|
Статьи |
Возрождая память о великом предке
Все произошло неожиданно и развивалось очень стремительно. Как-то поздно вечером архитектору Аманжолу Чиканаеву позвонил ректор Евразийского университета Мырзатай Жолдасбеков и сообщил, что ответственный работник МИД Казахстана Дархан Бердалиев предлагает ему отправиться в Каир, чтобы провести обмеры мечети султана Бейбарса и подготовить все необходимые материалы для разработки эскизного проекта. Как потом выяснилось, незадолго до этого Дархан побывал в Египте. Увидев мечеть, он был потрясен величием этого сооружения и его нынешним плачевным состоянием. Тогда же у него родилась мысль сделать все возможное для восстановления мечети. Причем начать работу немедленно, пусть даже пока на собственные сбережения. Все связанные с отъездом формальности были решены в течение недели, и вот Аманжол со своим другом и коллегой Сагындыком Джамбулатовым уже сидят в креслах «Боинга»... В самом центре Каира стоит когда-то прекрасная, а теперь полуразрушенная мечеть. В XIII веке ее построили по приказу султана аль-Захира Бейбарса, которого в Казахстане чтят как одного из своих великих предков. 10 лет назад во время официального визита в Египет Президент Казахстана Н. Назарбаев посетил мечеть и пообещал, что республика примет самое активное участие в ее восстановлении. Конкретных шагов в этом направлении пришлось ждать довольно долго - группа казахских специалистов вылетела в Египет для проведения обследования и обмеров мечети только в 2001 году. Правда, экспедиция в Каир была отправлена по частной инициативе и отнюдь не на государственные средства. Но... обо всем по порядку. В Каир они прилетели в дни праздника байрам-ата, в связи с чем все египетские учреждения были закрыты. Поэтому работы начали на свой страх и риск, без официального разрешения. За что и поплатились. В первый же день после праздничных каникул возле мечети появился серьезный молодой человек и предложил проследовать за ним. К счастью, инцидент закончился вполне мирно. Пока Аманжола и Сагындыка «этапировали» в офис Общества охраны памятников, туда уже успели позвонить из посольства и все объяснить. Поэтому встретили их довольно дружелюбно. Правда, за доступ к архивным материалам пришлось выложить $ 2 тыс. Такова здесь официальная плата за право вести исследования памятников.
Еще готовясь к отъезду в Каир, архитекторы попытались разыскать хоть какую-то информацию о мечети Бейбарса. Однако ничего существенного найти не удалось. Не помогли и обращения к зарубежным коллегам. Словом, работать предстояло с почти неисследованным объектом.
Первое впечатление от мечети - крепость, мощная цитадель с огромными глухими стенами 12-метровой высоты и полутораметровой толщины, сложенными из крупных блоков песчаника; циклопических размеров контрфорсы; узкие, похожие на бойницы, окна, забранные декоративными решетками; уступчатой формы зубцы по всему периметру стен, равному размерами футбольному полю (119х110 м)... Вынесенная на расстояние полутора километров от городской стены, мечеть одновременно выполняла роль форпоста, первого оборонительного заслона на пути в Каир.
С трех сторон в мечеть ведут входные ворота в виде выступающих башен-бастионов. Западные ворота, расположенные напротив михраба, являются главными и отличаются от остальных большими размерами и обилием вырезанных из песчаника декоративных медальонов. Впрочем, деталей декора здесь немного - выразительность облика мечети достигается мощью форм, ритмикой и пропорциями членений. В композиции звучит тема брутальности, силы, мужской аскеКип чакский барс Аль-Захир Бейбарс, султан Египта, Сирии и Хиджари, родился в 1225 году в стране кипчаков на побережье Каспийского моря. Примерно в 1242 году, во время нашествия монголов, он стал одним из многих кипчаков, проданных в рабство. В то время тюрко-язычные рабы (мамлюки) составляли костяк армий большинства исламских государств. Бейбарс прошел военную подготовку в цитадели острова Ар-Руда на Ниле. Оценив его выдающиеся способности, султан Аюб освободил Бейбарса из рабства и назначил начальником своей личной охраны. В 1250 году Бейбарса уже ставят во главе аюбской армии. Через десять лет, разгромив армию монгольского полководца Кетбугу, Бейбарс становится султаном - все военачальники присягают ему на верность. Под его руководством египетская армия одержала немало побед над монголами, крестоносцами, совершила 15 победоносных походов в Ливию и Нубию.
Бейбарс вошел в историю не только как великий полководец, но и как умный политик, мудрый хозяин. Благодаря проведенным им реформам в стране наступает благоденствие. Египет становится торгово-экономическим центром Востока. Экономическое благосостояние проявляется и в социальной жизни - в стране расцветает культура, наука, укрепляется нравственность. Много средств государство расходует на строительство. В те времена возводятся плотины, дамбы, мосты, школы, крепости. Строится уникальная мечеть, для которой Бейбарс лично выбирал место, участвовал в разработке архитектурно-планировочного решения.
