журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис»: основные аспекты архитектурного проектирования


Антон Воскресенский, ОАО Институт Гипростроймост», ведущий архитектор
полная версия

Там, в горах, где села одиноки,
Где у старцев розовеют щеки,
А во взорах девушек покой, - 
Там вершины светятся весельем,
А меж них по ласковым ущельям
Все поет и дышит Красотой…
Р.Л. Стивенсон

Уже давно ни для кого не секрет, что в Сочи (вместе с поселком Красная Поляна) будет проходить Зимняя Олимпиада 2014 года. Сочи станет первым городом с субтропическим климатом, где состоятся Зимние Олимпийские игры. 
Ввиду предстоящих событий в Сочи и окрестностях Красной Поляны развернута колоссальная стройка.
Соединяющая Адлер с Красной Поляной федеральная автомобильная дорога А148, построенная по проекту выдающегося инженера В.К. Константинова еще в 1898 году, несмотря на многочисленные реконструкции, не способна должным образом обеспечить транспортом комплекс олимпийских объектов. Исходя из сложившейся ситуации, остро встал вопрос о строительстве новой, совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис». Учитывая особую градостроительную, социальную, архитектурную значимость и сложность объекта строительства, ОАО «Институт Гипростроймост» по заданию ОАО «РЖД» приступил к разработке концепции архитектурного оформления для создания стилевого единства транспортного комплекса.
Пятьсот метров над уровнем моря, долина среднего течения самой большой горной реки Сочинского Причерноморья - Мзымты. Холод северных ветров принимает на себя Главный Кавказский хребет. На востоке встает огненная Аибга. На западе дождливо: как-никак самое влажное место на территории нашей страны - хребет Ачишхо. С юга, минуя хребет Алек и через ущелье Ахцу, поступают теплые морские воздушные массы. Склоны гор - колхидский лес, кавказские джунгли. В отличие от побережья здесь произрастают растения-аборигены, среди которых немалую долю составляют реликтовые виды и эндемики. Преобладающее древесное растение - бук, но также встречаются дуб, граб, каштан, самшит, являющийся реликтовой породой. На высоте 1800 метров над уровнем моря основной породой становятся пихты. Выше - только альпийские луга. 
Такого сочетания мягкого климата, разнообразной растительности, чистого горного воздуха, минеральных источников и теплого моря на нашей планете больше нет нигде. В начале ХХ века Красная Поляна имела статус горноклиматической станции. Это определение наиболее точно отвечает действительной уникальности курорта: по мере подъема можно испытать на себе смену четырех климатических зон: влажной субтропической средиземноморского типа, умеренно-холодной западноевропейского типа (от 800 до 1800-2000 м), холодной лугового пояса (от 1800 до 2500 м) и нивальной (до 3000 м). Таким образом, при проектировании необходимо было учитывать особые условия строительства: на протяжении 50 километров трасса пересекает ряд температурно-влажностных зон (от Черноморского побережья до горных районов Кавказа); она проложена в ущелье реки Мзымты с переменным по силе ветровым воздействием.
Художественный облик совмещенной дороги Адлер - «Альпика-Сервис» разрабатывался с учетом исторического наследия территории, по которой проходит трасса, а также соображений функциональности и безопасности. С учетом того факта, что мосты железной дороги визуально воспринимаются со стороны существующей автомобильной дороги Адлер - Красная Поляна примерно на 70%, а со стороны проектируемой автомобильной дороги - на 100%, предусмотрен ряд мероприятий по архитектурному оформлению мостов. В рамках проекта были разработаны художественный облик ферм, балок, опор и перил и отвечающее ему колористическое решение. 
Значительную роль в формировании внешнего вида мостовых сооружений играют опоры. Для железной дороги Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» специалисты ОАО «Институт Гипростроймост» разработали линейку унифицированных опор под разные типы нагрузок. При проектировании опор железнодорожных мостов учитывались не только ряд внешних агрессивных факторов (высокая сейсмическая активность территории, омываемость горной рекой с быстрым течением, значительные температурные перепады и т.д.), но и эстетическая сторона, отвечающая поставленным задачам. В рисунке перил железнодорожных мостов был ассоциативно использован орнаментальный мотив «меандр», который пришел к нам из Древней Греции - с родины Олимпийских игр. Кроме того, выбранный орнамент отвечает архитектонике проектируемого комплекса железнодорожных мостов. 
