|
Статьи
|
Архитектурно-исторические памятники Бишкека Д. Иманкулов
полная версия
При разработке Историко-архитектурного опорного плана в составе нового генерального плана Бишкека были выполнены обширные исследования объектов культурного наследия столицы Кыргызстана. Вопрос их сохранения сегодня стоит особенно остро в связи с предстоящей реконструкцией центра города.
Согласно Государственному списку памятников Бишкека в столице Кыргызстана насчитывается 312 памятников истории и культуры, в том числе 13 памятников археологии, 109 - истории, 123 - архитектуры, 11 - садово-парковой архитектуры, 51 - декоративно- монументального искусства, 5 - мемориальных.
Планомерное археологическое изучение территории Бишкека не проводилось. Но даже далеко не полное археологическое обследование дало большой вещественный материал, подтверждающий древность истории заселения этой территории. Первые следы пребывания здесь человека относятся к эпохе мезолита (VI-V тыс. до н.э.). Особенно много найдено археологических материалов средневекового периода (VIII-XII вв.). На территории современного Бишкека и его пригородов известны 10 средневековых городищ - остатков средневековых городов Чуйской долины, которая в VIIIXII вв. была одним из самых урбанизированных районов Центральной Азии. Особую историческую ценность представляет тот факт, что четыре из них расположены на отрезке Шелкового пути, проходившего в древности по Чуйской долине. Последние данные историков отодвигают время возникновения современного Бишкека к середине XVIII в., когда на поселении племени солто была возведена киргизская крепость. А его древним историческим ядром признана территория городища «Кузне чная крепость», откуда берет отсчет градостроительное развитие столицы Кыргызстана.
Ретроспективный анализ развития Бишкека показывает, что прямоугольная сетка улиц, заданная первым регулярным планом 1878 года, получила преемственное развитие на протяжении всего ХХ века, определила масштаб застройки - сначала одно-двухэтажными, затем четырех-пятиэтажными и, наконец, девяти-двенадцатиэтажными домами. Меридиональные улицы ориентированы на прилегающие горы.
Анализ исторического развития Бишкека, а также имеющиеся памятники истории и культуры определили границы исторического города. Территория, вошедшая в его границы, охватывает развитие города вплоть до 1963 года. Позже начинается рост города в южном и западном направлении до его современных границ.
При определении границ исторического города учитывалась исторически сложившаяся планировочная и композиционная структура, природный и ценный рукотворный ландшафт, исторические промышленные территории в западной части города, некрополи, археологические культурные слои к западу от исторического центра, сохранившиеся направления улиц дорегулярной планировки в северо-западной стороне от исторического центра (пр.Жибек Жолу, ул.Усенбаева - Верненская), памятники истории и культуры, фортификационные и инженерные сооружения, ансамбли исторической застройки (Дубовый парк, Театральная площадь, пр.Чуй, Советская площадь, Университетская площадь, площадь железнодорожного вокзала, пр.Эркиндик).
Характерный исторический городской ландшафт центральной части города имеет следующие типы застройки и планировки: - периметральная застройка кварталов двух-пятиэтажными жилыми домами (ул.Абдрахманова-Киевская-Тыныстанова-пр.Чуй); - сплошная застройка жилыми одно- и двух-пятиэтажными домами (Абдрахманова-Боконбаева-Тыныстанова-Московская); - открытые пространства с обособленно поставленными общественными зданиями (цирк, Национальная библиотека, библиотека им.Чернышевского, ресторан «Нарын», кинотеатр «Ала-Тоо», казино по ул. Шопокова, Дворец бракосочетаний, Киргизский драматический театр, здание общества «Знание»); - незамкнутые по периметру, разной этажности жилые и общественные здания (пр. Манаса-Киевская-Исанова-Токтогула); - разновременные, не связанные между собой жилые и общественные здания в кварталах с одноэтажной ветхой застройкой (Раззакова - Московская - Исанова - Токтогула).
