журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Творческая мастерская архитектора: новая модель проектного дела в Беларуси

Развитие рыночных отношений не могло не отразиться на характере деятельности архитекторов. Многие пересмотрели свои взгляды не только на проектный процесс как таковой, но и на саму философию творчества, а некоторые, наиболее смелые, основали собственные творческие мастерские. О том, как развивается сегодня архитектурный процесс в Беларуси и с какими проблемами сталкиваются частные творческие мастерские, рассказывает Леонард Викторович Москалевич, Заслуженный архитектор Республики Беларусь, действительный член Международной Академии архитектуры в Москве, профессор Международной Академии архитектуры в Софии, член-корр. Белорусской Академии архитектуры. Уверен, что новые социально-экономические условия заставили всех нас пересмотреть свои взгляды на профессию. Просто у одних этот процесс начался раньше, у других позже.
Отчасти поэтому и развитие архитектуры сегодня идет сложными, противоречивыми путями. Нетрудно заметить, что многие архитектурные решения подгоняются под определенный стиль. Так создается архитектурная эклектика. Новая художественная культура, запечатленная во многих новых зданиях, мини-дворцах, коттеджах и других постройках, свидетельствует об отрыве от национальных традиций белорусской архитектуры, утере свойственной ей ясности пространственной композиции, сдержанности выразительных средств, чистоты приемов и форм. Я уже не говорю о повсеместных нарушениях основных положений генпланов городов и сел. Сплошь и рядом идет выборочная застройка. Что же касается ансамблевости, то о ней нет и речи. Вот в каких условиях работают сегодня белорусские архитекторы. Впрочем, нельзя не увидеть, что лучшие их представители ведут напряженные поиски архитектурного стиля, который отражал бы национальные черты, очищенные от несвойственных нам наслоений последнего времени. Не составляют исключения и те, кто взял на себя смелость основать собственное дело - творческую мастерскую. Я не зря говорю о смелости - нужно иметь большое мужество, чтобы на развалившейся экономической колымаге в условиях правового нигилизма броситься в пучину предпринимательства. Как ни странно, но многие из нас успешно справляются с этой сверхзадачей, что свидетельствует об огромном творческом потенциале нашего архитектурного корпуса. Не случайно архитекторы Беларуси, несмотря на огромные проблемы и постоянные катаклизмы, часто занимают первые места на международных и республиканских конкурсах. С моей точки зрения, будущее белорусской архитектуры - за творческими мастерскими, представляющими собой новую модель проектного дела в республике. Если хотите, мастерские · это своеобразные лаборатории, где рождаются и апробируются не только новые проекты, но и новые архитектурные идеи и направления. Ведь они объединяют настоящих мастеров, которые не только нетрадиционно проектируют, но, что самое главное, нетрадиционно мыслят. Именно новое мышление привело к выработке каждым коллективом своего морального, а точнее, нравственного кодекса, учитывающего многие нюансы рыночных отношений, далеко неадекватные нашим прежним взаимосвязям. Наша мастерская образовалась 25 июня 1989 года. Это маленький творческий коллектив высококвалифицированных специалистов, способный решать как градостроительные, архитектурные, так и инженерные, технологические задачи, разрабатывать генеральные планы городов и сел, проекты микрорайонов, кварталов, комплексов и отдельных зданий, выполнять дизайнпроекты, заниматься поисковыми работами.
Во главу угла своей деятельности мы поставили принцип конкурентоспособности, прежде всего с государственными проектными институтами, которые по-прежнему определяют градостроительную и техническую политику застройки городов и сел республики. Чтобы этот принцип реально действовал, мы укомплектовали мастерскую классными специалистами буквально по всем разделам проекта. Это первое. Второе. У нас культивируется мастерство и талант. Каждый сотрудник имеет реальную возможность раскрыть свои способности, зная, что они будут по достоинству оценены. С этой целью внутри мастерской мы проводим различные конкурсы · на идею, на поиск решения, на лучший проект. Такой метод весьма плодотворен, он обогащает всех и каждого, создавая по-настоящему творческую атмосферу. Третье. Все мы любим свою профессию, преданы делу, ответственны перед ним и морально, и юридически. На этом строятся наши взаимоотношения с государственными проектными организациями, с заказчиками и подрядчиками, с личностью и обществом. Отсюда и новые отношения в коллективе, воспитывающие деловитость, принципиальность, высокое чувство долга.
Как я уже сказал, деятельность нашей мастерской весьма разнопланова и охватывает широкий спектр проектных работ. Некоторые из них получили высокую оценку госэкспертизы как в республике, так и в странах СНГ. Это, в частности, генеральный план, ПДП и проект застройки городского поселка Малые Вяземы Московской области на 10 тыс. жителей, ПДП жилых районов Лошица в Минске, Цна в Минском районе, а также в г. Фаниполе Дзержинского района, генплан и рабочий проект второй очереди Белорусского университета культуры, конкурсный проект комплекса зданий СНГ, вторая и третья очереди учебного комплекса Академии управления при Президенте РБ, архитектурный проект музея современного изобразительного искусства, проект второй очереди Национального выставочного комплекса «БелЭКСПО», проекты жилых комплексов на 850 и 450 квартир с встроенными помещениями.
По нашему проекту в Минске уже построен комплекс жилых домов на 320 квартир. При проектировании этих и других объектов были найдены новые планировочные и технологические решения, которые обеспечили сооружениям не только объемно-пространственную и композиционную выразительность, но и высокую эксплуатационную надежность. Не случайно в 1991 году на смотре лучших архитектурных произведений в Алма-Ате наша творческая мастерская была удостоена звания лауреата за серию зданий из нетрадиционных материалов, возведенных методом безопалубочного монолита. В 2000 году на республиканском и международных фестивалях архитектуры в Минске, Москве и Софии мы получили дипломы за проект Музея современного изобразительного искусства и построенный комплекс жилых зданий по ул. Некрасова в Минске. А еще год спустя на IX архитектурном фестивале «Зодчество» в Москве мастерской был вручен диплом за международный уровень архитектурной композиции комплекса зданий СНГ. Спроектированный нами выставочный павильон комплекса «БелЭКСПО» включен во Всемирную энциклопедию архитектуры ХХ века, изданную в Китае, Вене, Нью-Йорке. Чтобы у читателей не сложилось впечатление, что Мастерская Москалевича благоденствует, скажу - трудностей у нас хоть отбавляй. Если раньше угнетал диктат чиновников, то теперь - диктат денег. Все мы стали заложниками заказчиков, безответственное отношение которых к слову и делу стало нормой. Неплатежи с их стороны выбивают из колеи, мешают работать. И все же я верю, что социальные и экономические проблемы в республике рано или поздно будут решены. И тогда на белорусской земле начнет развиваться по-настоящему интересная архитектура, национальная по форме и содержанию.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.