|
Статьи |
Роль главных архитекторов в градостроительном развитии Ленинграда в 1920-х - 1980-х годах А. Вайтенс, кандидат архитектуры, доцент СПбГАСУ
сокращенная версия
В истории отечественного градостроительства XX века почти отсутствуют публикации, посвященные профессиональной деятельности главных архитекторов крупных российских городов. Исключение составляет монография Н.В. Баранова «Главный архитектор города», вышедшая в 1979 г. и посвященная вопросам творческой и организационной деятельности главных архитекторов городов в советское время.
Между тем значение общественной и профессиональной деятельности главных архитекторов в градостроительном развитии Москвы, ПетроградаЛенинграда и других крупных российских городов в XX в. до сих пор в полной мере не оценено, их творческие и личные судьбы почти не изучены, а результаты деятельности объективно и профессионально не осмыслены.
Должности городовых архитекторов были введены в российских городах согласно Городовому Положению 1870 г., общероссийскому законодательному акту, развивавшему основы городского общественного самоуправления. Избрание городских архитекторов было возложено на органы городского общественного управления - городские Думы и Управы, которые также определяли их права, обязанности и назначали жалованье [1]. В обязанности избранных по конкурсу городовых архитекторов входила выдача разрешений на новые частные постройки, реконструкцию и ремонт существующих зданий и сооружений. Городовые архитекторы подчинялись городским Управам, ведавшим вопросами городского благоустройства, планировки и землеустройства. Однако на практике их статус и полномочия были не вполне ясными, а их влияние на управление городским развитием - незначительным.
В Санкт-Петербурге второй половины XIX - начала XX в. должности городского архитектора не существовало. В 1870-х - 1880-х гг. обязанности главного архитектора российской столицы выполнял академик архитектуры Н.Л. Бенуа (1813-1898), бывший в это время главой строительного отделения городской Управы, позднее, в начале 1900-х гг., - академик архитектуры А.Н. Векшинский (1859-1908), а в 1908-1911 гг. - выдающийся петербургский и ленинградский архитектор А.И. Дмитриев (1878-1959). В их обязанности как старших техников городской Управы входило регулирование всей частной застройки Петербурга. После Октябрьской революции в течение нескольких лет (до конца 1927 г.) Петроград оставался центром губернии. Деятельность по восстановлению городского хозяйства в первые послереволюционные годы была сосредоточена в Совете коммунального хозяйства Петрогубисполкома. По его решению в мае 1919 г. были созданы Совет по урегулированию плана Петрограда и его окраин и при нем Архитектурная мастерская.
Совет по урегулированию плана Петрограда возглавил профессиональный революционер Л. Михайлов, а Архитектурную мастерскую - академик архитектуры Иван Александрович Фомин (1872-1936). Это была инициативная группа творческих единомышленников, осуществлявших проектно-градостроительную деятельность в Петрограде в наиболее тяжелый для города период - в 1919-1921 гг.
В те годы в мастерской И.А. Фомина работали В.Г. Гельфрейх, М.И. Рославлев, А.С. Никольский, С.С. Серафимов, Л.М. Тверской и другие. Результатами их деятельности стали «Проект зонирования Петрограда» (1919) и проект перспективного плана «Большого Петрограда» (1921), решавший развитие города совместно с окружавшими его территориями. Если рассматривать главного архитектора города как идеолога и инициатора планирования градостроительного развития, то деятельность И.А. Фомина позволяет считать его фактически первым главным архитектором Петрограда.
4 октября 1918 г. А.В. Луначарским был подписан декрет о создании в Петрограде Музея города. Основные направления работы музея были следующие: разработка принципиальных основ развития Петрограда, рассмотрение проектов планировки и застройки города и популяризация зодчества. Для реализации этих задач при музее был создан Отдел архитектуры и городского строительства, состоявший из двух секций: планировки и застройки города, которую возглавил Л.А. Ильин, и садово-паркового искусства, во главе которой стоял профессор В.Я. Курбатов, а позднее архитектор-художник П.В. Ковальская-Ильина. Таким образом, уже к началу 1920-х гг. в Петрограде был создан еще один центр проектно-градостроительной деятельности.
После 1921 г., с началом нэпа, архитектурно-градостроительная деятельность в Петрограде, как и в других крупных городах РСФСР, начала постепенно оживать. Появились первые постановления советской власти, определившие основы государственного управления развитием городов: Постановление ВЦИК от 15 февраля 1923 г. «Об учреждении губернских архитекторов» [2] и Постановление СНК РСФСР от 27 сентября того же года «Положение об Управлениях губернских инженеров» [3]. В этих законодательных актах были определены права, обязанности, предметы ведения и соподчиненность губернских архитекторов и губернских инженеров.
