: игра для взрослых


Олег Харит, кандидат технических наук, архитектурно-строительное «Объединение «Интекс»
полная версия

В Европе сейчас все стремятся разыскать свои корни. Не случайно над многими европейскими кафе и магази¬нами красуются вывески типа «Since 1746 year». Древность рода - залог стабиль¬ности дела, и владелец с удовольствием расскажет, как его прадед помогал вое¬вать Наполеону или принимал участие в воспитании сына Марии Стюарт. Одно из популярнейших хобби - изучение исторических корней своей фамилии. Не иметь родословной, вос¬ходящей, скажем, к XIV, а еще лучше к IX веку, уже просто неприлично. Поя¬вилось огромное количество фирм и фирмочек, которые готовы за 2-4 ча¬са и умеренную плату найти в мировой компьютерной базе данных о ваших возможных средневековых родствен¬никах. К моему удивлению, в Шотландии по моей просьбе быстро обнаружили каких-то шот¬ландских Харитов, которые, размахи¬вая мечами и потрясая рыжими бородами, сокруша¬ли окрестные замки в XIV веке. Конечно, это не более чем иг¬ра, - изучение настоящей генеалогии требует серьезных исторических ис¬следований - но, безусловно, эта игра отра¬жает определенную тенденцию. Естественно, осознание историчности своей семьи и древности рода требует соответствующего обрамления. Нужен родовой дом, еще лучше - усадьба. И неважно, что дом построен в прошлом году: его облику стараются придать исторические черты. 
Но если представители среднего клас¬са останавливаются на национально-исторических архитектурных вари¬антах, то люди состоятельные, имеющие возможность построить уникальный особняк, предпочитают либо чистую классику, либо игры в нее. Во Франции нам с гордостью показывали пол в зам¬ке, выложенный плитами, приобретенными на развалинах монастыря X века. Каждое такое строение является пред¬метом законной гордости не только своего владельца и архитекторов со строителями, но также и муниципаль¬ных властей, на чьей территории оно расположено. Недаром таким до¬мам часто посвящены специальные фотоальбомы. Естественно, все это по¬вышает и цену недвижимости. Очень популярна по¬купка старых, исторических зданий с последующей их реконструкцией. 
Архитекторы, работающие в Европе, рассказывали, что при строительст¬ве на новых участках они специально ищут там нечто древнее - на¬пример, вековой дуб или огромный ка¬мень, который, судя по облепившему его мху, лежит на этом месте уже лет двести. Самая боль¬шая удача, если на участке что-то когда-то уже было построено и развалины этого сооружения можно превратить в живо¬писный фрагмент ландшафта, предста¬вить в виде археологической находки. Именно на этой детали делается акцент при строительстве нового дома. А если такой изюминки нет, то ее надо приду¬мать. 
В разных странах этот стиль называют по-разному: иногда «архитектурной ар¬хеологией», «архитектурной фэнтэзи», иногда просто разновидностью «истори¬ческого стиля». В Европе он сейчас весь¬ма популярен при строительстве и от¬делке уникальных домов для весьма и весьма состоятельных заказчиков. Суть его в следующем. Новое, современное здание строится так, как будто оно здесь стояло веками и состарено прошед¬шими эпохами, или при строительстве используются элементы якобы «архео-логических находок» из здешних мест. Архитектура подчеркивает историю трансформации здания во времени. Ведь многие исторические здания не стро¬ились за один раз, а постепенно дост¬раивались и перестраивались. Для достижения подобного эффекта в одном здании могут быть объединены различные архитектурные стили. На¬пример, античный - в более древней части здания (могут быть использованы даже фрагмен¬ты руин), готический стиль - для сред¬невекового периода и один из современ¬ных стилей - в наиболее поздней части. Естественно, для такой работы необхо¬димы немалый талант архитектора, чув¬ство вкуса и меры и безукоризненное знание истории, иначе легко скатить¬ся в безграмотную стилистическую су¬мятицу. Описываемый подход учитывает не только собственно зда¬ние, но и окружающий пейзаж: деревья и цветы включаются в архитектурную компози¬цию, как бы прорастая сквозь нее.
