журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Вопросы формирования центров городов Подмосковья на примере городов Реутов, Железнодорожный, Балашиха

Наталья Благовидова, кандидат архитектуры, профессор МАрхИ

полная версия

В конце XX века Москва вышла за границы кольцевой автодороги. Появились новые районы городской жилой застройки на месте пригородных усадеб, рабочих и дачных поселков, сел и деревень. Процесс «втягивания» небольших поселений был характерен для Москвы на протяжении всей истории ее развития. Сначала единицы, потом десятки и к 1960 году уже около сотни населенных мест вошли в границы Москвы. Сегодня к МКАД примыкает десяток городов, получивших этот статус в XX веке. Эти новообразованные города, заключенные в причудливые границы, объединили дворянские усадьбы XVIII века, с огромными парками, водоемами и даже церквями, железнодорожные станции и поселки при небольших фабриках конца XIX - начала XX века, новые крупные промышленные предприятия, учебные заведения и научно-исследовательские институты. В их жилой застройке преобладают одно-двухэтажные домики 1930-х годов, которые соседствуют с высотными домами XXI века. Типовые кирпичные и панельные дома 1960-1980-х годов образуют микрорайоны с детскими садами и школами, а ближе к зеленым массивам, в дачных поселках, гордо поблескивают крышами и башенками новенькие коттеджи и даже «замки».
В этих городах часто можно видеть атрибуты ушедшего столетия - памятники Ленину далеко не художественного исполнения (наверное, тоже «типовые») перед зданиями администрации. Но нет в них присущих старым русским городам традиционных главных площадей с соборами и приходских церквей с колокольнями, нет в них, как у собранного из случайных кусочков лоскутного одеяла, ни своеобразия, ни своего «лица». 
Образ исторического русского города не был результатом ряда случайностей или стихийного развития, поэтому и отличался такими чертами, как живописность, композиционная ясность и выразительность архитектурных ансамблей, и, конечно же, гармонией с окружающей природой. И даже когда город возникал на месте нескольких селений, его центральной частью и одновременно общественно-политическим центром становился кремль (детинец), где и возводились городской собор и дома для высшей знати. От центра расходились радиальные улицы, а от них - более мелкие улицы и переулки в глубь жилых кварталов.
Безусловно, подобный образ русского города не мог полностью сохраниться до наших дней. Процесс капиталистического развития городов, начавшийся в конце XIX века и продолжающийся поныне, отразился на их облике. Важным градообразующим фактором стал рост промышленности и транспорта, а с ним и рост населения, которое необходимо было обеспечить жильем. Все вытекающие отсюда последствия - неупорядоченная застройка, переуплотнение, рост этажности, строительство торговых комплексов и прочее - характерны для современных городов. Антирелигиозная политика властей драматично усилила этот процесс. Многие российские города утратили свой исторический облик безвозвратно. Множество новых городов, появившихся в XX столетии, вообще его не обрели. К последним можно отнести Реутов (статус города с 1940 г.), Железнодорожный (статус города с 1952 г.) и Балашиху (статус города с 1939 г.), примыкающие к Московской кольцевой автодороге с восточной стороны (рис. 1).
Выигрышной архитектурно-планировочной особенностью этих городов, «составленных» из усадеб, поселков, районов новой застройки, промзон и т.д., является их особая природная живописность благодаря обилию зелени, больших и малых прудов, рек, озер, водохранилищ, парков. Однако вследствие стихийного развития они, безусловно, нуждаются в приведении к единой градостроительной системе, имеющей органичную композицию. Подходы могут быть разными, и к каждому городу справедливо подходить индивидуально. Поскольку ландшафт выступает здесь как весьма ценная градообразующая составляющая, его необходимо сохранить, дополнив выразительными архитектурными ансамблями, богатый силуэт которых облагородит существующую монотонную застройку и поможет собрать в единое целое разрозненные поселки.
Такими ансамблями могут стать православные соборы, церкви, колокольни, неповторимость и многообразие форм которых в сочетании с природным окружением во все века украшали русские города. Нужно отметить, что в последние десятилетия в названных городах сформировалась тенденция строительства новых храмов, обогащающих городскую среду наравне со старыми восстановленными храмами (рис. 2). 
