|
Статьи |
Олег Воробьев: «Архитектура - это мое дело»
Олег Воробьев - заметная фигура на белорусском архитектурном небосводе. Тридцать два года архитектурной практики, более ста проектов, значительная часть из которых реализована. И каждая новая постройка привлекает пристальное внимание коллег...
Архитектор Олег Воробьев начинался в стенах Белорусского политехнического института, где учился на архитектурном отделении строительного факультета. По окончании - работа в Минском областном филиале Белгоспроекта (ныне Минскгражданпроект) и первые самостоятельные работы - детский комплекс в Солигорске, 20-этажное здание производственного объединения «Беларуськалий». С 1978 года Воробьев работает в Минскпроекте, где проектирует самые разные объекты - жилые дома, общественные здания, медицинские учреждения, аэропорт. Среди наиболее значительных работ - здание Белвнешэкономбанка, одно из первых современных банковских зданий в Беларуси. Построенное в 1988 году, оно получило в то время высшую архитектурную премию - медаль Союза архитекторов СССР в номинации «Лучшая постройка».
В 1991 году для архитектора начинается новая жизнь - он организует персональную творческую мастерскую, а это уже не только архитектура, но и бизнес. Как говорит сам Олег Арсеньевич, решение оставить должность главного архитектора проектов в Минскпроекте и перейти на вольные хлеба далось ему непросто. Однако жизнь все настойчивее диктовала
свои условия. Во-первых, и прежде не слишком справедливая государственная система оплаты творческого труда
архитектора, уравнивающая талант и посредственность, в новых экономических реалиях и вовсе перестала устраивать. Во-вторых, опыт первых в республике творческих мастерских показал их способность конкурировать с государственными проектными институтами, а система организации труда и оплаты выгодно отличалась от принятой в госу чреждениях. И, наконец, в-третьих, совместная работа с немецкими и американскими архитекторами по ряду проектов дала возможность ознакомиться с системой и методами работы тамошних частных фирм и использовать этот опыт на практике.
Работа в условиях персональной мастерской дает большую свободу для творчества, позволяет гибко маневрировать в условиях рынка. Но и трудиться приходится гораздо больше. Впрочем, напряженными ритмами жизни Воробьева не запугать. «Чтобы приблизиться к совершенству композиции или архитектурной детали, - говорит он, - необходим постоянный, каждодневный труд. Без этого можно быстро превратиться в деятеля от архитектуры».
Воробьев любит работать над проектами в одиночку, без соавторов.
Очевидно, в этом проявляется высочайшая ответственность · вынося на суд зрителей свое произведение, он должен отвечать за каждую линию, каждую деталь. Впрочем, нет правил без исключений - проект Международного образовательного центра в Минске он разрабатывал совместно с немецким архитектором Ричардом Пиршке.
Образ Центра подсказала Воробьеву картина Казимира Малеви ча «Дом строится». В основу композиционного решения положены три геометрические фигуры: вытянутый, чуть изогнутый прямоугольник, круг и треугольник. Мотивы картины Малевича угадываются и в цветовом решении - объемы имеют насыщенные, чистые цвета: голубой, белый, красный. В центральном, круглом объеме расположен многопрофильный зал на 300 мест, оборудованный системой синхронного перевода, четыре небольшие аудитории для занятий и бесед за круглым столом, центр связи, а также административные помещения. На первом этаже находится православная часовня с отдельным входом. Прямоугольный четырехэтажный корпус предназначен для размещения гостей Центра. В их распоряжение предоставлены 35 двухместных и семь одноместных номеров, три номера специально оборудованы для инвалидов. Кроме того, в здании расположен спортивный зал, сауна и бар, а также библиотека, медиотека и компьютерный класс. Ресторан на 150 посадочных мест и кегельбан размещены в третьем, треугольном в плане здании. Здание Международного образовательного центра получило Гран-при на смотре-конкурсе лучших архитектурных произведений, проводимом Белорусским союзом архитекторов.
По достоинству оценили его и пользователи: здесь проводятся крупнейшие международные конгрессы и семинары, пресс-конференции и совещания.
Одна из последних построек Воробьева, взбудораживших
собратьев по архитектурному цеху, - здание бизнес-центра по ул. Гикало в Минске. Его объем, сформированный из металла
и стекла, резко выделяется на фоне унылой застройки некогда оборонного предприятия. Благодаря надстройке двух этажей и использованию таких модных архитектурных деталей, как световые купола, парапетные колонны, цветовое насыщение завершающей части, в этом здании теперь мало кто угадает бывшую типовую заводскую столовую.
Солидный образ вполне традиционного административного объекта нарушает неожиданная деталь - странная конструкция светового фонаря, эдакая имитация самодельного слухового окна на заброшенной мансарде, опирающаяся на металли ческие колонны. Одна из них образует с фасадом два балкона в стиле пожарных площадок. Казалось бы, нарочитый эпатаж, и ничего более. На самом же деле фонарь выполняет важную функцию - освещает верхним светом кабинет босса. Под определенным углом зрения вдруг становится заметной интересная игра перспектив основного объема и светового фонаря. Вначале кажется, что они находятся в одной плоскости. Но, присмотревшись, можно увидеть, что фонарь не параллелен плоскости стены основного объема - вместе с металлической конструкцией он представляет собой отдельную модернистскую композицию с «неправильной » фронтальной формой и косым направлением выноса. Иллюзорная композиционная согласованность вблизи превращается в контраст отдельных объемно-пространственных элементов.
Модные красоты в виде стеклянных куполов автор прячет
за парапетными колоннами. Нарочитое обнажение металлических
конструкций: ферм, колонн, балконных площадок по фасаду
· создает иллюзию случайности. Своеобразный экран перед фасадом выполняет композиционную функцию. Его зада-ча - перебить ритм проемов основного здания, внести иной масштаб, декоративно оттенить пластику фасадной стены. Реакция на эту постройку была неоднозначной, но практически все признавали ее как удачу автора. Вот что писала в связи с этим Белорусская деловая газета: «Автору удалось справиться с навязанной ему существующей конструктивной схемой, размерами и пропорциями. Для достижения своих замыслов он смог преодолеть не только скепсис заказчика, но и исключительные по кондовости пожарные требования. Появление в Минске такого архитектурного произведения, хотя и несколько эпатажно, но позволяет утверждать, что белорусская архитектурная жизнь не ограничивается только лжесовременными объектами государственной важности, что архитектурный талант проявляется даже в условиях, далеких от идеальных». А что же автор? Он продолжает работать, не ожидая никаких идеальных условий. И вполне счастлив тем, что вовремя определил свое предназначение, и что большинство значимых для него проектов реализуются. «Я далек от состояния самодостаточности, - говорит Олег Воробьев, - нахожусь в постоянном поиске. В одном уверен вполне: архитектура - это мое дело».
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights
Reserved. |