В 1923 г. по инициативе местных хозяйственных органов Архитектурная мастерская И.А. Фомина была упразднена. Научные работы этого коллектива, библиотека и свыше 200 проектов перепланировки Петрограда и типового строительства были переданы в Музей города. Дальнейшая проектная архитектурно-градостроительная деятельность в Петрограде-Ленинграде продолжала развиваться уже в Музее города, в коллективе, которым руководил Лев Александрович Ильин (1880-1942). В 1925 г. в мастерской Л.А. Ильина были разработаны проекты перепланировки городских участков в связи со строительством новых трамвайных линий, проекты реконструкции набережных и мостов после наводнения 1924 г. и проект преобразования бывших городских окраин - северной части Московско-Нарвского района.
В декабре 1925 г. в системе Отдела коммунального хозяйства (Откомхоза) Ленсовета было создано Отделение по планировке города, руководителем которого был назначен Л.А. Ильин, а его заместителем - Л.М. Тверской. В этом Отделении были организованы пять проектных групп, которые в последующие годы вели планировочные работы по районам города: в Центральном и Московско-Нарвском районах эти работы возглавил Л.А. Ильин, в Володарском - В.А. Витман, позднее Л.М. Тверской, в Выборгском - В.А. Витман, в Петроградском - Е.И. Катонин, в Василеостровском - В.В. Данилов.
Таким образом, к концу 1925 г. в системе исполнительной власти Ленинграда была создана проектная структура, осуществлявшая регулирование нового городского строительства и реконструкции исторической застройки. Руководителя этого проектно-градостроительного коллектива Л.А. Ильина можно рассматривать как главного архитектора Ленинграда, осуществлявшего вполне определенную градостроительную политику. Одним из основных направлений была широкомасштабная реконструкция бывших рабочих окраин Ленинграда - Московско-Нарвского, Выборгского и Володарского районов - с осуществлением нового жилищного строительства.
В 1925 г. Главное управление коммунального хозяйства НКВД РСФСР утвердило «Правила распланировки и застройки городов». В Общей части Правил для каждого городского поселения устанавливалась обязательность наличия плана существующего расположения селитебной площади и городских земель (городской план) и плана общего проектируемого расположения городской селитебной площади (проект планировки) [4]. В последующие годы вышли еще два правительственных постановления, также имевших важное значение для развертывания реальной планировочной работы в стране. Это были Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 4 октября 1926 г. «Об обязательности для городских поселений и поселков иметь планы и проекты планировки» [5] и Постановление СНК РСФСР от 4 ноября 1927 г. «О сроках и правилах составления, рассмотрения и утверждения планов существующего расположения и проектов планировки городских поселений и поселков» [6].
В конце 1920-х - начале 1930-х гг. под руководством Л.А. Ильина и при его непосредственном участии были разработаны важные для будущего развития Ленинграда градостроительные документы: Проект схемы зонирования Ленинграда (1927), Сводный эскиз планировки Ленинграда (1929), Проект планировки Ленинградской агломерации (Большого Ленинграда) с разработкой генеральных планов пригородных районов - Пушкина, Павловска, Петергофа, Колпина, Сестрорецка, Кронштадта (1930-1933), проект Генерального плана развития Ленинграда (1933).
26 июля 1935 г. было опубликовано Постановление СНК РСФСР «Об учреждении должности главного городского архитектора в городских отделах коммунального хозяйства» [7]. Это постановление вступило в силу 1 января 1936 г. В нем были определены обязанности и предметы ведения главных архитекторов городов. Л.А. Ильин был назначен на эту должность в Ленинграде. Его заместителями по планировочной работе стали Л.М. Тверской (1888-1972) и В.А. Витман (1889-1961). Л.А. Ильин и возглавляемый им коллектив не ограничивались разработкой планов градостроительрого развития Ленинграда.
С конца 1920-х гг. они с глубоким интересом занимались градостроительными проблемами Баку, в частности проблемами озеленения этого приморского города. В 1935 г. коллектив Л.А. Ильина в Ленинградском Гипрогоре начал работать над проектом Генерального плана Баку, в 1937 г. Баксовет утвердил представленный вариант. Одной из основных идей этого генплана была организация городского центра и бульвара в приморской части города - наиболее благоприятной в климатическом и транспортно-планировочном отношениях.
