журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | АРХИТЕКТОР ИЛЬЯ ЧЕРНЯВСКИЙ

Андрей Гозак, архитектор, историк архитектуры

полная версия

В 2009 году в рамках деятельности Союза Московских архитекторов по реализации программы мероприятий, посвященных 90-летию со дня рождения Ильи Зиновьевича Чернявского (1917-1994), вышла в свет посвященная ему монография. Книга рассказывает не только о профессиональном пути выдающегося архитектора, его творчестве в развитии (во многом благодаря обширному и разнообразному визуальному ряду), но и о Чернявском - человеке, коллеге, руководителе, позволяет ощутить живые черты его личности. Предлагаем вниманию читателей выдержки из вступительной статьи к этому изданию, написанной одним из его составителей.

Мы познакомились в 1974 г. Не помню, кто свел нас. Помню, что поехали вместе посмотреть только что построенный по его проекту в 60 км от Москвы пансионат «Вороново».
Впечатления от увиденного в Вороново превзошли все ожидания. На берегу большого водоема стояло протяженное белое здание, напоминающее поезд, ведомый мощным локомотивом. Оно ворвалось в этот спокойный ландшафт, отражая свои пластичные формы в зеркале воды. «Поезд» остановился, но ощущение движения не исчезло. И затем, много раз посещая объект, я замечал, что это ощущение не пропадает. Многие из тех, кому я показывал его позже, говорили о том же.
Подвижность и динамика форм лежат в основе архитектуры здания. Она сродни музыке - мощной и одновременно филигранно инструментованной. Такая подвижность есть следствие разнонаправленности и контраста всех составляющих элементов композиции.
Эти качества ощущаются повсюду: в противопоставлении крупных объемов спального и общественного корпусов; во взаимодействии более мелких членений формы, их горизонтальных и вертикальных составляющих; в контрасте глухих и пропускающих свет поверхностей; в световой градации интерьеров и т.п.
Динамика развивающихся в различных направлениях форм во многом обусловлена разнообразием реакций внутренних пространств на естественное окружение, раскрытием их наружу, визуальным диалогом внутреннего и внешнего. …
Прямой солнечный свет (его смена в течение дня) усиливает драматургию форм, их пластическую напряженность.
Свет не только моделирует наружную форму, но и, проникая внутрь, определяет различные состояния интерьерной среды, часто тоже достаточно динамичной. Пример тому - многоярусный атриум общественного корпуса.
Можно «обвинить» архитектуру пансионата в чрезмерной экспрессии, излишней эмоциональности. Но такова была натура ее главного творца - архитектора Ильи Чернявского.
Архитектура пансионата поражала своей раскованностью. Чернявскому было тогда уже 57. Он кое-что построил в Москве. Но раскрыться по-настоящему смог только здесь, в «Вороново». Оковы пали.
В «Вороново» были заложены базисные принципы профессионального видения Чернявского, основанного на структурном построении архитектурной формы, ее пространственной подвижности.
Этот арсенал средств будет расширяться в дальнейшем и интерпретироваться в зависимости от типологии объектов, их размеров и расположения. Будут усложняться пространственная структура комплексов, геометрическая составляющая объемных элементов композиции и их соединения. Появятся новые, связанные с общей эволюцией современной архитектуры и с ее обращением к историческим прототипам мотивы и детали. Но, внедряя эти новые элементы, он останется верен своим основополагающим принципам построения архитектурной формы.
Дуэт общественного и спального корпусов, так блистательно разработанный в «Вороново», будет видоизменен в «Отрадном» с учетом реальной ландшафтной ситуации. Здесь общественный корпус, расположенный на самых высоких отметках склона, занимает центральное место в композиции. Направление динамических сил иное - общественный корпус как бы подталкивает цепочку жилых номеров к воде, упираясь в склон естественного холма. Между ними высокий атриум, открытый в сторону своеобразного каньона, образованного этими корпусами.
В «Планерном» их связь обусловлена наличием типового проекта, который видоизменяется и частично приспосабливается Чернявским к этому месту. …
С конца 1960-х Чернявский начинает проектировать большие рекреационные комплексы для Юга, создание которых, как показал международный и отечественный опыт, оказалось очень трудной задачей.
Проектировщики столкнутся здесь с целой серией проблем и противоречий. Освоение обширных территорий, возведение необходимых инфраструктур, высокие плотности и т.п. приводят к откровенно урбанистической среде, которая мало у кого ассоциируется с такими понятиями, как тишина, уединение, покой. А необходимость строительства крупноразмерных, включая и высотные, зданий деформирует окружающий ландшафт - основу индустрии отдыха.
В грандиозном проекте развития курортного городка «Адлер» вынужденно присутствуют вертикали жилых корпусов. Но архитектор пытается облегчить их, расчленяя горизонтальными воздушными прорывами сплошную массу здания.
В следующих проектах он создает «кластеры», пучки разновысоких башен, напоминающих силуэтом окружающие холмы. Или превращает архитектурные объемы в ступенчатые, террасные формы с еще более пологими очертаниями. Он реализует этот прием при строительстве небольшого спального корпуса в «Красной Пахре». …
