журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Москва – восстановление въездных ансамблей системы Камер-Коллежского вала

К. Синтаева
сокращенная версия


Работа Московского Архитектурного Центра и Регионального молодежного благотворительного общественного фонда «Застава» по воссозданию исторических въездных ансамблей Камер-Коллежского вала как нельзя лучше раскрывает тенденции московского градостроительства, связанные с поиском преемственности, с попытками соединить «цепь столетий, что разорвана была».

Явления городской жизни никогда не исчезают бесследно. Память о них порой всплывает из городского подсознания и материализуется в виде актуального проекта. Это в полной мере относится к идее «реабилитации» ансамблей застав Камер-Коллежского вала, предложенной Московским Архитектурным Центром.
В нынешнем году Московскому Архитектурному Центру исполнится 20 лет. Его основала и бессменно возглавляет Ирина Николаевна Соколова. Обаятельная, энергичная, элегантная, с задорно разлетающейся челочкой и живыми черными глазами. И когда только она все успевает? Ирина Соколова - участница Ассамблеи «Женщины - лидеры новой России», член Союза архитекторов России, действительный член Российской академии бизнеса и предпринимательства, член Ассоциации инвесторов Москвы, директор по связям с городом клуба «Ротори-Москва», известного во всем мире своими благотворительными программами, основатель и попечитель Молодежного общественного благотворительного фонда «Застава».
На счету Московского Архитектурного Центра ряд серьезных реализованных проектов, в первую очередь реставрация и реконструкция зданий и сооружений в центральной части города. И все же есть в деятельности Центра одна, можно сказать, заветная программа, делающая его поистине уникальным. Вот уже лет десять имя архитектора Ирины Соколовой в профессиональной среде и властных структурах столицы прочно ассоциируется с идеей возрождения границ исторической Москвы - застав Камер-Коллежского вала. Признаться, вначале мало кто верил, что этот пусть талантливый, но уж больно идеалистический, «бумажный» проект когда-нибудь обретет статус официальной городской программы, войдет в генпланы развтия округов столицы. И все же воля, упорство, высокий профессионализм, наконец, истинный патриотизм - не на словах, не напоказ, а по-настоящему деятельная любовь к великому родному городу, к отечественной истории - принесли свои плоды. В нынешнем году наконец начинается реализация этой сложной, масштабной программы. Конечно, впереди еще долгий путь. Но всякая дорога начинается с первых шагов. Тем более важно и дорого было получить напутствие и духовное благословение на эту работу от Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
Специалисты и москвичи, интересующиеся историей и перспективами развития нашего мегаполиса, на протяжении последних лет имели возможность ознакомиться с двумя программами Московского Архитектурного Центра. Вначале появился проект «Москва - восстановление въездных ансамблей исторических застав Камер-Коллежского вала - границы исторической Москвы в системе внешних связей с прославленными российскими городами». А затем вполне логично идея шагнула за пределы столицы - по 18 старинным трактам, начинавшимся от 18 московских застав, - и развилась в региональную программу «Россия - создание системы торговых и культурных интеграций», разработанную совместно с молодежным фондом «Застава». Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Смоленск, Рязань, Калуга и многие другие старинные русские города и поныне маршруты на Первопрестольную отмеряют от собственных застав, называющихся одинаково - Московскими.
Обо всем этом можно было узнать, в частности, из экспозиции, почти год находившейся на Постоянной градостроительной выставке Москвы. За это время ее увидели тысячи посетителей разных возрастов и профессий. Тем ценнее, что мнения в книге отзывов звучат почти единодушно: то, что предлагают авторы проектов, - важно, нужно и, что любопытно, - абсолютно современно! Более того, по предложению одного из посетителей авторы программ организовали сбор подписей в поддержку своих проектов и за несколько дней собрали сотни голосов «за»! Работая в основном в старых районах столицы, специалисты Центра собрали обширные исторические, архивные материалы, копии рисунков, гравюр... По признанию самой Ирины Николаевны, вначале ее привлекла именно архитектурная выразительность таможенных комплексов. Затем явилось четкое осознание, что бывшие заставы - а их местоположение теперь определено с точностью до одного метра! - и сегодня не утратили своей градообразующей значимости.
