|
Статьи |
«Better City, Better Life» Об архитектурном бюро Алберта Шпеера М. Сонне-Фредериксен, архитектор
С Албертом Шпеером я познакомилась семь лет назад в Ганновере, где в то время полным ходом шла поготовка к проведению EXPO-2000. Архитектора пригласили туда прочитать доклад о проектировании территории этого грандиозного выставочного комплекса. Вторая встреча состоялась также в Ганновере в марте 2005 года. На этот раз Шпеер рассказывал архитекторам о своем опыте работы в Китае, Саудовской Аравии и других зарубежных странах. А всего через два месяца я и главный редактор нашего журнала Гаджимурад Таирович Шугаев общались с профессором в Москве. Его рассказ о деятельности архитектурного бюро AS&P и лег в основу материала, который сегодня мы предлагаем вниманию читателей. Но вначале несколько слов о самом архитекторе и его бюро.
Архитектор Алберт Шпеер родился в 1934 году в Берлине, в семье известного архитектора третьего рейха Алберта Шпеера. После заключения отца в тюрьму на 20 лет Шпееру пришлось приобрести профессию столяра, одновременно обучаясь в вечерней школе. Затем была Высшая техническая школа в Мюнхене. Уже в 1964 году Шпеер открыл собственное архтектурное бюро во Франкфурте-на-Майне, которое с 1985 года носит название AS&P - Albert Speer & Partner GmbH. В 1966 году Шпееру присуждают премию Союза архитекторов Германии. С 1970 года он является членом Немецкой академии градостроительства. С 1972 по 1997 год преподавал в Университете Кайзерлаутена, дважды (1978-80 и 1988-90) возглавлял архитектурный факультет. С 1994 года является гость-профессором в Цюрихе. В 1995 году был основан Фонд профессора Алберта Шпеера. Сегодня архитектурное бюро Шпеера, одно из самых крупных в Германии, пользуется мировой известностью. Оно решает градостроительные, транспортные задачи, занимается планировкой городов, проектирует общественные, жилые, спортивные комплексы и инженерные сооружения, активно работая как в Германии, так и за рубежом. В бюро занято более 100 специалистов - архитекторы, градостроители, транспортники, социологи. «Нас много, мы разные, и каждый - особенный», - говорят о себе сотрудники AS&P. Возможно, именно поэтому деятельность бюро столь разнообразна и успешна.
Первым крупным заказом, который выполнило бюро, стала разработка генерального плана города Любека. В 1968 году оно получило первый зарубежный заказ - на проектирование и реконструцию западного Триполитана, Ливия. В числе наиболее интересных проектов, разработанных в последние годы, можно назвать «Автомобильный город» в Шанхае (Китай); концепции развития туризма для Хорватии и Черногории; общественные центры в Сане (Йемен), реконструкцию павильона для ЕХРО-2000 в Ганновере; новый жилой район La Democracia в Белизе (Гондурас); культурный и конгресс-центры в Рияде (Саудовская Аравия). В 1998 году AS&P совместно с инженерным бюро Fichtner открыло бюро в Шанхае.
EXPO-2010 в Шанхае
Когда в 1994 году бюро Шпеера приступило к работе над генеральным планом выставочного комплекса EXPO-2000 в Ганновере, архитекторы прежде всего сосредоточили свои усилия на реализации идеи международной выставки нового типа. При поиске градостроительных, архитектурных, транспортных решений они исходили из того, что территория и инфраструктура выставки должны дать стимул для развития города и могли бы использоваться после ее закрытия для проведения различных массовых мероприятий. К сожалению, в целом очень успешный проект не смог эффективно решить эту задачу. Через пять лет после проведения ЕХРО-2000 территория выставки выглядит удручающе, от многих павильонов остались лишь бетонные конструкции (павильон Нидерландов) или фундаменты (павильон Арабских Эмиратов). Но справедливости ради надо отметить, что проблема эта чрезвычайно сложна и решить ее усилиями одних архитекторов невозможно.
