журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Мечеть Большой Национальной Ассамблеи в Анкаре: традиции и инновации


Дина Саттарова, член Союза архитекторов России
полная версия

В последние годы в различных регионах России активно строятся мечети и медресе, благотворительные и мемориальные комплексы, восстанавливаются исторические культовые здания. Именно с этим процессом связан особый интерес специалистов и заказчиков к опыту мусульманской архитектуры, как древней, так и современной. Строительство культовых зданий на территории нашего государства по многим причинам было почти на столетие прервано, информация об архитектурных традициях была практически утрачена. Может быть, именно поэтому большинство архитекторов, решая сегодня вопросы построения объемно-пространственной композиции и художественной выразительности мечетей, следуют турецким образцам, культовой архитектуре Османского периода.
Интересно, что облик одной из важнейших мечетей Турции - Мечети Большой Национальной Ассамблеи в Анкаре (The Mosque of the Turkish Grand National Assembly) - в значительной мере отклоняется от традиционных представлений об архитектуре мечетей и очень далек от прототипов прошлого. Как пишет доктор архитектуры Мохаммад Аль-Асад (Mohammad al-Asad), профессор Иорданского университета (Амман), основатель и руководитель Центра исследований окружающей среды (Center for the Study of the Built Environment): «Эта мечеть явно отличается от того, что кто-либо ожидает от современной архитектуры мечетей, большинство которых состоит из кубической массы, завершенной куполом, с одним или несколькими минаретами. Как много раз было отмечено, эти части (купол и минареты. - Д.С.) не связаны с какими бы то ни было литургическими (религиозными) требованиями, так как все, что необходимо предоставить молящимся, - это пространство, ориентированное на Мекку».
Авторы проекта Мечети Большой Национальной Ассамблеи, архитекторы Бехруз Чиничи и Джан Чиничи (Behruz и Can Çiniçi), отошли от распространенных представлений как прошлого, так и настоящего, отказавшись от элементов, которые обычно ассоциируются с мечетью. Традиционно глухую стену киблы (стена, обращенная к Мекке) они заменили застекленной поверхностью; разделение между мужской и женской зонами в молельном зале представлено в их проекте только перепадом уровня пола на 1 метр, и, как уже было сказано, отсутствуют традиционные купол и минарет. Подобное отступление от исторической традиции необычно даже для современных проектов мечетей. Предлагая уникальное и смелое решение, противостоящее давлению стереотипов, архитекторы демонстрируют новые пути в дискуссии о взаимоотношениях между современными и традиционными произведениями, совместно формирующими архитектурное наследие исламского мира. Однако проект не игнорирует прошлое, и, изучая мечеть, мы обнаруживаем присутствие серьезного анализа многочисленных традиций архитектуры мечетей. Проект также представляет собой пример достойного решения вопроса о роли мечети в комплексе зданий законодательной власти страны, где 90% представителей населения - мусульмане, но принята светская система правления. В 1995 году за выдающиеся архитектурно-планировочные, образные и градостроительные решения авторы проекта Мечети Большой Национальной Ассамблеи были удостоены Премии Ага Хана в области архитектуры - одной из крупнейших архитектурных премий мира, учрежденной с целью более глубокого осмысления и понимания исламской культуры, выраженной посредством архитектуры.
Мечеть была построена в 1989 году на территории комплекса Национальной Ассамблеи Турции, здания которого занимают площадь около 475 тысяч квадратных метров в центральной части Анкары. Генеральный план этого парламентского комплекса, также как и планы большинства его зданий, были разработаны австрийским архитектором Клеменсом Хольцмайстером (Clemens Holzmeister), который в 1937 году выиграл конкурс на проектирование Национальной Ассамблеи, и затем периодически жил и работал в Турции с 1938 по 1954 год.
Мечеть расположена на участке со значительным перепадом рельефа вдоль главной оси, проходящей почти точно с севера на юг, и служит завершающей точкой этой оси с юга: таким образом, расположение мечети относительно других сооружений комплекса играет очень важную роль. В плане мечеть площадью 6400 квадратных метров состоит из трех основных частей. Первая - треугольный внешний двор, за ним следует прямоугольный молельный зал, за которым расположен сад, в плане имеющий форму ступенчатой пирамиды. Зигзагообразная стена и зеркальный бассейн служат частично для того, чтобы отграничить мечеть от дороги. Вдоль южного портика внешнего двора расположен молельный зал, вдоль его западного портика - библиотека мечети.