Маленький экскурс в историю все же будет нелишним. Во всяком цивилизованном государстве, как известно, существенную часть доходов составляют налоги. Россия периода правления Екатерины Великой многое переняла у Европы, в том числе методы таможенной службы. С этой целью в 40-е годы XVIII века по инициативе Камер-Коллегии, ведавшей государственными доходами, сборами и налогами, Москва была обнесена 35-километровым земляным валом, и въехать в нее можно было только через специально устроенные заставы. На них возлагались многие обязанности: таможенные, сторожевые, а еще здесь были постоялые дворы, можно было нанять перекладной экипаж. Вал с остатками построек был снесен в 30-е годы минувшего столетия. Ныне память о заставах сохранилась лишь в топонимике - названии ряда столичных площадей. А ведь это были своеобразные, выразительные архитектурные ансамбли, создававшиеся по образу парижских «пропилей» (те же заставы!). В комплекс каждой заставы входили два здания кордегардий и две стелы-обелиска с указанием «От Москвы 2 версты». То есть именно отсюда начиался торжественный въезд в Первопрестольную, и здесь же путешественники расставались с одной из знаменитых столиц мира - Москвой, «Третьим Римом».
Как ни перекраивалась карта города в минувшем веке, «заставские» площади в большинстве своем сохранили значение узлов, не дающих окончательно разрушить логические связи прилегающих улиц и переулков. Очень давно сказано: «Народ, утративший память о своем прошлом, перестает быть нацией». Но вернемся к проекту Ирины Соколовой. Первоначальная идея была довольно скромной: воссоздать памятные стелы там, где они когда-то находились. Однако чем больше специалисты Центра углублялись в историю застав, тем увереннее приходили к мысли, что на «таможенных » площадях - к счастью, там еще не все застроено - вполне можно возродить утраченные комплексы, разумеется, придав им современное звучание и дополнив коммерческой составляющей. К этому времени совместно с Московским Архитектурным Центром уже работал Региональный молодежный благотворительный общественный фонд «Застава», в попечительский совет которого вошли известные общественные и культурные деятели Москвы. Совет возглавил депутат Государственной Думы А.М. Яшин. И первая же работа пришедших в фонд студентов - бизнес-проект экспериментального молодежного комплекса «Пресненская застава» - была удостоена первого места в конкурсе «Лучший предпринимательский проект молодежи - 2001». Как рассказал генеральный директор фонда «Застава» Иван Гораздин, за прошедшие годы они со своими «разведчиками» - а это в основном студенты, старшеклассники - прошли все 35 километров Камер-Коллежского вала буквально метр за метром. Теперь налаживают межрегиональные связи с городами-«побратимами» столичных застав. Ведь, как уже сказано, программа рассчитана на многие годы, и одна из главных ее задач помимо объединения ровесников по интересам, по общему делу - создание тысяч рабочих мест для молодежи в небольших городах и поселках вдоль «трактов», ну и в самой Москве, конечно. А это очень важно в нынешних непростых условиях.
При этом, разумеется, московская команда «Заставы» свои планы связывает в основном с родным городом. Если комплексы кордегардий будут воссозданы так, как это задумано, их можно будет превратить в привлекательные и для горожан, и для туристов центры культуры, отдыха, туризма, интернет-клубы. И все это - от музейных экспозиций, товаров в сувенирных лавках до блюд, подаваемых в кафе, - будет соответствовать культуре и обычаям того региона, к которому обращена застава. Привлекательная национальная идея? Несомненно!