Опыт, приобретенный в процессе работы над генеральным планом ЕХРО-2000, оказал архитекторам неоценимую помощь при подготовке концепции следующей всемирной выставки, которая пройдет в 2010 году в Шанхае (Китай). Свои предложения по концепции бюро Шпеера подготовило в октябре 2001 года. В соответствии с ней в качестве основной выдвигалась задача разработки такой планировочной структуры территории выставки, которая интегрировалась бы в сложившуюся структуру города и вместе с тем являлась самостоятельным организмом. Огромное внимание было уделено вопросам использования территории и павильонов ЕХРО после окончания ее работы. С учетом того, что ожидаемое количество посетителей ЕХРО-2010 составит около 40 млн. человек, специалисты бюро рекомендовали расположить основное ядро выставки в южной части реки Huang Pu. В северной части должны развиваться новые районы города с зелеными площадями, которые трансформируют характер выставки в «открытое Expo». Проектные предложения содержали детальную проработку отдельных выставочных зон, зон сервиса и мест отдыха, а также тематических парков и павильонов. Особое внимание было уделено центральной площади выставки Huang Pu Plaza, где будет расположена Спиральная башня (Spiral Tower) - символическая конструкция, отражающая главную тему выставки: «Better City, Better Life». Большое значение придавалось организации подъездов, стоянок, входных зон, а также внутреннего транспорта для посетителей и обслуживающего персонала. Реализация экологической модели развития Шанхая в районе Pudong, Китай В связи с ростом населения и ускоренным развитием промышленности в Китае проблема развития городов, их модернизации с учетом ландшафтной, исторической и природной структур стала приоритетным направлением государственной политики. В рамках поставленных правительством страны задач архитектурное бюро AS&P в содружестве с инженерным бюро Fichtner с 2002 года осуществляет проектирование экологической модели развития Шанхая. Благодаря сотрудничеству с Betreibergesellschaft Zhang Jiang Hi-Tech Park появилась возможность применить этот новаторский подход в районе Pudong. Архитекторы разработали для него проект планировки территории в 25 кв.км, обеспечивающий рациональное использование городского пространства, сохранение окружающей среды и развитие природного комплекса.
Главной особенностью генерального плана стало то, что все необходимые элементы обеспечения жизни города (водоснабжение, канализация, электроснабжение, вывоз мусора, средства связи и коммуникации) связаны в единую систему с транспортной инфраструктурой, планировкой городской среды и технологическими процессами. В результате все составляющие жизнедеятельности города используются оптимально. Для инвесторов и потенциальных жителей этот район очень привлекателен, поскольку здесь сохранены природные связи, целостность ландшафтной среды с восстановлением естественной растительности и в то же время созданы все условия для комфортной жизни в городе.
«Автомобильный» город-спутник Шанхая, Китай Город Антинг расположен в 25 км к северо-западу от Шанхая. В 1984 году «Фольксваген» и SAIC Shanghai Automotive Industry Corp. открыли здесь совместное предприятие VW-FERTIGUNGSWERK по выпуску автомобилей. В связи с этим была поставлена задача превратить город в национальный и международный центр автомобильной промышленности. Архитектурное бюро Шпеера пригласили участвовать в международном конкурсе на проектирование генерального плана города. Выиграв его, AS&P получило заказ на разработку проекта автомобильного центра, который бюро проектировало с 2000 по 2003 год.
На площади 520 га предлагалось разместить промышленные производства, выставочные и торговые помещения, деловой центр, институт - все, что необходимо для производства и продажи высококачественной техники. Проект предусматривал строительство отелей, ресторанов, магазинов, музеев, библиотек, жилого района на 50 тыс. жителей, а также спортивных сооружений, мест отдыха, парка развле чений. Вдоль залива планировалось проложить скоростную дорогу «Rennstrecke Formel-1». Проект был одобрен и принят к реализации, заложив основу новому подходу к проектированию городовспутников с крупными промышленными комплексами.
Административный центр в Шанхае, Китай
Созданию технопарка в административном центре района Zhang Jiang в Шанхае придавалось огромное значение. В 2001 году был объявлен международный конкурс на его проектирование, в котором приняло участие и архитектурное бюро Шпеера. Заняв первое место, оно получило заказ на разработку этого проекта (проектирование - 2001-03, окончание строительства - 2004). Исходя из пожеланий заказчика, главный корпус, состоящий из двух 18-этажных башен, запроектирован в стиле техно. Фасад здания выполнен из светоотражающих навесных панелей. Его архитектурный образ отражает разнообразные процессы, происходящие внутри здания (обмен информацией, технологиями и пр.), подчеркивая основные функции современного менеджмента.
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights
Reserved. |