Попытаемся определить потенциальные места размещения будущих церквей как силуэтных доминант в планировке каждого из названных городов.
Город Реутов непосредственно примыкает к московским городским территориям. Его компактная планировка к северу от железнодорожной станции напоминает веерную планировку русского города, где от кремля расходятся радиальные улицы. В данном случае узел схода пяти улиц - Ашхабадской, Новой, Победы, проспекта Мира и Парковой - обозначен небольшой, пропадающей в гуще деревьев часовенкой у мемориала погибшим воинам (рис. 3).
В этих условиях целесообразно использовать место пересечения радиальных улиц для постановки композиционной доминанты, способной объединить и выразительно выявить своим силуэтом истинное ядро города. Существующую часовню можно обстроить стенами новой церкви и разобрать лишь после завершения строительства, при этом мемориальный комплекс обретет достойное усиление значимости для города. Новый архитектурно-планировочный и духовный центр придаст похожему сейчас на безликий жилой район Реутову достойный образ русского города.
К югу от железной дороги застройка Реутова смыкается с московским районом Новокосино, в который от станции ведет прямая магистраль, продолжающая улицу Ленина. Вокзальная площадь и транспортный узел с примыкающими к нему рынком и торговыми зданиями являются центром активной торговой и деловой жизни города. К западу отсюда идет строительство жилых домов повышенной этажности, что отличает этот район от большей частью малоэтажного Реутова. 
Построенная рядом с вокзалом Казанская церковь (рис. 4) служит ориентиром сложившегося центра с южной стороны, но из-за рельефа практически не видна с севера. 
При храме организована воскресная школа для детей и юношества, действуют библиотека православной литературы и редакция газеты «Реутовский благовест»; в цокольном этаже устроен крестильный храм.
В отличие от Реутова, не вобравшего в себя многих поселений, а развивавшегося из деревни XVI века, город Железнодорожный (первоначально станция «Обираловка») объединил целое «ожерелье» порядка 16-17 км по окружности, состоящее из поселков вокруг лесного массива к югу от железной дороги, а также дачных участков на территории Кучина и частично Салтыковки. Первоначальная одноэтажная жилая застройка в современном Железнодорожном активно заменяется микрорайонами многоэтажных домов. Ветхая малоэтажная застройка еще соседствует с многоэтажной, но это временно. Востребованная ныне строительная индустрия занимает в экономике города ведущее место. Бывшие деревни и фабричные поселки изменились радикально, численность населения города менее чем за 50 лет увеличилась в 10 раз и превысила 100 тысяч человек.
Компоновка городских районов вокруг лесопитомника Ольгино создает большую разорванность между ними, что лишает город возможности иметь единый центр. Администрация (с памятником Ленину) и торговля сосредоточены при станции «Железнодорожная». 
На восточной и южной окраинах города сохранились две старинные церкви - Троицкая церковь в микрорайоне Павлино на берегу реки Пехорки и Храм Преображения Господня на площади перед кладбищем вблизи Саввинского пруда. 
Троицкий храм (рис. 5) в годы воинствующего атеизма оставался действующим, но в его истории было немало трагических страниц: изъятие церковных ценностей в 1920-е годы, гонения на духовенство… Ныне храм служит местом молитвы для многочисленных жителей вплотную подступившего к старинной усадьбе города Железнодорожного, хотя формально и считается сельским (с. Павлино).
История храма Преображения Господня (рис. 6) уходит в глубокую старину. Начиная с 1623 года в селе Саввино трижды возводилась деревянная церковь, а в середине XIX века на этом же месте была построена каменная церковь. Она была заложена в 1870 году по проекту архитектора А. Ветлицкого на добровольные пожертвования прихожан. Свой окончательный вид храм обрел только в начале XX века: по проекту архитектора Н. Потапова в 1905 году здание было перестроено с увеличением габаритов - были возведены два придела. Небольшая трапезная соединяет храм с трехъярусной колокольней. Преображенская церковь разделила печальную судьбу Троицкого храма: она не закрывалась, но была разорена. В настоящее время церковь восстановлена.
