журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | ЗАРОЖДЕНИЕ ВЫСТАВОЧНОГО ДИЗАЙНА В РОССИИ

Ю. Никитин, кандидат архитектуры
сокращённая версия


С промышленными выставками связано зарождение и развитие искусства экспозиции, которое не только служит целям рекламы продукции, но и является важным средством эмоционального и идеологического воздействия на широкие массы населения.

Уже в 1829 году при подготовке первой в России мануфактурной выставки ее устроители столкнулись с проблемой экспонирования промышленных изделий.
Для проведения смотра на Стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге была построена «Экспозиционная зала» - первое постоянное здание для проведения мануфактурных выставок в России.
В январе 1829 года в «новых Биржевых строениях» собрался на свое первое заседание выставочный комитет под председательством генерал-лейтенанта инженера Ф. Герарда, созданный при Департаменте мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов. На комитет была возложена разработка специальной экспозиционной мебели и эскизов почетных медалей. Правительство выделило 10 000 рублей из сметы строительства биржевых зданий на оборудование и декоративное оформление выставочных помещений, организационные и прочие расходы. Мебель была выполнена столярным мастером Филиппом Греховым с товарищами и одобрена архитектором И.Ф. Лукини. Выставка торжественно открылась 15 мая 1829 года. Триста двадцать шесть участников из 33 губерний и областей России представили 4041 экспонат, которые тематически были разделены на 15 отделов. Так впервые была поставлена и успешно решена проблема распределения экспонатов по тематическому признаку, что значительно облегчало осмотр, сравнение и экспертизу выставленных предметов.
При этом надо отметить, что исключительные возможности рекламы товаров на выставках нередко толкали их участников на всевозможные декоративные ухищрения, что часто приводило к экспозиционным курьезам или полнейшей безвкусице.
Максим Горький писал в 1896 году с нижегородской выставки: «Экспоненты усвоили себе взгляд на выставку единственно как на рекламу их фирмам, как на громадную ярмарку. Значение выставки как национального дела не понято ими. Отсюда эти громадные эффекты, это стремление затушевать соседа роскошью своей витрины, эта пестрота и безвкусица расположения экспонатов» [10]. Некоторые участники Всероссийской фабрично-заводской, торговопромышленной и научно-художественной выставки 1913 года в Киеве, ставшей последним крупным универсальным смотром в дореволюционной России, пошли по пути создания новых оригинальных экспозиционных решений. Так, павильон Общества Донецких стекольных и химических заводов был сложен из выпускавшейся им продукции: бутылок, посуды, оконных цветных стекол и т.д. Павильон АО «Братья Вюрглер» представлял собой громадный паровой котел с печкой.
Многие выставки представляли собой уникальные архитектурные комплексы, где общее планировочное решение, оригинальная архитектура павильонов и малых форм, скульптура и искусственно созданный ландшафт, музыка и театрализованные представления, рекламные презентации сливались в гармоническом единстве. Эта искусственно созданная художественная среда представляла собой новый вид архитектурного ансамбля.
Строительство павильонов в виде улучшенных или образцовых вариантов различных производственных сооружений совершенствовало эти типы зданий и одновременно вырабатывало специфические черты, присущие именно экспозиционной архитектуре. На выставках возводились и получали путевку в жизнь и совершенно новые по назначению типы зданий.
История промышленных выставок в России дает немало материала для изучения процессов архитектурного творчества в этой специфи ческой области. Поиски нового художественного образа, новаторские инженерные решения, смелые эксперименты в области искусства экспозиции и промышленной рекламы - все это в полной мере присутствует в многочисленных попытках русских зодчих, художников и инженеров создать запоминающиеся выставочные здания, сооружения и их комплексы.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.