журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Архитектурно-ландшафтный комплекс крепости Владивосток

Н. Касьянов, кандидат архитектуры, заведующий лабораторией архитектурного формообразования НИИТАГ
полная версия


Заложенный в 1860 году как военный пост, Владивосток к концу XIX века превратился в бурно развивающийся город европейской культуры. Решающую градостроительную роль здесь сыграло сооружение грандиозного комплекса Владивостокской крепости - неотъемлемой части городской среды. Быстрая, сжатая по времени эволюция оборонительных сооружений крепости Владивосток превратила ее в одну из сильнейших морских крепостей мира начала XX века. Существующие сооружения Владивостокской крепости, долгое время практически неизвестные и ныне в большинстве своем заброшенные, в 1995 году были объявлены памятником истории и военно-оборонительного зодчества федерального значения.

Владивосток построен на юго-западной оконечности полуострова, названного в честь генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьева-Амурского; южнее Владивостока находится остров Русский. Проектирование и строительство Владивостокской крепости осуществлялось в условиях сложного природного ландшафта. Для крепости характерно сочетание сухопутной и морской линий обороны. Вдоль протяженных сухопутных границ были выстроены пояса, состоявшие из отдельных фортов и укреплений, на границе с морской средой создавались системы береговых батарей.
Первые оборонительные сооружения Владивостока в виде земляных и дерево-земляных укреплений, оснащенных архаичными пушками, не сохранились. Эти укрепления сдерживали рост города и были поглощены городской средой. По проекту 1899 года, утвержденному императором Николаем II, во Владивостоке в первые годы XX столетия были построены пять фортов, батареи сухопутной и береговой линий обороны и ряд других укреплений. Территория города увеличилась вдвое, попрежнему оставаясь защищенной по периметру фортификационными сооружениями, образующими пояс 12-16 км в поперечнике. Наиболее крупными объектами сухопутной линии обороны были форты, решенные в плане в виде правильных или почти правильных выпуклых многоугольников, окруженных по периметру защитными рвами. Средняя площадь каждого форта, ограниченного периметром укрепления, - почти 4 гектара; толщина стен и покрытий укреплений составляет 0,9-1,2 м. Набор отдельных сооружений каждого форта практически типовой: стрелковые брустверы, казематированные казармы, убежища для выкатной артиллерии, барбеты (площадки для пушек) с земляными брустверами, в углах рвов - орудийные кофры. Проект 1899 года был достаточно традиционным для фортификации того времени, хотя неординарный рельеф окрестностей Владивостока существенно повлиял на его реализацию. В сооружениях этого проекта проявляется влияние традиций гражданской архитектуры с широким использованием элементов декора. Встречаются архитектурно оформленные карнизы, арочные завершения дверных и оконных проемов с различными обрамлениями, в том числе с замковыми камнями. На некоторых фасадах отформованы годы постройки объектов. Для возведения укреплений были использованы бетон и камень. Типичны небольшие и, как правило, изолированные друг от друга интерьерные пространства.
Поражение в русско-японской войне и падение Порт-Артура вызвали необходимость усиления Владивостокской крепости. В Российской Империи того времени было возможно осуществление грандиозного и дорогостоящего проекта 1910 года, согласно которому за период до 1916 года были сооружены семь фортов на полуострове Муравьева-Амурского, защищавшие Владивосток с севера, четыре форта на острове Русский для обороны с юга и другие укрепления. Размер пояса фортов в поперечнике возрос до 24-26 км, что позволило вновь увеличить территорию города под защитой крепости. Были осуществлены грандиозные даже по нынешним временам земляные, скальные и бетонные работы, в которых были заняты тысячи рабочих. Применялись самые передовые для того времени инженерно-строительные технологии, в частности монолитное бетонирование, которые послужили важным фактором архитектурного формообразования. Все форты получили именные названия в честь русских князей, полководцев и особ из династии Романовых.

