|
Статьи
|
Социальная архитектура: комплексный подход А. Буханцева
полная версия
Детские деревни-SOS - великолепный пример практического гуманизма. Огромному числу детей всего мира они дали дом, а с ним и шанс на счастливое будущее. Такие деревни-построены в 133 странах мира. Не ограниченные политическими, религиозными и национальными рамками, ориентированные на культурно-исторические традиции своих стран, они обеспечивают полноценное воспитание и развитие детей, оставшихся без попечения родителей.
Идея необходимости воспитания брошенных детей в условиях, близких к семейным, возникла еще в конце XVII века, но жизнестойкую долгосрочную систему создал австриец Герман Гмайнер. «SOS Kinderdorf International» - общественная организация, с 1949 года помогающая нуждающимся детям. В основе педагогической модели Германа Гмайнера лежат четыре принципа: мать; братья и сестры; дом; детская деревня. В каждом доме детской деревни живет семья: мать-воспитательница и восемь-десять детей разного возраста, родные и названные братья и сестры. Здесь ребенок приобретает то, чего был лишен раньше: любовь, заботу, надежду на будущее.
Первая российская детская деревня-SOS была построена в 1996 году в Томилино под Москвой на средства мирового сообщества друзей детских деревень. В деревне 11 семейных домов, в которых живут 77 детей в возрасте от двух до 16 лет. Позже такие поселения появились в Лаврово под Орлом, в Пушкине под Санкт-Петербургом, в г. Кандалакша Мурманской области. Готовится проект детской деревни-SOS в Москве (Бутово). Исследование по данной теме было проведено в рамках дипломного проектирования. В результате изучения нескольких детских деревень, бесед с руководителями, психологами, педагогами и мамами были выявлены основные требования к таким проектам.
Выбор места. Во-первых, это должен быть экологически чистый район, чтобы не причинить вреда хрупкому и восприимчивому здоровью ребенка. Во-вторых, это должна быть городская среда с развитой структурой дошкольных учреждений, общеобразовательных, а также музыкальных, художественных, спортивных школ, что обеспечит контакты с детьми из обычных семей и будет способствовать социальной адаптации обездоленных детей. Все это усложняет выбор места проектирования детской деревни.
Чтобы выполнить эти условия, в Воронеже решили проектировать детскую деревню в комплексе с парковой зоной, жилой застройкой и общественным центром, включающим детские учреждения и другие социальные объекты. Детская деревня включена в инфраструктуру жилого района перспективного строительства. Основной принцип детской деревни - социальная адаптация детей - определяет будущую структуру комплекса. Это пешеходные связи по всем основным направлениям: школа, детский сад, внешкольные учреждения, общественный центр, парковая зона.
Детская деревня включает в себя 15 индивидуальных домов и административно-общественный центр с хозяйственными помещениями. Ее композиция, строившаяся с учетом генерального плана комплекса, поддерживает его общую структуру, пластику и доминантно-акцентный каркас. Архитектурно-планировочная структура деревни решена в виде единого ансамбля. Образ и пластику фасадов диктовало назначение сооружений. В структуре повсеместно присутствует игровой момент и атмосфера сказочности. Дом - двухэтажный, современный, комфортный и вполне традиционный. В его концепцию заложена идея перетекающего пространства.
Учитывая структуру детской деревни и то, что объем дома просматривается со всех сторон, все фасады сделаны максимально интересными и разнообразными. Высокая многощипцовая крыша, контраст грубой кладки, гладкой оштукатуренной поверхности и массива остекления двусветного зала, орнаментальный пояс, местами выступающий балконными ограждениями и навесами, крестообразные чугунные элементы ограждения - все это создает запоминающийся облик. В череде первоочередных забот государства о подрастающем поколении одной из первостепенных должно стать проектирование и строительство детских деревень-SOS во всех регионах России. В формирование таких деревень жизнь постоянно вносит свои коррективы, но социальная основа остается главной в деле воспитания одиноких детей.
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн.
All Rights Reserved. |