Умер Бейбарс в 1277 году. Похоронен в Дамаске, под куполом и ныне действующей библиотеки аз-Захирия, которую сам основал. тической красоты, лишенной манерности и кокетства. Все в облике мечети говорит о том, что ее основателем был человек, выросший не в изнеженной дворцовой среде, а в суровом братстве воинов.
Семь столетий, прошедших с окончания строительства, не прошли бесследно для мечети. Пыль веков, оседая, образовала слой тверди в 2,5 м толщиной, так что сооружение как бы вросло в землю, окруженное 10-12-этажными городскими зданиями. Но ни оседающая пыль столетий, ни оставленные временем рубцы не идут ни в какое сравнение с ранами, нанесенными мечети человеком. В начале XIX века, в период оккупации Египта французскими войсками, завоеватели устроили здесь конюшню, а во второй половине века уже английские оккупационные войска и вовсе превратили мечеть в свинобойню. В результате мечеть лишилась минарета, купола, аркады нефов, колоннады галерей, декоративного убранства михрабного зала. В целости остались только толстые наружные стены и мощнейшая аркада михрабного пространства. В начале ХХ века египетское правительство попыталось реабилитировать внутренний двор мечети: его очистили от мусора, завезли плодородную землю, посадили деревья, кусты и цветы, превратив в своеобразный оазис, защищенный от городской суеты мощными стенами. В 1982 году мечеть была взята под охрану государства как памятник истории и архитектуры. В списке памятников архитектуры исламского периода она значится под №1. На реконструкцию мечети было выделено $1,2 млн. Однако в 1997-м все работы здесь были остановлены, а частные фирмы, которые взялись за реконструкцию, объявив себя банкротами, ушли от ответственности. В настоящее время мечеть все-таки функционирует - в ее части чно отстроенной высотной части проходят молебны. Однако на большей части мечети царит запустение и беспорядок, а строительные леса используются лишь как подпорки готовым рухнуть перекрытиям.
Нет смысла перечислять допущенные египетскими строителями ошибки и нарушения - это дело египетских властей. Хотя проведенные обследования и обмеры показали, что возбуждение уголовных дел против работавших здесь фирм было вполне обоснованным. Гораздо важнее было составить представление об объеме предстоящих работ. Перед проектировщиками и строителями, которые возьмутся за дальнейшую реконструкцию, прежде всего возникнет проблема, связанная с арками и галереями. Работавшие здесь фирмы исказили их исторический облик, нарушили требования проч-ности и надежности конструктивных элементов здания. Еще одна проблема связана с тем, что за 700 лет пол мечети оказался на 2,5 м ниже уровня земли. В результате уровень грунтовых вод поднялся фактически до отметки уровня пола мечети, что вызвало постепенное разрушение фундамента наружных стен, сложенных из блоков песчаника. Египетские фирмы ограничились устройством дренажной системы, которая понизила уровень грунтовых вод всего на 40-50 см, что совершенно недостаточно. Вызывает беспокойство и то, что под колонны и пилоны аркад строители заложили деревянный свайный фундамент. Покосившиеся колонны и треснувшие пролеты арок косвенно свидетельствуют о том, что они применяли здесь породы дерева, подверженные быстрому гниению. А это чревато обрушением аркад и галереи. Тем, кто придет на этот объект после них, придется тщательно обследовать все конструктивные элементы и по каждому принимать отдельное решение.
Не менее важный вопрос - как можно более точное воспроизведение
первоначального облика мечети. К сожалению, никаких документально-графических свидетельств не удалось
обнаружить и в Египте. Казахским специалистам смогли предоставить только проектную документацию, по которым велись неудачные реставрационные работы. Очень ценными оказались фотографии мечети конца XIХ-начала ХХ века, переданные им сотрудниками Общества охраны памятников.
Именно благодаря этим фотографиям были обнаружены несоответствия исторической достоверности, допущенные египетскими проектировщиками. В какой-то степени помогло натурное обследование мечетей султана Аюба, имама Шафия и др., построенных в тот же исторический период. Кропотливо собранные материалы легли в основу эскизного проекта реставрации мечети султана Бейбаса. В разработке проекта активное участие приняли студенты-архитекторы Евразийского университета им. Л.Н.Гумилева Нурлан Байдюсенов и Аскар Мукушев.
Вскоре по возвращении казахских специалистов из страны пирамид от посла РК в Египте пришло сообщение, что после ознакомления с отчетом научной экспедиции египетское правительство приняло решение о 100%-ном финансировании реставрационных работ из государственного бюджета, а министерство культуры страны выразило надежду, что члены экспедиции примут непосредственное участие в этой работе. Итак, появилась реальная надежда, что мечеть Бейбарса, выдающегося полководца, правителя Египта и легендарного предка казахов, будет восстановлена.
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights
Reserved. |