Как-то в Италии мне показали одну из последних интересных работ в стиле «архитектурной археологии». Это была частная вилла, стоящая в парке на бере¬гу моря. Когда мы подъехали к дому, моя жена с удивлением тихо спросила меня: «А где же дом? Это же развалины. Там что - люди живут?» Действительно, снаружи здание представляло собой не¬вероятно живописные античные руины: стены с частично разрушенной клад¬кой из старинного кирпича, пустые проемы окон, полуразвалившиеся баш¬ни, как бы осевшие, вросшие со време¬нем в землю. Все это заросло буйной южной растительностью, покрылось мхом, местами сквозь разрушенный фундамент прорастали пушистые со¬сны и невероятно яркие цветы. Рядом на берег накатывали волны, стрекотали цикады, пели птицы. Жаркий итальян¬ский полдень обволакивал руины, и они, казалось, немного дрожали. Вспоминались картины Клода Лоррена с романтич¬ными и таинственными развалинами замков среди великолеп¬ных итальянских пейзажей. Мы подошли к старинным, подточен¬ным временем массивным дубовым дверям, обитым железом. Сбоку висел насквозь проржавевший дверной коло¬кол, заменявший звонок. Его звук ока¬зался неожиданно чистым. Двери распахнулись, и мы оказались в ком¬фортном, современном дворце (обилие мраморных статуй, каменная резьба с позолотой, мозаичные мраморные по¬лы) с прохладным, кондиционирован¬ным воздухом. То, что снаружи казалось пустыми провалами окон, изнутри было забрано прекрасными витражами, све¬тившимися в проходящих сквозь них солнечных лучах. Несмотря на безуко¬ризненную и очень дорогую внутреннюю отделку (мне как профессионалу это было хорошо заметно), кое-где были видны «разрушительные следы времени»: вот мраморная колонна дала существенную трещину, а балки из рез¬ного дуба, казалось, насквозь проедены жуками-короедами. (На самом деле су¬ществует специальная технология нане¬сения на новые деревянные изделия «червоточин» и «дырочек».) Особенно меня поразил кабинет хозяина. Пол его был сделан из сверхпрочного стекла, а под ним на глубине от 2 до 6 метров из темноты в мягком свете скрытых све¬тильников вырастали таинственные древние развалины. Впечатление созда¬валось грандиозное. Невозможно было поверить, что все до последнего камня здесь совершенно новое, построено всего два года назад. Конечно, никто не возьмется в точно¬сти определить, к какой эпохе принад¬лежат эти псевдоруины. Да в этом и нет необходимости, ведь это всего лишь игра в историю. Она может нести в се¬бе черты подлинности, а может при-надлежать абсолютно вымышленному миру, созданному автором подобно миру хоббитов, придуманному Толкиеном. Главное, чтобы здесь уютно чувст¬вовал себя хозяин, который наконец получил возможность воплотить в жизнь все свои мечты и фантазии… В Шотландии я видел част¬ный дом, в отличие от опи¬санного выше построенный на настоящих развалинах средневекового замка. Ин¬терьер был живой иллюстрацией к рас¬сказам Эдгара По: в некоторых залах дизайнеры даже разместили синтети¬ческую паутину.
Конечно, это эклектика. Но мне сложившееся в обществе отношение к эклектике как проявлению отсутствия вкуса кажется глубоко ошибочным. Вот, например, как трактует это понятие знаменитая «Энциклопе¬дия наук, искусств и ремесел»: «Эк¬лектик - философ, который, отвергая предрассудки, традиции, старое, обще¬принятое, навязываемое властью - словом, все, что сковывает мысль, ос¬меливается самостоятельно мыслить, обращаясь к общим ясным принципам и принимая только то, что подтвер¬ждает его собственный опыт и разум». Кстати, Москва - город архитектур¬ной эклектики, где российские традиции удивительным образом пере¬мешаны с запад¬ными модами и приметами Востока. И именно это определяет неповтори¬мую красоту нашего города. Еще и по¬этому я уверен, что «архитектурной археологии» уготована счастливая судьба именно у нас, в России. Тем бо¬лее что связь времен здесь надолго об-рывалась, и необходимость найти свои корни ощущается более остро. Причем нельзя сказать, что это направление являет¬ся абсолютной новостью в истории ар-хитектуры: в России, например, в конце XVIII с появ¬лением моды на романтический нео¬классицизм Дж. Кваренги строит зна¬менитую «Кухню-руину», а Ю. Фельтен - «Башню-руину» в дворцово-парковом ансамбле Царского Села. В XX столе¬тии руин и так хватало, так что до пос¬ледних лет об «архитектурной архео¬логии» не вспоминали. «Новый» стиль появился в современной России неожиданно, когда, кажется, уже сложилась рыночная архитектур¬ная конъюнктура и архитекторы, ра¬ботающие в диапазоне от классики до хай-тека, нашли своих заказчиков и почитателей. Одни тщательно вос¬производили традиции, другие строи¬ли жилье, напоминающее декорации фантастических фильмов. Те и другие настаивали, что их путь - правиль¬ный. «Архитектурная археология» в какой-то степени объединила и при¬мирила тех и других. В последние годы этот стиль стал все более актив¬но использоваться прежде всего при реконструкции Москвы, реставрации исторических зданий, строительстве храмов. Есть интересные дизайнер¬ские работы в ресторанах и клубах, можно отметить и интерьеры не-скольких городских квартир, превра¬щенных в фантастические руины ан-тичных городов.
