журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Консервация средневековой бани в Оше

Д. Иманкулов
сокращённая версия


Древний киргизский город Ош сохранил остатки разнообразных и разновременных сооружений. Особенно это касается территории, прилегающей к Сулайман-Тоо. Так, в 1984 году археологи Е.Дружинина и Ю.Заднепровский открыли здесь руины средневековой бани, представляющей большую историческую и научную ценность как памятник архитектуры X-XV вв. Последующие раскопки и архитектурные обмеры, выполненные в 1999 году студентами и сотрудниками кафедры «Реставрация» КГУСТА под руководством Д. Иманкулова, позволили выявить следы перестроек бани, уточнить ее планировку, изучить инженерно-конструктивные особенности. Архитектурные обмеры проводились с целью подготовки проектной документации по сохранению и музеефикации бани, которая в результате длительных ракопок без консервации уже утратила некоторые части своей конструкции.

Историческое ядро Оша, прилегающее к Сулайман-Тоо, имеет мощные культурные слои. К сожалению, из-за отсутствия должной государственной охраны здесь продолжается отвод участков под строительство новых объектов. Однако последствия такого строительства порой бывают и положительными.
В качестве примера можно привести археологические раскопки средневековой бани, обнаруженной при рытье котлована под новое здание. По завершении раскопок было принято решение о консервации бани, что позволит не только сохранить ценный археологический объект, но и ввести в оборот новый памятник. В мировой практике накоплен большой опыт консервации руинированных памятников, которые широко используются не только в научных целях, но и в индустрии туризма.
Современный человек испытывает потребность воспринимать подлинные структуры, реальную фактуру сооружений, элементы, формы, позволяющие хотя бы в общих чертах представить объемно-пространственное решение памятника, от которого остались лишь руины. Удовлетворить эту потребность может только грамотная консервация, которая обеспечит длительную сохранность подлинного, а не «воссозданного» сооружения. Единственное условие - важна не консервация сама по себе, а эстетически осмысленная консервация с целью экспонирования, показа документальной основы памятника.
В термин «консервация» можно вкладывать разный смысл. Однако подавляющее большинство ученых под «консервацией» понимают отдельный вид охранно-реставрационных мероприятий, осуществляемых на недвижимых памятниках истории и культуры и направленных на полное сохранение (с предотвращением дальнейшего разрушения) конструктивных и декоративных элементов этих памятников в том состоянии, в котором они дошли до нас к началу реставрационных работ.
Вмешательство в конструктивную или структурную целостность, которое может привести к необратимым изменениям этих качеств или снижению достоинств их архитектурно-художественного облика, недопустимо. Пьетро Санпаолези - директор Института реставрации памятников во Флоренции, справедливо утверждает: «...Чаще всего работы, нанесшие памятнику непоправимый ущерб, - результат реставрационных мероприятий, предпринятых некомпетентными и неискусными реставраторами».
В консервационных работах наиболее четко реализуется современный методический подход к реставрации - обеспечение сохранности подлинных элементов памятника независимо от их технического состояния, а не «дополняемых», воссоздаваемых по аналогам или даже восстанавливаемых на основе историко-архитектурных исследований и изысканий. Грамотно организованная консервация памятника экономически более целесообразна, так как требует значительно меньших (по сравнению, например, с воссозданием) финансовых и материальных затрат.
Одна из целей консервации средневековой бани в Оше - подготовка к музеефикации. Ее руины представляют собой различной сохранности стены, остатки кирпичного мощения пола, кирпичные простенки жаропроводящих каналов, фрагменты бутового фундамента, земляной пол на уровне жаропроводящих каналов. Кирпичные стены местами перестроены, иногда с использованием кирпича других размеров. О перестройках свидетельствуют и закладки отдельных проемов в подпольных каналах. Наличие нескольких строительных периодов подтверждают также материалы археологических раскопок. Поскольку при консервации руинированного памятника во главе стоит задача его физического сохранения, а не выявления стилистических и архитектурно-художественных особенностей и, тем более, не воссоздания фрагментов, проблема ориентации на определенный строительный период не рассматривалась.

Прежде чем начать работы на памятнике, было решено с участием археолога расчистить специально оставленные завалы в отдельных местах кирпичных стен. Освобожденные участки стен, положение которых не вызывало сомнений, дополнили кирпичной кладкой из древнего подлинного кирпича, собранного при раскопках в тех же местах. Толщина кладки, привязка кирпичей, размеры швов выполнены в соответствии с близлежащей сохранившейся кладкой. Такой принцип близок к методу анастилоза, где подлинные элементы устанавливаются на место. Следующий этап - усиление основания или устройство невидимых фундаментов под отдельными частями стен и простенков. Фундамент из крупных бутовых камней полностью подведен под простенки из древнего кирпича жаровых каналов в югозападной части бани. Одновременно было сделано устройство стяжки пола каналов с соблюдением уклонов для отвода воды. Отдельные места наружных кирпичных стен усилили или подвели фундамент из крупного бута. Чтобы отличить древний фундамент от вновь подведенного, применили разграничительные вставки из тонкой керамической плитки. В качестве дополнительной меры защиты низа стен от разрушения по наружному периметру сделали скрытую отмостку (на 15-20 см ниже древней поверхности).
Следующий этап консервации заключался в тщательной зачистке забутовок и швов от накопившейся грязи как в кирпичной кладке, так и в каменных блоках фундаментов. Зачистку проводили с применением скребков, металлических щеток, ножей и т.п. до полного очищения кладки стен от посторонних материалов. После этого памятник от верха до основания промыли водой из брандспойта поливной машины, чтобы подготовить поверхности памятника к схватыванию с новыми растворами.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.