После выхода Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 г. «О Генеральном плане реконструкции города Москвы», в котором подчеркивалась «нецелесообразность создания городов- гигантов», идеи развития Ленинграда в комплексе с окружающими его районами, положенные в основу генеральных планов 1930-1933 гг., подверглись критике сверху. Архитектурно-планирово чному отделу (АПО) Ленсовета, возглавляемому Л.А. Ильиным, было поручено переработать представленный в 1933 г. проект планировки Ленинграда, предусматривавший концентрическое, равномерное развитие города во всех направлениях. 10 августа 1935 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР утвердили отправные установки к Генеральному плану развития Ленинграда. 26 августа они были рассмотрены на объединенном пленуме Горкома ВКП(б) и Ленсовета. Пленум принял решение до 1 ноября 1935 г. разработать на их основе схему Генерального плана развития Ленинграда на расчетный срок 10 лет. Эти общесоюзные и местные постановления завершили этап градостроительного развития Петрограда-Ленинграда, начатый работами И.А. Фомина в 1919-1923 гг., и обозначили переход к директивному градорегулированию, которое продолжалось до 1991 г.
Схема нового генплана была разработана под руководством Л.А. Ильина к началу ноября 1935 г. и утверждена городским руководством. В основу этой схемы были положены идея развития Ленинграда в юго-западном, южном и юго-восточном направлениях в виде компактного веера с расположением общегородского центра на пересечении Московского шоссе и новой Дуговой магистрали, а также принцип ограничения территориального роста города (до 55 700 га) и стабилизации численности населения (до 3,5 млн жителей). Документ предусматривал пространственное развитие общегородского центра в южном направлении. По существу, Л.А. Ильин и его коллектив явились авторами разработки концепции градостроительного развития Ленинграда «От залива на юг». Генплан еще не был завершен (была утверждена лишь его схема), а городское руководство потребовало от Л.А. Ильина его детализации с ориентацией на жилую застройку. Проектирование кварталов первой очереди началось уже в 1936 г.
Генеральный план коллектива Л.А. Ильина во многом продолжал планировочные идеи, разработанные в Архитектурной мастерской И.А. Фомина. В этом сказалась творческая преемственность, характерная для деятельности главных архитекторов Ленинграда как в тот период, так и позднее. Этот план не был завершен - в связи со сложившейся в 1936-1937 гг. в стране и городе политической ситуацией в адрес генерального плана и коллектива Л.А. Ильина были высказаны критические замечания.
В 1938 г. главным архитектором Ленинграда был назначен Николай Варфоломеевич Баранов (1909-1989), ученик Л.А. Ильина, его коллега по Ленгипрогору. Н.В. Баранов сформировал авторский коллектив, разработавший новый Генеральный план Ленинграда, утвержденный в 1939 г. В этот коллектив вошли архитекторы А.И. Наумов (ставший позднее заместителем главного архитектора), Е.И. Катонин, П.Н. Твардовский, М.П. Лохманов, А.Ф. Романов и другие.
С учетом критики предыдущего генплана его новый вариант стал более компактным, более четко была решена взаимосвязь исторического ядра с проектируемым центром и новыми жилыми кварталами. В новом проекте планируемая территория города была уменьшена до 41 000 га при той же расчетной численности населения.
В новом генплане большая роль в формировании городских ансамблей отводилась Неве и обоим берегам Финского залива. Городская черта на востоке, юго-востоке, юге и югозападе сохранялось такой же, как и в генеральном плане 1935 г. В отличие от предыдущего в новом генплане было предусмотрено активное развитие северных и восточных частей города, строительство новых жилых районов на приневских территориях. Генплан предусматривал организацию лесопарковой зоны. В целом же при разработке нового генплана в большой мере были использованы идеи генплана 1935 г. И в данном случае можно говорить о преемственности идей развития города, сохранения и развития его планировочной структуры.
В процессе разработки нового генплана Н.В. Баранов провел всесторонний анализ ансамблей исторического центра для выявления возможностей их реконструкции и завершения. Проект генплана предусматривал завершение таких исторических ансамблей, как ансамбль Чернышовой площади (пл. Ломоносова), формирование композиционной связи ансамбля Инженерного замка с Манежной площадью через вновь пробитую Кленовую аллею, раскрытие ансамбля площади Искусств в сторону Невского проспекта, реконструкцию Мытнинской набережной от Петропавловской крепости до взморья с созданием Центрального городского парка площадью около 300 га [8]. Часть этих замыслов была реализована уже после войны. Был проведен конкурс на проект планировки нового городского центра. В проекте, получившем I премию (арх. Н.В. Баранов), новый городской центр трактовался как протяженная градостроительная структура, включавшая старый исторический центр (Адмиралтейство и систему площадей до Фонтанки) и проектируемый южный административный центр, который получал пространственное развитие вдоль Московского проспекта и его проектируемого дублера - продолжения Измайловского проспекта до пересечения с Дуговой магистралью.
