журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Новый Генеральный план Минска

А. Колонтай, руководитель института «Минскградо»
Архитектура и градостроительство не терпят суеты. Литературное произведение можно переписать, живописную картину загрунтовать и написать заново. За градостроительные
ошибки расплачивается все общество. Искусство разработки генплана города - это искусство предвидения, основанное не на художественной интуиции, а на логике жизни. Есть ли логика у Минска? Что заставляет город развиваться? Какое
развитие прогрессивно, а какое регрессивно?
Основным критерием качества города как архитектурного произведения является уникальность его образа. Вместе с тем внутри этого произведения люди должны комфортно жить, и их расходы на жизнь и на «создание» градостроительного произведения должны быть соразмерны их доходам. Следовательно, чтобы приблизиться в будущем к элите европейских столиц, общая экономика Минска должна сделать рывок, улучшив показатели ВВП, доходов населения как минимум в три-четыре раза. По мнению разработчиков Генплана Минска, у столицы Беларуси нет альтернативы, кроме развития. Если Минск хочет сохраниться как столица государства, он должен догнать экономику Вильнюса, Варшавы, Праги, Риги, т.е. своих основных конкурентов. Развитие Минска - это условие его выживания. Сегодняшний генеральный план без энергичных, экономически ориентированных действий правительства или останется виртуальной реальностью, или его реализация растянется на многие десятилетия с сомнительным качеством архитектурного произведения, диктуемого давно устаревшими СНиами. Сегодня градостроители понимают, что конкурентоспособные условия качества городской среды Минска во многом связаны с нашей способностью изучать и внедрять мировой опыт, модернизировать СНиПы и все наше законодательство. Три утверждаемые декретом Президента РБ части Генерального плана Минска содержат политику развития территорий, систему градостроительных регламентов и проектное решение по развитию территорий.
Де-факто Генеральный план Минска был утвержден на сессии Мингорсовета в 2001 году как План функционального использования территорий г.Минска с режимами развития и застройки. С 2003 года у Минска есть согласованный с 18 министерствами и Мингорисполкомом Генплан де-юре на базе уточненного Плана. В чем особенность нового Генерального плана как стратегического документа по управлению городским развитием? К наиболее существенным составляющим можно отнести три главные идеи - каркаса, экономическую и правовую.
В первой идее - реализуется не абстрактная, а вполне конкретная звездообразная планировочная форма города с многофункциональной плотной застройкой, регулируемой по разработанным регламентам. Это зоны общественной жизни города, приближенные к массовому, доминирующему как сегодня, так и в перспективе пассажирскому транспорту.
Экономическая идея Генплана реализуется через соответствие между градостроительной ценностью места, потенциальной ценой земли, а также интенсивностью ее использования и застройки. Правовая составляющая Генплана разработана во второй части документа - в системе правил и регламентов, адресованных конкретным инвесторам и землепользователям и позволяющих формировать европейское качество городской среды нашей столицы.
Может ли новый Генеральный план гарантировать формирование Минска как значительного произведения архитектуры? Генплан
не определяет стиль застройки микрорайонов и общественных центров, но в нем заложена целая система мер, препятствующая однообразию. Это и ограничение размеров планировочного
модуля застройки, и управление застройкой каждого участка как самостоятельного авторского инвестиционного проекта, и обязательная
интеграция функций в общественно значимых зонах, и управление силуэтом города, и ретроразвитие в историческом ядре, и постепенный вывод из массового употребления КПД как наследия прошлого. Конкуренция архитектурных идей и инвестиционных программ - тоже залог отсева серости и провинциальности в застройке столицы.
И, наконец, еще одна важная особенность нового Генерального плана - его публичность, что сделает всех минчан-инвесторов потенциальными соавторами своего города.
А теперь предлагаем читателям ознакомиться с некоторыми конкретными положениями нового Генерального плана Минска.
Вначале несколько основополагающих цифр. Генеральный план рассчитан на период до 2030 года с выделением 2010-го как первоочередного. Его создатели ориентировались на рост численности
населения с 1,712 млн. человек в 2002 году до 1,9 млн. в 2030-м. При этом территория города вырастет с 266,8 до 418 кв.км. К 2030 году планируется увеличить среднюю обеспеченность населения общей жилой площадью с 18,5 до 25-30 кв.м на человека при средних объемах ввода жилья 600-650 тыс. кв.м в год. Планировочная модель Минска включает три составляющие: концентрические пояса, планировочный каркас и секторное членение. Первый концентрический пояс (ядро города) ограничен первым транспортным кольцом. Граница второго пояса проходит по второму транспортному кольцу, третьего - по участкам третьего и
четвертого транспортных колец, четвертого - по перспективной городской черте. Интенсивность градостроительного использования территории Минска будет повышаться от четвертого к первому поясу, что соответствует перспективной ценовой карте земель города. В планировочном каркасе выделены 100-метровая, 400-метровая и километровая зоны, а также межкаркасные пространства, по которым происходит снижение интенсивности градостроительного освоения территории и стоимости земли. При этом сохраняются зеленые клинья и ландшафтно-рекреационные территории Минска.
Город в границе своей перспективной черты разделен на семь секторов, для каждого из которых должны разрабатываться генеральные и детальные планы, обеспечивающие сбалансированность территорий.
(сокр. версия)




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.