Из большого объема проектных работ для Юга построено было очень мало. Эти отдельные фрагменты не дают повода для продуктивной критики. Жесткие требования стандартизации и, как следствие, унылая повторяемость метрических ритмов лишили эти постройки живого дыхания архитектуры «Воронова», «Отрадного», «Красной Пахры». Устремления архитектора ясны, но результат, судя хотя бы по Геленджику, вряд ли удовлетворял и самого автора.
Но работа продолжалась. Дом творчества журналистов в Елино - безусловная удача проектировщиков. Свободная блокировка корпусов вокруг искусственного водоема и близкий окружению масштаб привели бы к очевидному успеху, будь проект реализован.
Появление в следующих проектах новой арочной темы было, возможно, результатом воздействия постмодернистской эстетики, причем чисто внешне, так как структурная основа построения архитектурной формы оставалась почти неизменной. …
Самыми радикальными для мировоззрения Чернявского станут два проекта конца 1980-х - горнолыжная база на Эльбрусе и молодежный центр «Верховина» в Закарпатье.
Оба проекта предлагают необычный для предшествующего творчества ход - объединение функциональных блоков в единый замкнутый объем, цельная форма которого становится носителем его архитектурного образа. Сильнее всего эта идея выражена в проекте горнолыжной базы на Эльбрусе, где здание напоминает то ли какой-то странный кристалл, вонзившийся в заснеженный склон горы, то ли некий космический объект, неожиданно приземлившийся в этом месте. Скатные кровли, резкие пересечения и выступы треугольных форм создают впечатление мощи и агрессивности.
«Верховина» - один из самых таинственных проектов Чернявского, похожий (особенно на уровне планов кровли) на какое-то фантастическое летящее существо. Несмотря на большие размеры, здание очень точно положено на рельеф и вписано в живописный ландшафт Закарпатья.
Тема, которую сам архитектор назовет позже словом «деревня», - еще одна попытка создать живую архитектурную среду, основанную на традициях спонтанно развивающихся исторических поселений. Свидетельство тому - такие работы Чернявского, как проект пионерского лагеря под Минусинском, гостиничный комплекс в Ялте и, конечно же, пансионат «Деревня» в Сочи.
В первом из них осевые смещения однотипных объемов в пространстве и разнообразие их завершений служат основой запрограммированной спонтанности и хаотичности среды. Во втором - отведенный под застройку участок города умышленно насыщается усложненной геометрией пространств и объемов с откровенно постмодернистской пластикой фасадов.
«Деревня» в Сочи, вероятно, самый точный ответ архитектора на вопрос «Что такое среда для отдыха?». Здесь есть все - многообразие форм и их подвижность, возможность уединения и покоя, открытая природа и свободно текущие пространства, целый лабиринт образов, полифония среды. Графическое представление проекта безукоризненно.
Проект культурного центра для Сочи демонстрирует не только зрелость градостроительного мышления автора, но и активное освоение им нового словаря средств современной архитектуры. Очень качественный проект.
Заключительным аккордом этой большой симфонии, называемой «Архитектура Чернявского», стал проект Ледового дворца спорта в Сочи (1992). Достоинством и спокойствием отличается эта работа, синтезирующая многолетние поиски мастера.
Начало 1990-х принесло мало утешений - мастерская уменьшалась, заказы мельчали, возраст брал свое. Новые темы и новые заказчики не очень вдохновляли его, да и сил уже было немного.
Мы редко встречались в эти годы. В августе 1994 г., когда он умер, меня не было в Москве, и я не смог проститься с ним...
Илья Зиновьевич Чернявский безмерно любил архитектуру. Он был одержим ею. Это особый вид творческого возбуждения, не имеющего ни начала, ни конца, - где бы человек ни был и как бы он себя ни чувствовал.
Чернявский обладал редким упорством и настойчивостью, хотя иногда жаловался, что устает, что все надоело. В работе был собран и тверд, никогда не отступал от своих идей. Его терзали заказчики и администраторы, но он стоял на своем. Трудностей хватало, но он как бы не замечал их.
Его метод был традиционно простым для художника - метод озарения, при котором замысел воплощается в маленьких набросках, концентрирующих главную художественную идею автора. Затем эта идея разрабатывается и превращается в проектные чертежи и макеты.
Он верил в предназначение архитектуры и владел искусством ее создания. Он хотел, чтобы архитектура звучала мощно. Его активная позиция рассматривала окружение - городское или природное - и как источник вдохновения, и как среду, к которой он способен добавить что-то новое.
Архитектура Чернявского сложна, многогранна, динамична. По-моему, живи он в эпоху Микеланджело и Борромини, то выбрал бы их своими лучшими друзьями.
Илья Зиновьевич был многогранной личностью, как и его архитектура. Собранность и твердость в делах совмещались в нем с какой-то детской трогательностью.
Он был одиноким человеком, и я часто ощущал это. Но любовь к архитектуре спасала его от многих печалей, и он никогда не изменял ей.

