журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Миграционная привлекательность территории и градостроительство

Т. Каракова
сокращённая версия


Рыночные реформы в России сопровождаются нарастающим кризисом градостроительных структур в регионах и городах. Неизученность и нерегулируемость перемещений населения затрудняет разработку стратегии развития, градостроительной политики и градоустройства территорий. Смена социально-экономической концепции государства не нашла продолжения в разработке градоэкономических обоснований сценариев развития регионов, градостроительного проектирования и реконструкции городов, что лишило градостроителя-планировщика возможности определять стратегические направления городского планирования и эффективно решать проектные задачи.

Происходящие в мире процессы дезурбанизации, высокий удельный вес обслуживающих функций в градообразующей базе городов, ориентация градостроительной деятельности на реконструкцию городов контрастируют с нарастающими процессами урбанизации в России, активной миграцией населения к крупнейшим мегаполисам и крупным промышленным центрам. Перепись населения 2002 года показала, что более 60% россиян сконцентрированы в Центральном (26,2%), Приволжском (21,5%) и Южном (15,8%) федеральных округах. Растет доля внутренней миграции населения, которая с 1989 года удерживается на отметке 66%. Этот процесс идет на фоне усиленного давления на города потоков вынужденных мигрантов - переселенцев, беженцев и «отходников» из южных районов бывшего СССР. Регионы России получают новые классификационные качества по степени генерации, приема и перераспределения миграционных потоков, формируя иерархический ряд аутсайдеров регионального развития. Миграция сельского населения в крупные и малые города сопровождается поляризацией провинци.
Миграционные процессы резко изменили роль городов - центров российской полосы расселения. По мере удаления от центральных районов России на восток ряд региональных систем расселения утратили статус «крупнейших развитых». В Новосибирске, например, в 1975-1985 гг. миграционный прирост составлял 18 человек на 1000 жителей. В 2001 году он сменился на миграционную убыль (10 человек на 1000 жителей). Наблюдается процесс депопуляции городского населения. Меры административного регулирования роста городов сегодня не действуют. Социально ориентированная градостроительная политика, способная остановить уменьшение городского населения и размывание его маргинальными слоями, не разработана. Городская ткань срединной и периферийной зоны городов разрушена, лишена объектов обслуживания, которые постепенно «перемещаются » в центральные районы. Промышленные территории утратили созданную при социализме сеть обслуживающих центров. Процессу геттоизации подверглись «спальные районы». Обострилась проблема недвижимости, построенной в 60-80-х годах в так называемых рабочих районах, представляющих собой градостроительную среду с низкими потребительскими качествами.
В этих условиях процессы приватизации промышленных объектов, вопросы функционального использования нежилых объектов недвижимости, выделения муниципальной собственности становятся прерогативой градостроительной регулятивно-проектной деятельности, в задачу которой входит создание комфортной среды обитания, решение социальных, экологических и экономических проблем. К компетенции градостроителей также относится поиск механизмов повышения потребительских качеств среды, создание условий для привлечения инвестиций в развитие градостроительного комплекса, расширение рынка жилья и регулирование деятельности его агентов в интересах развития города и благосостояния жителей.
Наиболее притягательными для населения и одновременно проблематичными становятся города исторически сформированной оси индустриализации, являющиеся опорными центрами каркаса территориальной организации производительных сил и расселения России. Типичным примером может служить Самарский регион с его мощным социально-экономическим, культурным, природным потенциалом, традиционно высоким уровнем подвижности населения, половозрастным цензом, многообразием форм собственности и пр. Как «принимающий» регион Самара имеет положительный баланс обменных процессов, занимает пограни чное положение в структуре макрозонирования, формирует меридиональный раздел по оси дислокации крупнейших городовцентров с численностью населения 1-3 млн. человек. Этот регион характеризуется относительно оптимальным соотношением населенных, малонаселенных и обжитых некомфортных территорий, полицентризмом структуры агломерации. Формирование местных систем расселения на периферии области, строительство магистрали «Центральная», наличие рекреационных центров «Самарская Лука», «Сергиевские минеральные воды», попытки реализации социально-экономических реформ (свободные экономические зоны, реформа ЖКХ), совершенствование градостроительной деятельности (Градостроительный устав, Правила застройки, Градостроительный мониторинг и др.), высокие темпы развития промышленности, активное строительство загородного жилья делают этот регион привлекательным для мигрантов. В то же время он не совободен от типичных для всех российских регионов проблем, включая экологические, кризисное состояние инфраструктурного комплекса и др.
В странах развитой рыночной экономики все активнее пытаются оценить социальный эффект при формировании стратегических программ развития территорий, все шире употребляют такие показатели, как «качество жизни», «индекс социальной деятельности ». Экономические затраты на развитие территорий напрямую связывают с получением социальных выгод. Большое внимание уделяется созданию центров информации, обслуживания и развлечений, аккумулирующих интересы населения и способствующих его социализации.
Участники Международного конгресса по проблемам развития городов и регионов, проведенного в 2003 году в Вене, выделили в качестве доминирующего тренда развития городских агломераций в центре Европы процессы глобализации, приватизации и миграции населения. В задачи форума входило рассмотрение влияния этих факторов на развитие городов в условиях коммерциализации и конкуренции, пронизывающих все сферы жизни. В этой ситуации стратегией и инструментом городского развития становится связь градостроительных решений с социальной политикой, развитием инфраструктуры, коммунальной политикой города, повышением потребительских качеств среды. Одно из базовых направлений - анализ развития системы «Общественно-деловые центры и торговля» в структуре города и региона. В частности, в Вене разрабатываются программы жилищного строительства и сети образовательных объектов. В коммунальной сфере предусматривается комплекс мероприятий по развитию сети центров обслуживания в городском и межселенном пространстве региона. Принимаются меры, повышающие степень открытости инвестиций в городское жилищное строительство, развитие инфраструктуры, расширение инновационных научных исследований. Междисциплинарное обсуждение проблемы «FLOWS»-«ПОТОКИ » стало в 2002 году темой международной конференции в Роттердаме. Обсуждались, в частности, принципы и способы изучения миграционных потоков и управления ими, а также их связь с процессом проектирования.
Так, ретроспективный анализ влияния шопинга на степень активности человека в городском пространстве связывается со спецификой формирования инфраструктуры, транспорта, культуры, сферы развлечений (Р.Колхаас). Городские функции - работа, жилье, отдых и движение больше не могут быть отделены друг от друга ни социально, ни пространственно (А.Мульдер). 




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.