|
Статьи |
Мариинский театр: новое архитектурное звучание
Культурный потенциал Санкт-Петербурга связан со многими уникальными архитектурными объектами города. Сегодня, наряду с всемирно известными музейными комплексами Эрмитажа и Русского музея, в «новую жизнь» вступает и Мариинский театр. Попытки заглянуть в его будущее во многом стимулировал международный конкурс на создание второй сцены для Мариинки, итоги которого станут известны в июне, в дни празднования 300-летия города. Участие в конкурсе 11 творческих команд, шесть из которых представлены зарубежными архитекторами, позволяет надеяться, что понятие о современной архитектуре крупного культурного комплекса приобретет, наконец, реальные черты. Знаменитый Мариинский театр способствовал рождению самых ярких звезд российской оперы и балета, был свидетелем и участником их триумфа. Стремление к постоянному обновлению, «чувство времени» всегда были характерными чертами Мариинки. Понятно, что для реализации оригинальных идей нужна качественно иная сцена, обладающая особой динамичностью и высоким уровнем технической оснащенности. Бурно отвергнутый городской общественностью проект американского архитектора Эрика Мооса, пожалуй, впервые заставил серьезно задуматься о нашем видении современного театра. Наверное, не меньшие дебаты в свое время развернулись в Сиднее, когда в городе собирались возводить совершенно необычное для театра здание. Теперь же, спустя много лет, не только жители, но и многочисленные гости этого города признают новый театр архитектурным символом города. По мере того, как общественный шок от дерзкого проекта здания второй сцены Мариинки прошел, стало очевидно, что традиционными средствами в «петербургском стиле» новый объект не создать. При всей условной привлекательности такого пути, как «камуфлирование» под историческое окружение, попытка вставить очередное строение в неоклассическую оболочку бесперспективна - слишком уж изменились наши представления о культурном пространстве под воздействием новых технологий, многократно и успешно апробированных за рубежом.
Сложность проектирования архитектурного объекта подобного уровня, равно как и его последующей реализации, заклю чается не только в обеспечении необходимых связей между старой и новой сценами, ориентации на последние достижения в области сценических технологий, но и в необходимости объединения нового строения с существующим контекстом при сохранении сложившихся архитектурно-композиционных приоритетов. Традиционная для Санкт-Петербурга ансамблевая гармоничность всех компонентов городского пространства отнюдь не исключает появления новых зданий с характерной образностью, «живым» силуэтом и пластикой формообразования, отвечающих культурному наполнению проектируемого пространства. Даже если речь идет об ансамбле Театральной площади, поражающем своей гармоничностью и высоким музыкальным звучанием. Музыкальный «дух места» должен обрести достойное современное воплощение, отвечая на возросшие эстетические запросы жителей города, истосковавшихся по действительно высокой современной архитектуре. Смелый эксперимент нужен городу, чтобы преодолеть беспредельно консервативный подход к использованию новых материалов и технологий в строительстве. Затянувшаяся «музыкальная пауза» в современной застройке Санкт-Петербурга означает, что «архитектурный оркестр» города, похоже, уснул, убаюканный монотонной мелодией неоклассических форм. В этом смысле создание второй сцены Мариинского театра может стать для него новой точкой отсчета. В случае с Мариинским театром ансамблевость предполагает сохранение цельности застройки путем выбора более согласованных по своим внешним очертаниям строений. После своего рода пространственной паузы - Крюкова канала - новое здание могло бы стать символом движения и составить достойный «аккорд» в нейтрально текущей «мелодии» фоновой застройки прилегающих кварталов. Активная роль главного объема зала должна проявиться в его качественно новой форме с использованием самых современных конструкций. Разумное сочетание прозрачной стеклянной оболочки с богатой скульптурностью непрозрачных масс составит наиболее благозвучный «мотив» нового культурного комплекса международного значения.
Сегодня творчески осмыслить будущее Мариинки пытаются не только опытные, состоявшиеся архитекторы, но и те, кто стоит на пороге самостоятельной архитектурной практики. Для работ студентов СПбГАСУ, выполненных в рамках учебного процесса, характерны попытки преодолеть прошлое, создать действительно современную архитектуру высокого качества. Эти устремления совершенно естественны, поскольку другого решения применительно к уникальному театру быть просто не может. По их представлениям, архитектурное звучание нового комплекса должно быть «чистым», свободным от фальшивых нот декоративного украшательства и отголосков прежних стилей. Проблему интегрирования здания с его окружением студенты предлагают решить за счет остеклённых фойе-галерей над Крюковым каналом. Для обеспечения оптимальной загрузки нового центра культуры со всех видов транспорта, включая индивидуальный, со стороны улицы Союза Печатников целесообразно строительство многоэтажного паркинга.
Продвижение к цивилизованной архитектуре предполагает постоянное вовлечение в процесс её создания новых творческих сил, оригинальных идей и подходов, открытость профессиональной «кухни» для жителей города, обратную связь с творческой молодежью Санкт-Петербурга, креативный потенциал которой хорошо известен не только в России. Нужна безусловная консолидация общественного сознания с независимыми профессионалами-архитекторами, способными выдвигать и отстаивать свои предложения через систему открытых конкурсов. Интеллектуальная составляющая архитектуры рано или поздно восторжествует над сиюминутной коммер-ческой выгодой и обманчивой традиционностью принимаемых решений. Конкурс на проектирование второй сцены Мариинки впервые за многие годы дает городу шанс приблизиться к высокому смыслу архитектуры XXI века. Растущий международный интерес к проекту второй сцены всемирно известного театра подтверждает актуальность происходящих событий для судьбы новой архитектуры в Санкт-Петербурге. Курсовой проект нового здания второй сцены Мариинского театра студентов VI курса СПбГАСУ И.Халина, Н.Яблонской, мастерская проф. В.Нефедова.
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights
Reserved. |