Мосты автомобильной дороги были подразделены на три категории: малые (длиной до 100 м), средние (от 100 до 500 м) и большие (более 500 м). Для каждой категории было предложено свое архитектурное решение перильных ограждений. Жемчужиной проектируемой автодорожной трассы стал вантовый мост (ПК 235+88). 
Также проектом предусмотрена организация вдоль новой автомобильной дороги Адлер - «Альпика-Сервис» площадок различного назначения. Разработаны два типа и три проектных решения таких площадок. Согласно ландшафтно-визуальному анализу их предполагается разместить с определенным шагом на пригодных для этого территориях.
В пользу заложенных в проекте решений говорит тот факт, что Сочи - знаменитый курорт, предлагающий различные виды отдыха, создающий ощущение праздника и оставляющий незабываемые воспоминания.
* * *
Колористическое решение базируется на натурном обследовании - ландшафтно-визуальном анализе и фотофиксации, - которое позволило выделить основные цвета окружающего ландшафта, являющегося фоном для восприятия мостов дороги Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис». Зеленый - цвет горных склонов, покрытых лесом, и буйной растительности на побережье. Зелено-голубой - цвет моря и горных рек. Голубой - цвет ясного неба. Эти цвета служат логическим фоновым дополнением к использованным в проекте контрастным цветам. 
Имея представление о психоэмоциональном воздействии цвета, можно сделать следующий вывод: названные фоновые цвета взаимодействуют друг с другом, создавая мягкую, спокойную, слегка расслабленную атмосферу безмятежности. Но Сочи - это еще и спортивный азарт, праздник, яркие эмоции и впечатления, экстрим и адреналин. И чтобы подчеркнуть активность и эмоциональность, отличающие Сочи, и важность большого спортивного события - Зимней Олимпиады 2014 года, столицей которой город был выбран, предлагается применить в колористическом оформлении мостов проектируемой железной дороги активные, чистые, контрастные цвета. Тот факт, что мосты в масштабе окружения - объекты некрупные, создающие акцент, инженерные конструкции - достаточно легкие в визуальном восприятии, также позволил сделать выбор в пользу ярких цветов, не опасаясь, что мосты будут доминировать над уникальной окружающей природой. Скорее наоборот - они станут дополнением, ярким бликом на фоне сочинского ландшафта. 
В результате для колористического оформления были выбраны два цвета первой триады: желтый и красный. Начальная и конечная привязка этих цветов базируется на ассоциативном восприятии: начальный пункт железной дороги, расположенный в Адлере, на побережье, - желтый. Это цвет солнца и пляжей. Конечный пункт дороги - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» - красный. Это сигнальный цвет в горнолыжном спорте, наиболее сильно контрастирующий с белоснежным, а также указывающий на близость Красной Поляны. Для достижения максимального декоративного эффекта были введены три промежуточных цвета, полученных путем смешения основных. Таким образом, в колористическом решении мостов железной дороги Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» были использованы пять цветов, создающих плавный переход от начала движения к конечной станции: желтый (по колеру системы NCS - SO580-Y), желто-красный (SO580-Y20R), оранжевый (SO580-Y40R), красно-оранжевый (S0580-Y60R) и красный (SO580-Y90R). 
Для формирования единого ансамбля железнодорожных и автомобильных мостов на всем протяжении дороги предложено также использовать данные оттенки, но более приглушенные, так как слишком активный оттенок может стать отвлекающим фактором для водителей автотранспорта. Цветовым акцентом мостов являются молдинги и конструкции пролетных строений, перила же мостов, различающиеся по форме, вдоль всей автомобильной трассы объединены единым цветовым решением, для которого выбран цвет оцинкованного металла. 
В итоге на всем протяжении совмещенной дороги выдержано единое решение, благодаря чему создается ощущение целостности трассы как единого объекта.
Проектируемая дорога проходит в том числе по долине реки Мзымты, входящей в состав Сочинского национального парка, который является особо охраняемой природной территорией. С учетом этого подбирался рекомендуемый посадочный ассортимент. При разработке схемы озеленения было предложено концептуальное, образное зонирование проектируемой территории с учетом высотных поясов и климата и разработаны пиктограммы (символы), соответствующие разным концептуальным зонам. Также в схеме озеленения учтены ландшафтные приемы, используемые в оформлении конусов устоев мостов.