Храм Живоначальной Троицы современной постройки (рис. 7) отмечает северо-восточную границу города, заканчивающуюся Пестовским парком культуры и отдыха. Храм возведен на пожертвования военнослужащих при сборном пункте военкомата Московской области в 2002 году. Таким образом возрождается традиция создания домовых храмов.
В настоящее время при храме открыта воскресная школа, издается газета «Воин Христов», создан интернет-сайт, совершаются паломнические поездки, организована помощь детскому приюту, Дому ребенка и малоимущим.
Среди прихожан есть те, чьи близкие погибли в «горячих точках», община храма собирает и хранит сведения о них. Среди святынь Троицкой церкви - частица мощей святого праведного воина Феодора (Ушакова), знаменитого российского флотоводца.
На западе, в поселке Кучино, рядом с одноименной железнодорожной станцией, строится церковь Новомучеников и Исповедников Российских (рис. 8). Новый храм начали строить совсем недавно, но место это отмечено уже в переписных книгах 1623-1624 годов в связи с упоминанием о находившейся в соседнем селе Соколове деревянной церкви Николы Чудотворца. Небольшой живописный пруд акцентирует церковь и отделяет ее от шумного перекрестка. Расположенный за церковью квартал семнадцатиэтажных жилых домов получил новый центр общения.
Прекрасно завершила бы «ожерелье» поселков с храмами церковь на территории Жилгородка (микрорайон Ольгино), где ведется интенсивное строительство домов повышенной этажности. Учитывая, что протяженность города вдоль железной дороги составляет более 6 км и основная застройка жилыми домами ведется именно в этом районе, церковь в Жилгородке не только удовлетворила бы духовные потребности населения, но и завершила бы композиционное кольцо храмов, объединив разрозненные поселки в единую планировочную систему.
Относящийся к Железнодорожному Гидрогородок, в который из Кучина ведет проспект Жуковского, знаменит усадьбой миллионера-старообрядца Д.П. Рябушинского, на территории которой находится полуразрушенная часовня начала XX века. Ее восстановление вместе с усадьбой могло бы дать городу дополнительный ориентир, напоминающий об основателе и меценате Аэродинамического института, второго в мире и первого в Европе.
К северу от Реутова отходит ветка железной дороги, ведущая к городу Балашиха, который развивался вдоль реки Пехорки между двумя московскими радиальными автомагистралями (Щелковским шоссе на севере и шоссе Энтузиастов на юге).
С востока и запада современная Балашиха «зажата» двумя зелеными массивами с озерами, а на северо-западе граничит с национальным парком «Лосиный остров». Очень живописная территория города, вытянутая с севера на юг на 6-7 км, имеет сложную криволинейную форму плана и состоит из мелких образований бывших деревень, дворянских усадеб, сел и поселков, примыкающих одно к другому.
Сегодня к Балашихинскому району присоединены новые территории поселков Купавна, Ново-Милет, Полтево, Новая деревня, Щитниково с Совхозом 1-го Мая и других. Разбросанные территории застройки не имеют композиционного центра. При этом ландшафт и сохранившиеся сельские и усадебные церкви создают местные композиционные и духовно-общественные центры. В Балашихе, в отличие от Реутова и Железнодорожного, сохранились шесть старинных храмов, играющих важную роль в жизни города и его жителей. Все старые храмы не утратили своего архитектурно-градостроительного значения, несмотря на изменившееся окружение. Однако они расположены на большом расстоянии один от другого, и их явно недостаточно для города с населением более 150 тысяч человек. Районы новостроек с многоэтажной застройкой приобретают индивидуальный образ благодаря строительству новых храмов, хотя не все они равноценны по архитектурным качествам и не всегда выделяемое под их строительство место является удачным с точки зрения визуальных связей.
Совсем недалеко от Саввина, в старинном селе Милет, находится храм Святителя Николая (рис. 9). В старину эти земли были собственностью царского рода Романовых. Усадьба Милет («Милое лето») принадлежала царевне Софье. Новая приходская церковь Святителя Николая была построена в 1904 году. После возвращения храма РПЦ в 1993 году были проведены значительные реставрационные работы, церковь очищена от случайных пристроек, восстановлены декоративные детали. Здание храма, как и в прошлом, стало доминантой в ландшафте.