Работу Центра успели высоко оценить и коллеги, и руководство города. Одобрительно отзывается о ней мэр столицы Ю.М. Лужков. Куратором программы реабилитации столичных «пропилей» уже несколько лет является депутат Московской городской Думы, председатель Комиссии по культуре и массовым коммуникациям Е.В. Герасимов. Недавно по поручению Ю.М. Лужкова проекты Центра взяла под свой контроль заместитель мэра Л.И. Швецова. Постоянную поддержку оказывают руководитель Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы В.И. Ресин, президент Ассоциации инвесторов Москвы Б.Л. Фролов. Разработки Московского Архитектурного Центра пользуются особым вниманием и поддержкой главного архитектора города А.В. Кузьмина. Вот что он говорит о необходимости бережного отношения к истории: «Одним из важнейших направлений Генплана развития Москвы до 2020 года является восстановление ее исторического центра, формирование целостных ансамблей городских магистралей и площадей, реставрация памятников истории и культуры и исторических территорий, сохраняющих или возрождающих свое назначение. При этом важно учитывать инвестиционную конъюнктуру и коммерческую привлекательность проектов их реабилитации. Все они должны решать наиболее актуальные задачи, в том числе экологические, транспортные, социальные, по созданию новых рабочих мест. Конечно, наиболее перспективны в этом плане районы в пределах Садового кольца и внешнего пояса исторической части города, определяемого границами Камер-Коллежского вала. Утрачивая традиции, мы утрачиваем будущее». К сожалению, на деле все получается не так гладко, как бывает обещано и даже зафиксировано в соответствующих документах.
Так, в свое время высокую оценку получило предложение Московского Архитектурного Центра включить воссоздание кордегардий и стел в проект реконструкции площади Тверской заставы. Сейчас работы на территории перед Белорусским вокзалом, как известно, уже начались, демонтирован памятник Горькому, нет больше чахлого скверика перед ним. По замыслу авторов реконструкции площади, она в первую очередь станет более удобной для автомобилистов транспортной развязкой - с магистралями на нескольких уровнях, «карманами» автостоянок, с торгово-досуговым центром «нового стиля» напротив столетней «классики» Белорусского вокзала...
Но вот что любопытно: хотя площади, при советской власти несколько десятилетий именовавшейся в честь стоящего на ней вокзала, вернули ее исконное имя, про саму «память места» ... забыли. А ведь в Центре Ирины Соколовой давно разработан (и специалистам известен) компактный и достойно вписывающийся в план обновляемой площади проект «кусочка истории». Не забыта и Триумфальная арка Бове, ныне стоящая на Кутузовском проспекте. Ирина Николаевна предложила оригинальное решение в память о ней: прямо в полотно одной из дорожных развязок можно вписать чугунный абрис величественной арки. Получается что-то вроде фантастической тени: самих ворот нет, а тень осталась. Красиво, эффектно и не требует отдельного места. Странно, что архитекторы, проектировавшие площадь, - все москвичи, прекрасно знающие и, надо полагать, любящие свой город, проявили такое равнодушие к малой, но важной детали нашей истории. Тем более - рядом с вокзалом, откуда для сотен тысяч приезжающих и начинается знакомство с Москвой! Нет, не торговую «стекляшку» они запомнят (сколько подобных еще увидят на многокилометровых магистралях мегаполиса!). А вот про явившиеся явно не из нынешнего времени стелы и малые домики при них спросят у гида обязательно. И проезжая потом по Рогожке, по Крестьянке, по Дорогомиловке, улыбнутся знакомым «пропилеям» - так вот где Москва заканчивалась! (Во всяком случае, хочется надеяться, что так будет!)


Россия - создание системы культурных и торговых интеграций

Создание проекта, имеющего важное духовное и культурное назначение - передать потомкам память о богатейшем прошлом, неповторимой архитектуре, истории и традициях старой Москвы - столицы Государства Российского, рассказать о ее неразрывной связи с древними русскими городами, лежащими на исторических трактах, бывших почтовых и торговых артериях России, - послужило основной идеей новой национальной программы «Россия - создание системы культурных и торговых интеграций».




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.