|
Статьи |
Четыре составляющие современной архитектуры Кыргызстана А. Алсеитов, Д. Омуралиев
сокращённая версия
В ноябре 2003 года Союз архитекторов Кыргызстана провел Фестиваль архитектуры и строительства, а также первый за 12 лет независимости Республиканский смотр-конкурс на лучший проект (постройку) за 1991-2003 гг., посвященный 65-летию образования творческого объединения архитекторов республики. В этих мероприятиях участвовали проектные институты, творческие мастерские и студии из всех регионов страны. Особенно порадовало устроителей участие в конкурсе архитекторов Астаны и Алматы. Фестиваль и смотр-конкурс дали большой материал для обобщений и помогли проанализировать тенденции развития архитектуры в суверенном Кыргызстане.
В современной архитектуре Кыргызстана можно выделить четыре идейно-стилевые направления: постсоветское; неомодернистское; восточно-региональное; этнокультурное. В свою очередь они разветвляются на относительно самостоятельные линии, что свидетельствует о существовании внутренних противоречий в каждом из названных направлений. Естественно, что возникли они не на пустом месте и имеют свои корни в прошлом. Сосуществование в едином пространстве и времени разнородных идейно-художественных мотивов, пластического языка, методов пространственной организации и составляет специфику современной архитектуры Кыргызстана. В целом она полагается одновременно на традиционные, советские, зарубежные и новые идеи. До кристаллизации основной, ведущей Идеи, очевидно, еще далеко. Каждое направление придерживается относительно самостоятельного идейно-стилевого основания. Например, неомодернистское имеет огромный идейно-теоретический базис; своеобразные, выстраданные и воплощенные концепции формы и пространства; дифференцированный эстетический идеал; некие образцы для подражания; признанных мастеров и их последователей; избирательную палитру объектов проектирования и освоенную сферу реализации; социальнокультурологи ческую ориентированность на определенную часть населения, их интересы, вкусы и материальные возможности. Около 80% построенных за последние 12 лет объектов можно отнести к постсоветскому направлению, 10 - к неомодернистскому, 7 - к восточно-региональному и 3% - к этнокультурному. Эти цифры говорят о многом.
Постсоветский прагматизм
Советская градостроительная политика воплощена практически в каждом уголке Кыргызстана. Поэтому никакая сила в обозримом будущем не способна кардинально преобразовать облик и структуру наших городов и сел. Фабричная эстетика микрорайонов, бетонная масса унифицированных зданий, шахматная сетка улиц Бишкека - этот прочный базис сохранится надолго. Очевидно, что архитектура столицы, особенно ее центральная часть, включающая президентские и правительские учреждения, должна соответствовать новым политическим, культурным, эстетическим и другим требованиям времени. Однако сложившийся в советские время центр города не оставляет возможностей для столь же масштабной градостроительной акции, как в Ашхабаде или Астане. Строить новый правительственный центр на новом месте Кыргызстану тем более не по силам.
«Президентская архитектура» С. Ниязова и Н.Назарбаева феноменальна не только для Центральной Азии, но и для всего постсоветского пространства. В Кыргызстане пока нет «президентской архитектуры ». Опыт использования монументальной архитектуры в целях закрепления власти, фиксирующий узловые моменты истории, продолжает служить показателем современной экономики и политики. Династия караханидских правителей вошла в историю архитектуры Кыргызстана строительством в Х-ХII вв. столичного города Баласагун с величественными монументальными мавзолеями и дворцами. Появление «президентской архитектуры» в соседних государствах отражает неравноценную политическую и экономическую ситуацию в Центральной Азии.
Постсоветский прагматизм строго соблюдает примат функционально-конструктивных норм, порою тиражирует стереотипные геометрические схемы отдельных типов зданий, скептически относится к поиску «новой» формы. Словом, лишен поэтического видения, утонченнодуховного созерцания реальности. Хотя у него есть свои внутренние противоречия, они запрятаны очень глубоко. Думается, что нельзя абсолютизировать, с одной стороны, функционально-конструктивную обусловленность, а с другой - независимость эстетико-художественных категорий в трактовке архитектурной формы. Соблюдение меры в архитектуре современных зданий и комплексов - проблема творческая. Как ни парадоксально, но в истори ческой, народной архитектуре Кыргызстана ее не существовало.