В нескольких километрах от Нового Милета находится еще один храм, посвященный Святителю Николаю, - в селе Полтево. Первые сведения о Никольском-Полтеве относятся к XVII веку, тогда оно называлось Сущево. В 1660 году здесь была построена первая деревянная церковь в честь Святителя Николая, и с того времени деревня стала именоваться селом Никольским, а по фамилии владельца - Полтевом. В 1706 году в Никольском-Полтеве новым владельцем графом Ф.М. Апраксиным рядом с существующей деревянной была построена белокаменная церковь во имя Святителя Николая (рис. 10).
Еще четыре старинных храма находятся в Пехре-Покровском (Лукино), Никольско-Архангельском, Никольско-Трубецком и Купавне. 
В 2001-2006 годах в административном центре города, близ места храма, снесенного в 1960-е годы, был построен новый храм Святого Благоверного князя Александра Невского (рис. 11). Храм окружен плотной городской застройкой, но на него ориентирована зеленая пешеходная аллея.
В Балашихе также развивается традиция создания домовых храмов: построены церковь Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» при ВНИИ пожарной обороны (2006 г.), церковь Николая Чудотворца при ВТУ Спецстроя России (2005-2006 гг.) (рис. 12) и другие. Заложен камень в основание будущего храма Иконы Божией Матери «Всецарица» при областном онкологическом диспансере.
Строятся новые храмы и на городских кладбищах, такие, как церковь Воскресения Словущего в Новой Деревне (рис. 13). Разрастание кладбищ вызывает потребность в строительстве дополнительных церквей, например при входах на Николо-Архангельское кладбище. 
Ландшафтно-планировочным центром города Балашиха, на который «нанизаны» жилые районы, стало водохранилище реки Пехорки. Поэтому наиболее удачным для размещения нового храма представляется место у пешеходного моста через водохранилище. Такой храм композиционно объединит новую застройку и сложившийся природно-парковый ландшафт.
Следует отметить, что, несмотря на существующие административные границы городов Балашиха, Реутов и Железнодорожный, все упомянутые храмы относятся к единому Балашихинскому Благочинию, центром которого является храм Спаса-Преображения в Пехре-Яковлевском.
Храм Спаса-Преображения с двумя колокольнями, построенный в конце XVIII века (рис. 14), является одной из наиболее оригинальных церковных построек Подмосковья. Исторически он служил своего рода духовным центром, поскольку вся территория нынешней Балашихи относилась к его приходу. В 1990 году храм возвращен РПЦ; в 1991-1996 годах здесь были проведены реставрационные работы (рис. 15, 16), тогда же была организована воскресная школа для детей и взрослых, начала выходить приходская газета, были налажены контакты с воинскими частями. 
Вблизи храма Спаса-Преображения, со стороны реки, намечено строительство единого для трех городов духовно-просветительского центра. Храм стоит на высоком берегу реки Пехорки и виден издалека. Новый центр должен расположиться на более низких отметках; он станет дополнением ансамбля, не нарушая главенствующего положения храма. 
* * *
Строительство новых храмов - свидетельство возрождения духовной жизни народа. Церковь издавна была и должна снова стать душой, сердцем и центром русских городов, не только крупных, но и небольших, как те, о которых мы здесь говорим, и совсем маленьких. Огромную роль новые церковные сооружения призваны сыграть и в формировании архитектурно-ландшафтного облика городов Подмосковья, в особенности их центров. Стихийно возникшим кварталам необходимо придать целостный образ, отвечающий как эстетическим, так и практическим требованиям, и здесь большая роль должна быть отведена природе и храмам, их гармоничному сочетанию с городской средой. В связи с этим необходимо решать и проблему архитектурного облика новых церквей, стремиться к созданию храмов, не уступающих по своим художественным качествам лучшим образцам русской архитектуры прошлого.
Рассмотрев три примера развития относительно молодых подмосковных городов, можно заключить, что тенденция строительства новых храмов, как и восстановления старых, развивается в последние годы особенно активно.














© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.