На протяжении более 140 лет в Бишкеке постепенно формировались ансамбли исторической застройки, состоящие из зданий и сооружений, объединенных в единое целое объемно-пространственным и стилисти ческим замыслом. К таким ансамблям можно отнести Театральную площадь, площадь Ала-Тоо, Советскую площадь, Привокзальную площадь, пр.Чуй, пр.Эркиндик, Университетскую площадь. Историко-архитектурная среда центральной части исторического города представлена как общественными, так и жилыми зданиями. Ее ценность состоит в неразрывности и целостности исторической застройки, где памятники архитектуры расположены в естественном окружении, формировавшемся на протяжении многих десятилетий. Эта среда создает не только естественный и наилучший фон памятникам архитектуры и истории, но и сама играет важную роль в формировании архитектурного облика исторического города.
Памятники архитектуры расположены повсеместно, но наибольшее их скопление наблюдается в границах пр. Жибек Жолу - Молодая Гвардия - железная дорога - р.Аламедин. На этой территории немало зданий, которые по своим архитектурным и градостроительным качествам являются градостроительными доминантами: Театр оперы и балета, ЦУМ, здание Агропрома, Библиотека им.Чернышевского, Госцирк, здание Правительства, железнодорожный вокзал, мэрия, гостиницы «Ала-Тоо», «Хайят», Промстройбанк, торговый колледж, филармония, Дом дружбы, Главпо чтамт и др. В то же время выявлены места, где располагались утраченные градостроительные доминанты - Серафимовская церковь, Летний театр в парке им.Панфилова, парашютная башня, караван-сараи. Найдены отдельные жилые и общественные здания, архитектурные качества и важное положение в системе застройки которых позволили предложить их к постановке на охрану.
Среди сохранившихся архитектурных памятников представлены разные стили. Так, здание Первомайского отделения АКБ «Кыргызстан» построено в стиле модерн, здание общества «Знание» - представитель конструктивизма, Театр оперы и балета - классицизма. В стиле классицизм построен и главный корпус Сельскохозяйственной академии. Здание имеет мощную колоннаду с портиком и является одним из опорных в данном районе.
Натурные исследования показали плохое физическое состояние памятников, особенно тех, которые находятся в муниципальной собственности и построены в начале прошлого века. Как итог - восемь памятников на сегодняшний день утрачены. В 2002 году, например, из-за ветхого состояния разрушился жилой дом по ул.Жибек Жолу. Ценность этого дома заключалась в оригинальной крыше в виде четырехгранной пирамиды с кровлей из дощатой чешуи. Форма покрытия жилого дома, привнесенная из русского деревянного зодчества, создавала своеобразный символический мост между архитектурой начала ХIХ и ХХI веков. В то же время изменившиеся социально-экономические условия и идеологические представления требуют нового подхода к определению исторической ценности зданий. Те из них, которые не представляют никакой ценности, кроме революционного прошлого, построенные 50-60 лет назад и ветхие по своим конструкциям, обречены на снос. Памятники же, связанные с Великой Отечественной войной и другими значительными вехами в истории страны, требуют особо бережного отношения.
Натурные исследования выявили также примеры дисгармоничной застройки в границах исторического города. В основном, это следствие отсутствия нового генерального плана с четко определенными охранными зонами памятников. Практика выдачи разрешений на строительство объектов без соблюдения норм и правил, связанных с охраной памятников, приводит к нарушению целостности сложившейся застройки, ухудшению визуальных связей ансамблей и градостроительных доминант. Один из грубых примеров дисгармоничной застройки - строительство частной автостанции перед главным фасадом Западного автовокзала, являющегося памятником архитектуры и градостроительной доминантой пр. Жибек Жолу. Малопривлекательная постройка ухудшает видимость автовокзала, нарушает цельный объем главного сооружения площади. Вызывает сомнения и функциональная целесообразность постройки, так как теперь здесь вынужденно пересекаются транспортные потоки автовокзала и автостанции. Другой пример бесцеремонного вмешательства в историческую застройку демонстрируют владельцы кафе «Планета-Хольстен» в Дубовом парке напротив Русского драматического театра. Построенное в 1996 году как временное небольшое парковое сооружение, кафе продолжает разрастаться вширь, пожирая старейшие дубовые деревья и закрывая собой градостроительную ось - монумент Павшим в гражданской войне и главный фасад Театра оперы и балета.