Геометрические плоскости неомодернизма
Термин «неомодернизм» использован нами исключительно для того, чтобы обозначить чрезмерное поклонение некоторых наших архитекторов современным западным образцам. В более мягкой форме это направление можно было бы назвать «универсальным». Но эта глобалистическая тенденция вряд ли полностью приемлема для аграрного Кыргызстана.
Идеалом неомодернистского направления является так называемый евростандарт. Архитекторы Кыргызстана, работающие в рамках этого направления, пытаются опираться на бесспорные достижения модернизма, а также на концепцию универсальной формы и пространства. Отказ от жесткой функциональности, свободная и гибкая планировка замкнутых и открытых пространств, стремление обеспечить повышенную комфортность, разнообразить и расширить привы чную функциональную нагруженность с включением досуговых, торговых помещений, сложных по назначению внутренних дворов, активным использованием плоскости крыши и т.п. - все это характерные черты трактовки взаимосвязи пространства и функции в работах неомодернистского направления.
Стереотипные признаки западной архитектуры в Кыргызстане начали проявляться в середине 80-х годов сначала в конкурсных и концептуальных проектах, а затем в дизайнерских проработках деталей интерьеров и экстерьеров общественных зданий. Сегодня одним из главных направлений улучшения сложившейся городской застройки стал средовой подход, т.е. использование малых архитектурных форм, дизайн окружающий среды.
Отрадно, что в рамках направления возникает новая типология общественных и жилых зданий. Остро динамичные формы банков, супермаркетов, кафе, ресторанов во многом обновили облик центральной части Бишкека, оживили городскую жизнь. Броская трактовка внешнего облика и объемно-пространственной структуры, дизайнерское оформление интерьеров торговых зданий стали важными составляющими конкурентоспособности «торговой точки». Организация сети мини-рынков на перекрестках улиц, открытых площадках, в жилых районах изменила систему торгово-бытового обслуживания населения. В связи с этим возникла сложная проблема модернизации инженерно-транспортных коммуникаций и расширения магистралей города в условиях дефицита территорий.
Архитектура офисов фирм, посольств, гостиниц, несмотря на их «штучность», внесла разнообразие в рядовую застройку города, меняя его масштаб и облик. Надо сказать, что блеск, излучаемый зданиями казино, фитнес-центров, ресторанов и пр., определенная часть коренного населения воспринимает как знак нигилизма и пренебрежения к национальным устоям. В самом деле, эти признаки капиталистического образа жизни постепенно овладевают умонастроениями людей и пространством Бишкека. Куда он поведет архитектуру молодого государства, сегодня никто не возьмется предугадать.
Возвращение восточных мотивов
В последние годы многие архитекторы заговорили об отсутствии в облике столицы характерных для востока базаров, мечетей и пр., и обратили свои взоры на образцы восточно-мусульманской архитектуры. Тотальная регионализация материально-пространственной среды стала само собой разумеющимся ориентиром для определенных кругов интеллектуально-властной элиты.
В советское время объекты мусульманской архитектуры в Кыргызстане были единичны, особенно в северном регионе республики. В Бишкеке, например, ранее функционировала всего одна мечеть, сегодня их около двадцати. Восточные традиции в какой-то мере сохранились лишь в южных областях (Ош, Жалал-Абад, Баткен). За десятилетие независимости во всех крупных селах и городах построено свыше 500 мечетей и несколько медресе. Можно сказать, что со второй половины 90-х годов в Кыргызстане возродилась религиозная архитектура. Эмиссары из арабских стран, представители различных религиозных сект нагрянули к нам с набитыми кошельками и нашли здесь поддержку всех слоев населения.
Реальное проектирование мечетей, церквей, синагог и различных храмообразных строений для архитекторов республики стало привы чной работой. Такие заказы по объемам во много раз превзошли количество заказов на объекты соцкультбыта и школы. Вместе с тем большая часть подобных строений маловыразительны, имеют упрощенную планировочную схему и объемное решение, что связано с недостаточным опытом и знаниями специфических средств мусульманской архитектуры, а также кустарными методами строительства. Пожалуй, наиболее удачно решена архитектурно-пространственная структура городской мечети Бишкека, а также мечетей в Балык чы, Ак-Суу, Жалал-Абаде и Оше.
В городах Ош, Жалал-Абад и некоторых районных центрах построены одно- и двухэтажные дома, где воспроизводятся упорядоченные веками функциональные отношения и знакомые образы пространства южного жилища (айваны, дворики). По сравнению с советским периодом в них увеличена площадь, высота и количество помещений, а также дополнительных, обслуживающих элементов.
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights
Reserved. |