Илья Зиновьевич Чернявский родился 27 марта 1917 г. в Одессе. 
С 1933 по 1936 г. работал художником на одесском центральном почтамте, в этот же период окончил рабфак Индустриального института.
С 1936 по 1941 г. учился в Одесском институте инженеров гражданского и коммунального строительства (диплом с отличием по специальности «Архитектура»).
В1938 г. получил первую премию и тираж в конкурсе на плакат-рекламу фирмы «Нестле». 
С июля по декабрь 1941 г. работал десятником на строительстве военного завода в г. Нижний Ломов под Пензой.
С 1942 по 1944 г. служил прорабом по маскировке и строительству оборонительных сооружений в 21-м управлении военно-полевого строительства Главного управления Красной Армии; был аттестован в звании старшего техника-лейтенанта. Участник Великой Отечественной войны.
В 1944 г. выполнил проект планировки кабинета маршала М.П. Воробьева в доме Министерства обороны на Фрунзенской наб. в Москве, после чего был переведен на службу в Архитектурную мастерскую КЭ7 ГИУ КА под руководством академика архитектуры Л.В. Руднева на должность архитектора.
В 1945 г. демобилизован из рядов Советской Армии. 
В мастерской КЭ7 ГИУ КА И.З. Чернявский выполнил ряд проектов интерьеров, а также эскизы и скульптурную проработку деталей на фасадах центрального корпуса дома Министерства обороны на Фрунзенской наб. и жилого дома на Садово-Кудринской ул., 34 в Москве.
В 1952 г. мастерская влилась в состав Центрального военпроекта Министерства обороны, где в качестве автора, главного архитектора проектов и начальника архитектурного сектора И.З. Чернявский с коллективом сотрудников разработал проекты крупных общественных зданий, жилых комплексов и отдельных сооружений в Москве, в том числе: генеральского жилого дома на ул. Володарского, ансамбля зданий для курсантов военных академий на ул. Садово-Спасской, жилого дома Управления противовоздушной обороны по ул. Кирова, комплекса Военной академии химзащиты на ул. Бауманской, маршальского жилого дома на ул. Сивцев Вражек, водноспортивной базы ЦВСК в бухте «Тихая» и ряда других. В этот же период участвовал в заказных конкурсах на проекты серии крупнопанельных домов и сооружений из объемных элементов (включая проекты заводов-изготовителей). Проекты И.З. Чернявского были отмечены премиями и опубликованы в профессиональной печати. 
В августе 1966 г. перешел на работу в Центральный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования курортно-туристских комплексов в Москве в должности руководителя мастерской, где и работал все последующие годы.
Наиболее крупные проекты и сооружения: пансионат «Вороново», дом отдыха «Отрадное», дом отдыха издательства «Правда» на Планерной, дом отдыха Минмонтажспецстроя в пос. Красная Пахра, 3 спальных корпуса (сооруженных методом подъема этажей) в Геленджике, санаторный комплекс на 500 мест в едином корпусе (с подъемом перекрытий) в Арзни и ряд объектов рекреационного и ландшафтного профиля в различных регионах по разработанным мастерской индивидуальным и типовым проектам.
Из нереализованных проектов наиболее значительные: санаторный комплекс на 4000 мест в Лазаревском, киноконцертный зал «Летающая тарелка» на 3000 мест в Адлере, пионерский лагерь Норильского горнорудного комбината на 960 мест в Минусинске, санаторий Академии наук СССР на 500 мест в Хвалынске (Саратовское водохранилище), Ледовый дворец спорта «Сочи-2002» на 15000 мест.
Проекты и постройки мастерской в течение многих лет освещались в отечественных и зарубежных архитектурно-строительных изданиях. Проекты И.З. Чернявского и его сотрудников многократно отмечались дипломами и премиями Союза архитекторов и Госгражданстроя.
В 1989 г. И.З. Чернявскому присвоено почетное звание «Заслуженный архитектор Российской Федерации».
В 1992 г. он избран членом-корреспондентом Международной академии архитектуры в г. Москве. 


















© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.