При осуществлении проекта 1910 года наряду с традиционными подходами был использован широкий спектр новых строительных решений; для него характерны работы с крупными архитектурными массами и объемами; объемно-пространственные решения также существенно отличаются от предыдущего проекта. Фортификационные сооружения имеют толщину бетонных покрытий до 4,5 м, а средняя площадь форта превышает 13 гектаров. Новые укрепления наглядно демонстрируют возможности бетонного литья, позволяющего создавать как пластичные, текучие формы и криволинейные поверхности, так и резко отформованные тяжеловесные геометризованные объемы. Форма фортов, вписанных в пересеченный рельеф местности, становится намного более свободной по планировке, асимметричной. Композиции укреплений очень выразительны: пластичные монолитные бетонные массы и ступенчатые «амфитеатры» тыльных сторон стрелковых брустверов мастерски вписаны в склоны сопок.
Эффектны расположенные во рвах фортов бетонные громады кофров с амбразурами для устанавливавшихся внутри орудий. Четкий «строй» монолитных и тяжеловесных вертикальных башен образует яркую, целостную и запоминающуюся композицию.
Постройки каждого форта, разбросанные на большой площади, укрыты в складках местности; основные укрепления соединяются между собой разветвленной многоуровневой коммуникационной сетью внутренних пространств. В сущности, эти сооружения представляли собой небольшие подземные военные городки, способные к автономному существованию во время предполагавшейся осады.
Расположенные под вершинами сопок укрепления проекта 1910 года вписывались в рельеф не только в плане, но и по высотам, т. е. фактически была проведена трехмерная привязка к местности, вершины и гребни сопок которой служили узловыми точками пространственной организации композиций, а геометрия построения протяженных интерьеров в какой-то мере представляла собой «слепок» поверхности природного рельефа.
Сложные по своей пространственной организации форты крепости Владивосток проекта 1910 года с их исчезающим под землей экстерьером и сложными многоуровневыми интерьерами - пример весьма своеобразного зодчества. Это своеобразие фортификационных сооружений крепости Владивосток усилено элементами непредсказуемости, вносимыми неизбежной случайностью природных форм. Сооружения Владивостокской крепости не имеют отчетливо выраженных углов и граней, лишены статичности; их формы динамичны, геоморфны, «текучи».
Защищавшая Владивосток крепость росла вместе с городом, затем опередила его рост, и нынешняя городская застройка лишь приближается к кольцу бетонных фортов проекта 1910 года, находящихся в лесопарковой зоне. Вершины сопок с фортами, окружающие Владивосток, образовали своеобразное кольцо, с укреплений которого открывается величественная и многоплановая панорама города, покрытых лесом сопок, морских пространств, изрезанной береговой линии и островов. Посадки деревьев, первоначально предпринятые исключительно в целях маскировки, фактически создали новый облик холмистых прибрежных ландшафтов. Стелющиеся по рельефу криволинейные бетонные массивы укреплений и частично осыпавшиеся оборонительные рвы и земляные валы заросли травой, кустарником, деревьями и вьющимися растениями, что превратило их в непреднамеренно созданные образцы ландшафтной архитектуры и геопластики. Часть стен оборонительных рвов фортов облицована тесаным природным камнем, что придает им внешнее сходство с древними крепостями. Комплекс сооружений Владивостокской крепости в гармони чном единстве с природой представляет собой эстетически насыщенную архитектурно-ландшафтную среду с присущим ей духом места (genius loci).
Реализация проекта 1910 года началась в переходный период от неорусского стиля в архитектуре к модерну. Сооружения Владивостокской крепости несут черты своеобразного модерна и отчасти - традиционной русской и классической стилистики.
Разумеется, эти сооружения с их четко выраженной функциональностью, строго говоря, нельзя назвать произведениями модерна, однако при проектировании укреплений реализованы основные принципы модерна и в некоторых случаях - осознанно оформленные вкрапления этого стиля. В целом же можно говорить о бетонном стиле крепостей рубежа XIX-XX веков как о совершенно самостоятельном явлении в зодчестве, включившем в себя и традиции фортификации, и лаконичные проявления новых для того времени архитектурных течений. Архитектурные мотивы крепости Владивостока и его гражданских зданий взаимосвязаны. Стиль крепости или замка в таких гражданских постройках, как вокзал Владивостока, определен осознанием функции Владивостока как города-крепости, форпоста на рубеже империи.
Основные особенности архитектуры крепости Владивосток обусловлены сплавом черт, определяемых ее функцией, сложным рельефом местности, примененными технологическими решениями, а также архитектурными традициями и новациями. Владивостокская крепость - символ мощи и величия Российского государства на Дальнем Востоке, пример выдающегося произведения военно-оборонительного зодчества начала XX века. Некоторые архитектурные мотивы укреплений заслуживают использования в современной проектной практике. Весь комплекс сооружений полузабытой и пустующей крепости может быть успешно включен в туристско-рекреационное использование. Крепость Владивостока, неразрывно связанная с его историей, должна стать таким же заповедным символом этого города, как Кремль для Москвы и Петропавловская крепость для Санкт-Петербурга.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.