В историческую застройку вносят дисгармонию и многочисленные пристройки к зданиям, осуществляемые, как правило, за счет выхода за красные линии. Пристройки отрицательно влияют на облик и целостность застройки, ухудшают пешеходные связи и проходы. Так, угловой трехэтажный жилой дом на пересечении ул. Советской и пр. Чуй является старейшим примером стилевой жилой застройки в Бишкеке начала 50-х годов. Пристроенные к нему с разных сторон, с выходом на красные линии и тротуары, помещения магазинов, обменных пунктов и салонов серьезно исказили его внешний облик.
Для определения зон охраны памятников и установления режимов их использования был выполнен ландшафтный анализ города. Территория Бишкека имеет равномерный уклон в 2,5-3% с юга на север. Отметки в пределах города составляют от 700 до 900 м над уровнем моря. Город возник в пойме бассейнов двух рек - Аламедин и Ала-Арча. На протяжении последних ста лет русла многих рукавов менялись. С ростом города почти все они был зарегулированы и слиты с ирригационной сетью. Основные русла на отдельных участках обрамлены бетонными набережными и связаны с планировочной структурой улиц и кварталов. Сеть арыков, исторически сложившаяся в Бишкеке, является характерной чертой городского ландшафта. Сегодня эта система, создававшая своеобразие, микроклимат и питавшая зеленые массивы города, изрядно запущена, во многих местах не работает или уже закрыта. Ее предстоит не только восстановить, но и развить, создав сеть бассейнов и фонтанов.
В 40-е годы XX века в северной части города был построен Большой Чуйский канал, который отвел лишнюю воду с заболоченных участков и стал крупной водной артерией города. Вдоль нее быстрыми темпами началась застройка усадебного типа. В настоящее время речной ландшафт полноценно не используется. Однако игнорировать такие благоприятные для человека территории недопустимо. В новом генеральном плане города важно предусмотреть мероприятия по их расчистке и благоустройству, а также специальные гидротехнические работы с целью создания каскада водных поверхностей и использования пойм рек как наилу чших зон панорамного раскрытия городского ландшафта. Вода и озелененные территории всегда имели большое значение для формирования облика Бишкека. Так, старейший парк города - им. Панфилова - возник на месте Казенного сада, в непосредственной близости к одному из самых полноводных в то время рукавов р. Ала-Арча. Аналогична история возникновения крупной северной зеленой зоны - Карагачевой рощи в пойме рукавов р. Аламедин.
Для исторического ландшафта центра Бишкека характерны открытые пространства с обособленно поставленными историческими архитектурными доминантами. Натурными исследованиями выявлены нарушенные видовые связи между ними. В генеральном плане 1950 года Театральная площадь была задумана как один из главных ансамблей в структуре центра. Сегодня построенные здесь Театр оперы и балета, юношеская библиотека им. Чернышевского, Русский драматический театр, обелиск в Дубовом парке, музей изобразительного искусства зрительно разобщены из-за сгущенного, бессистемного озеленения.
Ландшафтный анализ показывает типологическое многообразие в озеленении центра Бишкека и одновременно отсутствие системы в выборе зеленых насаждений. Все меридиональные улицы, кроме широких проспектов Ибраимова, Абдрахманова, Манаса, закрывают своим линейным озеленением из высоких и ширококронных деревьев главную ландшафтную достопримечательность города - Киргизский хребет, в то время как полвека назад проезжая часть этих улиц была обсажена низкорослыми шаровидными деревьями, которые не закрывали собой панораму гор. При разработке нового генерального плана Бишкека историческое ядро города должно стать основой в плане преемственности исторического развития и создания историко-культурного и туристи ческого центра города, главная цель которого - музеефикация археологического памятника и придание центральному проспекту Жибек Жолу особой функции караванного пути в современной интерпретации.
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн.
All Rights Reserved. |