Законодателем этой моды в россий¬ском загородном строительстве стало архитектурно-строительное «Объединение «Интекс». Расскажу об одной из интересных работ в этом стиле. В 1999 году фирма получила заказ на строительство не¬большого административного корпу¬са, включающего в себя гараж и под-собные помещения. Одним из особых пожеланий клиента было тщательно вписать строение в пейзаж, не нару¬шив при этом общей красоты парка. После долгих обсуждений решили по¬строить здание в виде развалин старин¬ного замка и средневековой деревни. Для создания архитектурно-стилисти¬ческого образа сооружения была при¬думана следующая легенда, в соответствии с кото¬рой и велось строительство. Когда-то, в I веке до н.э., на этом месте стояло не¬что античное, от чего уцелели лишь фундаменты некоторых сооружений (в том числе жертвенника) и отдельные камни и фрески. Разрушенные в I-II веках н.э., эти руины, простояли до конца XVII века, когда по милостивому разрешению Петра I кем-то из его со-ратников на остатках руин (их исполь¬зовали как фундамент) был построен замок в средневековом стиле. Тогда же появились деревня и мельница, более привычные для европейского пейзажа. Во время войны 1812 года замок использовался в целях обороны: сохрани¬лись пушки и разрушенная централь-ная башня, не восстановленная и по сей день. В XIX веке к замку при¬строили более современную входную группу и реконструировали частично разрушенные временем и войной мно¬гочисленные башни и надстройки. А сейчас произведена очередная ре¬конструкция, в результате которой по¬явились современные административ¬ные и технические помещения. Внешне постройка выглядит как ро-мантический замок. С одной стороны к ней примыкают сохраненные вре¬менем фрагменты средневековой де¬ревни со старинной каменной ветря¬ной мельницей. К главному входу в замок ведет подвесной мост на массив¬ных кованых цепях. Мост окружают искусственные скалы, в недрах которых берет начало поток, водопадом уст¬ремляющийся в созданное перед замком озеро с белоснежными кувшинками и плакучими ивами на берегу. Весь архитектурный облик замка скла¬дывался как бы в трех временных эпохах: в нижней части отдельные фрагменты стен сложены из огромных камней, оставшихся от сооружений ро¬манского периода, затем идет средневе¬ковая каменная кладка, и, наконец, в верхней, башенной части для стен ис-пользован тесаный камень периода реставрации замка в XIX веке. «Теса¬ный камень» изготавливался из бетона по специальной технологии. Для обли¬цовки «старинной» части стен в При¬балтике на одном из камнедобывающих комбинатов был найден удивительный камень: его поверхность уже сра¬зу по окончании строительства созда¬вала иллюзию многовековой истории, а кое-где он был даже по-крыт мхом. Этот же материал был применен для устройства искусствен¬ных скал, в расщелины которых еще во время строительства посадили цветы, зеленые растения и плющи. Деревянные балки для отделки фасада обрабатывались то¬пором вручную, как это делали в стари¬ну. Башни украсили флюгера и шпили, изготовленные с применением ручной ковки по старинной технологии. Искусно спрятанные в зелени и стенах замка зеркала создают иллюзию тай¬ных проходов в маленькие внутренние дворики и сады, а лабиринт «средневе¬ковых» улиц, обрывающихся в полураз¬рушенных арочных проемах, кажется, уводит посетителя в таинственный мир средневековой романтики. Интерьер также выполнен в сред¬невековом стиле: с облицовкой стен из натурального камня, мозаичными полами и деревянными максимально состаренными стропилами. У узких бойниц установлены пушки с чу¬гунными ядрами. Построена галерея, представляющая собой мрачный ароч¬ный коридор с каменным сводом и по¬тайной подсветкой снизу. Такой «замок» смотрится красиво в лю¬бое время года, что обязательно надо учитывать при строительстве в России с ее долгой зимой и, соответственно, тусклыми природными красками в это время. Пройдут годы, и это строение наверняка обрастет легендами, а его владельцы с законной гордостью будут пересказывать их своим друзьям. Мне симпатична такая мода. Она - свидетельство того, что мир успокоил¬ся и хочет сохранять и строить, а не разрушать.

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.