С первых дней войны Н.В. Баранов руководил разработкой и осуществлением маскировки многих важнейших гражданских и военных объектов Ленинграда. В условиях военного времени распоряжения Баранова имели силу решений Ленгорсовета и подлежали немедленному выполнению. Будучи заместителем председателя этого исполнительного органа, Н.В. Баранов возглавлял и аварийно-восстановительные работы, которые велись с конца 1941 г. Уже весной 1942 г. по его инициативе началось воссоздание проектных мастерских Ленпроекта, которые были включены в состав Архитектурно-планирово чного отдела Ленгорсовета. Эти мастерские под руководством оставшихся в Ленинграде архитекторов - И.И. Фомина, Е.И. Катонина, Б.Р. Рубаненко, В.А. Каменского и других - были закреплены за отдельными районами. Роль Н.В. Баранова в сохранении архитектурных кадров во время ленинградской блокады была исключительно велика. Его поддержка спасла жизнь многим архитекторам. В мае 1942 г. под руководством Н.В. Баранова началась разработка генерального плана восстановления и развития Ленинграда. 29 марта 1944 г. правительство приняло постановление о первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда. С учетом этих задач были продолжены проектные проработки вариантов будущего генерального плана, предусматривающих как восстановительные работы, так и новое строительство. К 1948 г. был разработан Генеральный план восстановления и развития Ленинграда. Основным планировочным принципом этого документа стала органичная взаимосвязь существующего города и новых районов, создание единой пространственной композиции исторического и вновь проектируемого центра. В этом состояла преемственность планировочных идей нового генплана по отношению к его предвоенной версии. Однако существовали и различия. Новый генплан предусматривал развитие Ленинграда и в северном направлении, одной из основных стала идея развития города вверх и вниз по Неве и на северном и южном берегах Финского залива; площадь городской территории несколько сократилась (до 34 500 га). Генплан восстановления и развития Ленинграда 1948 г. был утвержден и частично реализован в 1950-х - начале 1960-х гг. В соответствии с ним в 1955 г. была введена в строй первая очередь метрополитена (8 станций).
Роль Н.В. Баранова как главного архитектора Ленинграда в 1938-1950 гг. была исключительно велика и многопланова. Его градостроительные идеи были отражены в генеральных планах 1938 и 1948 гг., в 1943 г. им был сделан аналитический обзор архитектурно-планировочного развития города с XVIII в. до конца 1930-х гг., его организаторская, профессиональная и общественная деятельность в дни блокады была высоко оценена - в 1942-1944 гг. он был награжден многими орденами и медалями. В 1950 г. Н.В. Баранов был необоснованно обвинен по «ленинградскому делу». Его освободили от должности главного архитектора города, и он вынужден был уехать из Ленинграда в Туркмению. В 1955 г. Н.В. Баранов был полностью реабилитирован, в 1956 г. избран вице-президентом Академии строительства и архитектуры и переехал в Москву. В последующие годы он не прерывал связи с Ленинградом, активно участвовал в проектировании западной части Васильевского острова, поддерживал различные градостроительные проекты. В 1951 г. на должность главного архитектора Ленинграда был назначен Валентин Александрович Каменский (1907-1975). К этому времени он уже имел немалый опыт проектной, градостроительной и организационной работы. С весны 1943 г.
В.А. Каменский руководил мастерской, осуществлявшей проектирование отдельных зданий и комплексов в юго-западной части Ленинграда - Кировском районе. Эта работа дала ему возможность стать одним из авторов проекта Генплана восстановления и развития Ленинграда 1948 г. Еще до войны В.А. Каменский уделял большое внимание разработке проектов планировки и застройки главной магистрали Кировского района - проспекта Стачек. Таким образом, в отличие от Н.В. Баранова, Каменский начал свою градостроительную деятельность не с разработки планов развития всего Ленинграда, а с планировочных решений крупных городских фрагментов - магистралей и площадей.
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights
Reserved. |