журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | В.И.Баженов и Михайловский замок

Два столетия отделяют нас от времени, в котором жил и творил великий Баженов. Его наследие заключает в себе немало тайн - что-то забылось, затерялось, а что-то искажалось намеренно. Кропотливый труд исследователей помогает нам узнавать историческую правду. Сегодняшняя публикация добавляет к ней еще один штрих.
В Алупкинском музее-заповеднике в 30-х годах прошлого века был обнаружен чертеж фасада Михайловского замка (илл.1), сохранившийся благодаря заботам потомков графов Воронцовых, целый ряд представителей которых имел с В.И. Баженовым деловые и даже дружеские отношения. На чертеже рукой автора выполнена надпись, разъясняющая суть избранных зодчим образов из божественной истории. Она, несомненно, была адресована заказчику проекта - тогда еще цесаревичу Павлу Петровичу.
Есть на чертеже и другая надпись, сделанная помощником архитектора:
«Кончил тушевать 6 марта 1792 года Лаврентий Миллер », по которой легко было датировать этот документ (сейчас он хранится в Музее Санкт-Петербурга).
Примерно тогда же исследователь творчества архитекторов XVIII века С.Земцов познакомился с собранием копий чертежей построек и проектов, выполненных для Санкт-Петербурга в 1703-1840 гг.
Убедившись, что в собрании находятся чертежи планов и фасадов Михайловского замка, он опубликовал некоторые из них, сопроводив
своим анализом появления двух вариантов образа его архитектуры
· раннего, напоминающего выстроенный Виньолой замок в Капрароле, и того, который был реально осуществлен (Архитектура СССР. 1937, №3).
Среди опубликованных С.Земцовым материалов был вид на Михайловский замок от Фонтанки, на котором, вместо двух его павильонов демонстрируется большое помещение Гатчинских конюшен. Кто мог предложить императору Павлу I, который издал указ о строительстве замка вскоре после смерти Екатерины II, такой вариант компоновки ансамбля? Документ, обнаруженный нами в Центральном государственном историческом архиве (Санкт-Петербург), проливает свет на эту загадку. В нем архитектор Брено (или, как пишут в нашей литературе, Бренна) возражает против попытки Павла соединить в единое целое один из павильонов Михайловского замка с экзерциргаузом, а другой - с конюшнями. Стало ясно, что стремление некоторых исследователей представить Павла как одного из авторов проекта этого уникального сооружения, возведенного в болотистой местности на мощном свайном основании, совершенно безосновательно.
Весной 1797 года В.И. Баженов обращается к графу Г.Г.Кушелеву с письменной просьбой испросить для него у государя отпуск по болезни, текст которой мы приводим полностью. Письмо датировано 26 апреля 1797 г. В это время в связи с коронационными хлопотами Павел I с семьей был в Москве. И тут выясняется, что и Брено тогда находился в Москве - его письмо также датировано 26 апреля и представлено Павлу в тот же день. Письмо же величайшего зодчего России «докладовано» лишь 1 мая. В результате В.И.Баженов получил бессрочный отпуск на поправление своего здоровья, а Брено стал единолично влиять на процесс компоновки ансамбля и его строительство.
Докладовано майя 1.1797
Ваще Превосходительство
Милостивой Государь Григорей Григорьевичь
Никому столько неизвестно о страданиях моих как Вам Милостивой Государь. Потому то я осмеливаюсь и еще трудить вас, и всепокорнейше просить дать мне отраду, сам я вижу, что меня отдалили лицезрения всемилостивейшего Государя Императора и потому не могу сам доложиться Его Величеству о моих нуждах лично, Вы помогите мне в следующем, да поможет и Вам Бог во всем желанном, испросите мне позволение отпустить меня на несколько, или пока Его Величеству когда либо я понадоблюсь, надобно излечиться от жестокой болезни в голове моей мозга и поправления дел моих домашних без вычету Всемилостивейшего жалованья, а притом неможно ли испросить и ту милость которая деревня мне пожалована 1000 душ, а осталось только засим 38 душ, которыя зделают растройку семьям их с моими, а притом и хлопоты воспоследуют в весьма стращусь, мне ли пожаловать оныя 38 душ или сыну моему Владимиру, который трудился со мною во всех работах вам известных, и от трудов своих уже более года болезнями страдает и о Константине как многажды трудил вас дабы и его неоставить в том месте где он нес и несет труды вам известныя.
Итак надеюсь я на вас Под Богом, что вы сии милости исходатайствовать можете у Всемилостивейшего Монарха нашего в прочем имею щастие быть с истинным и совершенным моим по-чтением.
Вашего Превосходительства Милостиваго Государя
Покорный слуга Василий Баженов
26 апреля 1797 год Москва
Уволен в деревни, а оставшихся 38 душ пожалованы сыну Его
майору Владимиру Баженову
Архив ВМФ. Ф.198, Оп.1, д.3, л.111
Докладовано 26 апреля 1797
Архитектор Брено представляя планы и фасады Строению предположенному при Михайловском замке, доносит:
Ежели зделать соединение павилионам с экзерциргаузом и конюшнем, то - оныя один противу другаго в одну линию не приходятся; для чего и показано на вновь зделанных планах все оныя разницы. А потому и неблагоугодно ли будет Высочайше повелеть павилионы зделать в переди конюшен и экзерциргауза. При сем всеподданейше представляя испрашивает Высочайшаго Вашего Императорскаго величества указа о ассигновании денег потребных по счетам на построение поминаемых конюшен и экзерциргауза всего как по представленным при сем сметам показано было 252.334 руб 36 коп.
Апреля 26 дня 1797 года
Архив ВМФ, Ф.198, Оп.1, д.3, л.71
Павел I послушался совета Брено: павильоны не были соединены с экзерциргаузом и конюшнями, но и не были убраны совсем, как это выглядит на чертеже, автором которого надо считать Брено (илл.2а,б,в). Павильоны встали между дворцом и этими двумя сооружениями.
Исследователь творчества В.И.Баженова Л.Абрамов в опубликованном им материале по истории проекта реконструкции Гат-чинского дворца (Архитектурное наследие, 1951, №1) говорит о большом сходстве предложенного цесаревичу Павлу Петровичу плана переделки Арсенального каре Гатчинского дворца (илл.
3а,б) с планом Михайловского замка. В публикации приводились
очень нечеткие фотографии. Благодаря любви к творчеству В.И.Баженова со стороны руководства Государственного музеязаповедника
«Гатчина» автор этих строк получила возможность лично ознакомиться с материалом, который не совсем удачно был воспроизведен Л.Абрамовым. Пользуясь случаем, выражаю огромную благодарность работникам музея и восхищение их подвижни ческим трудом.
На цветных чертежах руку Баженова выявляет не только тончайшая акварельная техника исполнения генплана гатчинской постройки, но и процесс демонстрации того, что было выстроено (черным цветом), и того, что предлагалось выполнить (розовой тушью) на плане Арсенального каре. Видимо, эту технику Баженов перенял в Париже, в мастерской своего учителя Шарля де Вайи. Отметим, что квадратный план приобретают в залах перемычки, где расположены лестницы. Это решение восходит к плану Хлебного дома Баженова в Царицыне.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.