Здания комплекса Национальной Ассамблеи в соответствии с проектом Хольцмайстера располагаются строго вдоль оси север-юг. Перед Бехрузом и Джаном Чиничи стояла сложная задача - увязать главную ось комплекса с направлением киблы на юго-восток, которую авторы проекта мастерски решили, используя треугольный внешний двор как связующий шарнир. Треугольник двора своей вершиной направлен на юг, то есть вдоль оси север-юг, но длинная стена молельного зала со сторонами 31 х 12 метров обращена по направлению киблы. Широкая пешеходная дорога отделяет треугольный внешний двор по его длинной стороне от расположенного рядом административного здания. 
Вдоль коротких сторон молельного зала устроены крытые коридоры, ведущие на территорию сада перед молельным залом. Офис имама расположен в западной части, зона для омовений - в восточной. В молельный зал можно войти с северного фасада или из боковых проходов. Зал имеет два уровня, различающиеся по высоте на 1 метр: более высокий уровень, представляющий собой относительно узкую полосу, расположенную вдоль северной стены мечети, предназначен для зоны моления женщин. Стеклянная стена киблы и михраб визуально открывают молельный зал в расположенный рядом сад. Бассейн с фонтаном в центре занимает большую часть сада, окруженного ступенчатой подпорной стеной, покрытой вьющейся зеленью.
Необычным элементом комплекса мечети является лестница, которая вырастает из угла пролета, где встречаются два портика внешнего двора. Лестница ведет на холм, закрывающий большую часть мечети с юга. Вверху угла пролета расположены один над другим два балкона, призванные заменить собой минарет.
«Как архитекторы разрешают парадоксальную ситуацию проектирования мечети на территории комплекса законодательной власти светской страны с преобладающим исламским населением, можно понять по тому, как она представлена, с одной стороны, в плане, с другой - в объемно-пространственной композиции», - отмечает в своем исследовании Мохаммад аль-Асад. На плане территории комплекса Национальной Ассамблеи мечеть занимает важнейшую, основную позицию, завершая ось, объединяющую здания комплекса. При этом ее объемно-пространственная композиция - неожиданно сдержанная, даже скромная, и вписанная в окружающий ландшафт мечеть даже кажется спрятанной внутри него. Пирамидальная форма кровли также отсылает к образам органической архитектуры, вырастающей из земли. 
Таким образом, мечеть занимает главное место в комплексе благодаря своему местоположению на его территории и в то же время не доминирует в нем. Отвергая образцы традиционной османской мечети, архитекторы также подчеркивают разрыв с османским прошлым Турции, провозглашенный в 1923 году в связи с основанием светской Турецкой Республики. Размещение мечети на территории комплекса законодательной власти страны является признанием ислама в Турции, в то время как ее образ, общий замысел призваны отделить ислам от османского прошлого.
Архитекторы продолжают следовать этому принципу, интегрируя строение в окружающий ландшафт и не позволяя ему доминировать. Они отказываются от традиционных купола и минарета - архитектурных элементов, как правило, ассоциируемых с мечетью. Ступенчатая пирамида кровли еще больше подчеркивает отношение к мечети как к объекту, возникающему из ландшафта; в этом горизонтальном строении такой вертикальный элемент, как купол, был бы совершенно невероятным и неправдоподобным. Традиционный минарет заменен двумя балконами, расположенными один над другим близко к уровню земли. Единственным смутным намеком на вертикальность служит тополь, посаженный рядом. 
Ступенчатая пирамидальная форма кровли, созданной с использованием серии балок, определяет пространственные характеристики интерьера молельного зала. Центральная часть пирамиды, где традиционно расположен главный купол, возвышается над остальными частями перекрытия. Объемно-пространственная композиция интерьера вызывает ощущение тяжеловесности, контрастирующее с более воздушным и утонченным эффектом, который мог бы дать парящий купол. Свет, проникающий через отверстия в ступенчатой конструкции кровли, немного рассеивает тьму и облегчает это чувство массы. Кроме того, доминирование кровли значительно компенсируется благодаря стеклянной стене киблы, представляющей собой убедительную и значительную горизонтальную визуальную ось. Остекление тянется вдоль нижней части стены киблы до уровня глаз, и почти удваивается по высоте вокруг михраба. Минбар, спроектированный архитекторами, расположен справа от михраба.
Сад представляет собой очень четко обрисованное огороженное пространство, граничащее со стеной киблы с одной стороны и охраняемое стенами с других сторон.
Поверхности стен мечети как снаружи, так и внутри в основном выполнены из незащищенного бетона (надо отметить, что бюджет строительства был скромным). В целом художественная выразительность интерьера достигается благодаря использованию абстрактной темы мукарнаса. 