Архитектурное освещение как одно из средств усиления художественной выразительности и привлекательности становится популярным во многих городах России. Задача архитектурно-художественной подсветки заключается в том, чтобы подчеркнуть светом особенности сооружений с учетом их расположения на местности, а также создать комфортную световую среду окружающего пространства.
Мосты и эстакады являются сложными инженерно-техническими сооружениями, поэтому при создании осветительных установок (ОУ) архитектурного освещения возникает масса сложностей, напрямую связанных с особенностями конструкций сооружений, их расположением в окружающей среде. В частности, необходимо выполнять следующие требования:
• применять исключительно эффективные источники света с продолжительным сроком службы;
• для обеспечения восприятия с большого расстояния всех объектов, включая элементы малых угловых размеров, увеличивать в 2-3 раза нормируемые значения яркостей (СНиП 23-05-95, МГСН2.06-99); 
• максимально ограничить прямую и отраженную блескость осветительных приборов (ОП);
• учитывать существующее утилитарное уличное освещение;
• обеспечить высокий уровень электробезопасности ОУ в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ-98);
• обеспечить доступ к ОП при монтаже и обслуживании;
• обеспечить защиту ОП от вандализма;
• устанавливать ОП с учетом жестких требований к сохранности несущих конструкций сооружений.
При освещении мостов и эстакад, имеющих схожие строительные конструкции, имеют место и повторы используемых приемов освещения. Фасады транспортных систем либо локально подсвечиваются световым карнизом люминесцентных светильников, либо локально освещаются маломощными прожекторами. Осветительные приборы устанавливаются таким образом, чтобы световые выходные отверстия и сами изделия были максимально экранированы от глаз наблюдателя и на освещаемой поверхности создавались либо равномерное освещение, либо дискретные пятна с определенным ритмом. Опоры мостов и эстакад, имеющие тавровую или двутавровую форму либо форму кругового или эллиптического цилиндров, освещаются локальным светом прожекторов широкого асимметричного светораспределения. Боковые поверхности опор, нижние плоскости мостов и проезды под ними также освещаются прожекторами асимметричного светораспределения. 
Надо отметить, что кажущееся единообразие выбираемых приемов освещения, являющееся следствием единого решения строительных конструкций мостов и эстакад, в процессе проектирования ОУ нарушается многими факторами, накладывающими определенные ограничения на выбор приемов освещения, ОП и мест их установки.
Для соответствия предлагаемых свето-цветовых решений мировым стандартам в этой области был сформулирован ряд требований к будущей установке, среди которых - достижение максимальной свето-цветовой выразительности освещения, создание гармоничного образа моста, сочетание со сформировавшейся к настоящему времени на объекте и вокруг него световой средой, отражение в его вечернем облике культурных и праздничных событий, происходящих в городе. При этом не предполагалось внесение изменений в количество прожекторов и их расположение на мосту.
Успешное решение поставленных задач возможно благодаря эффективному взаимодействию трех составляющих:
- продуманной концепции цветодинамического освещения, программных возможностей создания задуманных цветодинамических сценариев; 
- современного осветительного оборудования, предоставляющего широкие технические возможности;
- системы управления, позволяющей на практике реализовать разработанную концепцию освещения, используя в полной мере набор возможностей нового осветительного оборудования.
На основании ландшафтно-визуального анализа проектом предусмотрены два вида подсветки мостов: круглогодичная и сезонная (в зимнее время). Также выявлены шесть участков максимального раскрытия видов, требующих архитектурно-художественного оформления. 
В общей генеральной схеме архитектурного оформления, выполненной на основе предоставленных заказчиком данных и опорных планов, заложены мероприятия по колористике, архитектурному освещению, монументально-художественному оформлению, информационной навигации и ландшафтному оформлению конусов устоев железнодорожных и автодорожных мостов, озеленению.
Необходимо отметить, что в ходе работы над проектом совмещенной дороги Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» ОАО «Институт Гипростроймост» объединил усилия инженеров, архитекторов, светотехников, дендрологов, художников и других специалистов. Особо следует выделить работу коллектива творческой мастерской архитектора Воскресенского (ООО «ТМА» Воскресенского), который разработал художественно-образное решение с позиций философского осмысления и систематизировал архитектурные решения для всей трассы. Именно такой, комплексный подход к проектированию позволяет достичь убедительных решений подобных крупномасштабных задач.












 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.