В оформлении интерьера архитекторы ссылаются на османский догмат размещения больших медальонов, расписанных бегущим рукописным шрифтом, содержащим слова «Аллах» и «Мухаммад» и имена четырех правоверных халифов; традиционно подобные медальоны размещались над сводами арок под куполом. Однако вместо медальонов авторы проекта используют керамические панно, помещая их непосредственно на стенах молельного зала. Надписи, расположенные на уровне глаз, выполнены куфическим шрифтом, который более эффектно сочетается с модернистской эстетикой, чем рукописный, благодаря своей уверенной и простой геометрии, прямым линиям и углам.
Наиболее важные отличия от традиционной мечети относятся к трактовке пространства молельного зала. Здесь авторы проекта существенно изменяют сам способ взаимодействия молящихся и молельного пространства, отказываясь от традиционного наглядного и ощутимого разделения между мужской и женской территорией. Обычно молельный зал женщин размещается за ширмой (щитом) позади основного молельного зала или на балконе второго этажа. В мечети Национальной Ассамблеи такого видимого разделения нет: молельная зона женщин, расположенная вблизи от главного входа, отделена от мужского молельного зала только за счет низкой балюстрады и перепада уровня пола. 
Другое радикальное изменение, которое вводят архитекторы, - остекление стены киблы и размещение перед ней зеленого сада. Этот прием является принципиально новым в архитектуре мечетей. Он устанавливает более активный визуальный контакт между верующим и природой. В своем исследовании Мохаммад аль-Асад пишет: «Следующая взаимосвязь может быть найдена между интеграцией молельного зала и сада, с одной стороны, и учением Суфи, с другой». Ученый ссылается на работы крупнейшей исследовательницы ислама и суфизма профессора Гарвардского университета Анны-Марии Шиммель, отмечающей, что суфии издавна начали осмысливать взаимосвязь человека и природы. Кроме того: «Разве Коран не утверждает возможность воскрешения человека на примерах, взятых из природы? Как мертвая земля будет оживлена весной, украшена красивыми зелеными листьями и цветами, так и останки мертвых будут оживлены снова в Судный день». По мнению профессора аль-Асада: «Лестница в коридоре портика внешнего двора может трактоваться также как продолжение темы Суфи. Она не ведет в определенное место, но, наоборот, кажется, ведет в никуда. Не будет надуманным расценивать ее как архитектурную ссылку на идею вечности». 
Конечно, в некоторых случаях авторы проекта Мечети Национальной Ассамблеи все же используют традиционные решения. Согласование оси север-юг, объединяющей части комплекса Национальной Ассамблеи, с направлением киблы посредством поворота - аналог решения, использовавшегося строителями в исламском мире на протяжении веков. Самый ранний сохранившийся пример - мечеть Аль-Акмар периода Фатимидов в Каире (1125). Позднее это решение было мастерски развито в различных архитектурных традициях, в особенности в традициях Мамелюков и Сефевидов. Но все в большинстве аспектов в проекте Мечети Национальной Ассамблеи скорее подчеркивается его дистанцированность от прошлого, чем принадлежность к нему. К примеру, архитекторы сохраняют общепринятое для османских мечетей расположение переднего двора и молельного зала, но «режут» внешний двор пополам по диагонали и сохраняют только треугольную его часть, расположенную рядом с молельным залом. Также авторы проекта весьма необычным способом трактуют два портика внешнего двора: базы колонн сохранены, но их стволы отсутствуют, и тяжесть портиков несут расположенные рядом здания. То, что мы видим, может быть определено как процесс фрагментирования прошлого и сохранения только некоторых его следов. В целом же попытка создания «неисторического» духовного пространства для молитвы достигается не через игнорирование исторических образцов, но благодаря всестороннему диалогу с ними.
В 1995 году в шестом цикле Премии Ага Хана в области архитектуры в числе 12 награжденных объектов были отмечены две современные мечети: Мечеть Национальной Ассамблеи Турции и Большая мечеть в Эр-Рияде, спроектированная иорданским архитектором Расемом Бадраном (Rasem Badran). Оба сооружения демонстрируют оригинальный подход к проектированию и очень заметно отличаются друг от друга. Завершая эссе, посвященное исследованию мечети в Анкаре, Мохаммад аль-Асад отмечает: «Несмотря на два очень разных метода, представляемых этими двумя мечетями, они одинаковы в чистоте и даже безупречности реализации своего метода. Каждая своим способом, они разъясняют подход, который может быть использован в проектировании современных мечетей и которого недостает в большинстве примеров современной архитектуры мечетей, зачастую просто сочетающих эклектичный набор исторических элементов с несколькими современными. Результаты наводят на мысль, что создание жизнеспособных современных методов проектирования мечетей - процесс, который находится на ранней стадии развития».



 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.