журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Штукатурная отделка зданий

Господствующее место штукатурок среди других видов отделочных поверхностей как в прошлом, так и в настоящем, когда промышленная техника выдвинула уже ряд других массовых облицовочных материалов, объясняется гибкостью штукатурок по форме, доступностью по материалам, способностью приспособляться к местным условиям и к требованиям защиты зданий от атмосферных влияний и,
наконец, ее наиболее низкой стоимостью. Громадное преимущество штукатурок - в применимости для них местных материалов. Известь белая и серая, гипс, каустический доломит, магнезит, глина - все пригодны для штукатурок как вяжущие.
Различные местные добавки, как-то: туфы, пемзы, котельные и доменные шлаки, глины, трепела, отходы химической промышленности, вроде сиштоффа, асбестовые отходы, начесы льна и т. п. усиливают свойства штукатурных покрытий. Местные земляные краски издавна применялись мастерами стенной живописи. Эти же краски могут с успехом идти и в цветные отделочные штукатурки.
Поэтому, если штукатурки в крупных промышленных центрах частично вытесняются облицовками, частично комбинируются с ними, то они по-прежнему остаются наиболее распространенным видом отделочных материалов, особенно на периферии и в колхозном строительстве.
К штукатуркам предъявляются одновременно и эстетические, и чистотехнические требования.
Часто эстетические и технические требования находятся в противоречии; так, например, интересные архитектурно-рельефные фактуры легко загрязняются и трудно очищаются. Наиболее важным техническим требованием является долговечность отделки. Остатки штукатурки
на колоннах Пестумского храма, на зданиях Помпеи и Геркуланума, на памятниках Ренессанса и Киевской Руси свидетельствуют о том, что штукатурки по долговечности не уступают облицовкам. Наша задача - добиться такой же стойкости современных штукатурных покрытий путем установления научной технологии их производства. Штукатурка служит также защитным слоем от атмосферных влияний для основных материалов стен. В некоторых частях здания и специальных сооружениях штукатурка служит иногда целям гидроизоляции.
Во внутренних помещениях поверхность штукатурки должна обеспечить санитарно-гигиенические условия эксплуатации этих помещений, защищать от грязи, сырости, предоставлять возможность очистки и т. д. Наконец, за последние годы к штукатурке начинают предъявляться и требования акустической и термической изоляции. Задымленность современных городов, наличие в городском воздухе углекислоты, сернистых и других газов, блуждающие в конструкциях электрические токи, физические воздействия всевозможных вибраций
изменили условия эксплуатации отделочных конструкций в сравнении со старыми эпохами в худшую сторону. Это мы должны учитывать, выбирая те или иные материалы, разрабатывая их составы и технологию. Но в то же время современная техника дает нам в руки много новых орудий борьбы с коррозией в виде всевозможных защитных средств, полученных в результате научных исследований и
опыта. В настоящее время нам доступны методы защиты штукатурки подбором достаточно плотных стойких растворов, флюатированием, отказом от окраски фасадов и переходом на цветные составы с возможностью обновления загрязненных слоев механической очисткой.
Кроме того, новые здания должны быть защищены от разрушения деталями архитектурного оборудования. Очень большое значение в этой области приобретает внимательная проработка проектов. Здесь также есть чему поучиться у старых мастеров. Каждый ржавый или грязный известковый потек на стене свидетельствует не только о плохой обработке поверхности, но и о пренебрежении архитектора зада
чей конструктивной защиты зданий.Облицовка стен должна быть защищена от наиболее разрушительных внешних влияний - потоков воды, скопления тающего снега, механических ударов в нижних частях зданий и т. д. Даже в условиях мягкого
южного климата древние зодчие прибегали в невысоких зданиях к достаточному выносу карнизов со слезниками. Более высоким римским постройкам приданы развитые сандрики, пояски, сливы и т. д. Стены московского Кремля защищены украшающими их плитками серого известняка. В нашем суровом климате архитектурная обработка деталей в целях защиты конструкции должна идти еще дальше. Вооружение фасада деталями из прочного тесового камня, цветного бетона, наконец, простое введение оштукатуренных выступов подоконников, сандриков, поясков, карнизов, сливов со слезниками - абсолютно необходимы. Долговечность и неизменяемость внешнего вида штукатурок зависит
от специальных свойств, гарантирующих им устойчивость против внешних атмосферных влияний. Здесь нельзя говорить о той механической прочности, какую мы требуем от бетона и вообще от несущих конструкций. Механическая прочность на сжатие, растяжение и морозостойкость является лишь косвенным и не всегда надежным показателем стойкости штукатурки. Мы знаем, что известковые составы,
обладающие ничтожной механической прочностью, живут столетия,в то время как обладающие весьма значительной механической сопротивляемостью цементные штукатурки часто растрескиваются и быстро разрушаются. Наиболее важными свойствами штукатурок при хорошем качестве вяжущего являются: равномерная зернистость, умеренная пористость и правильные условия нанесения и твердения раствора. Создать эти условия можно лишь при знании технологии составления растворов и процессов их твердения.
Из манускриптов старых мастеров Витрувия, Альберти, Поццо, Ченнино-Ченнини, из сербских и древнерусских рукописей мы узнаем, как любовно относились мастера прошлого к обработке материалов и технике нанесения штукатурок. Например, Витрувий и Альберти придавали большое значение достижению стойкости и красоты штукатурки, гарантируемых ее многослойностью. Машинная техника нанесения вполне может обеспечить необходимую многослойность, одновременно давая громадную метражную производительность. Штукатурные машины дают большую силу наброса, а потому и хорошее уплотнение. Поэтому ремесленные знания древних мастеров и художников, гарантировавшие высокое качество вяжущих и тщательность приготовления растворов, должны быть освоены уже не кустарными методами, а на базе развития промышленности
полуфабрикатов. Наружные штукатурки в зависимости от их фактуры можно подразделить на два больших раздела: штукатурки, имитирующие облицовку естественным камнем, и штукатурки, применяемые как самостоятельный вид пластичного бесшовного покрытия. Первые пользуются наибольшим вниманием архитектора и в то же время более трудны по выполнению и дороги по стоимости. Вторые обладают более разносторонней технической базой преимущественно местного значения
и более доступны по стоимости. Наиболее распространенными штукатурками первого типа являются штукатурки, в которых мраморная или гранитная крошка комбинируется с прочным цементным, иногда слегка подкрашенным, раствором.
Первые опыты использования каменной крошки были не слишком удачны. Фасады получали темную, неприятную по тону окраску. Белая или желтая крошка, серая гранитная с темно-серым цементом, подвергнутая насечке, давала пестренькую, «под мозаику», поверхность и очень мало напоминала фактуру естественного камня или терраццо. Примитивное и бессистемное применение окраски приводило
к ее быстрому химическому изменению. Работы последних двух лет были уже более успешны. Благодаря правильной технологии обогащения материалов и приготовления растворов советская техника последних лет добилась более совершенной
имитации естественных облицовочных материалов. Сейчас легко добиться имитации теплых тонов известняков, туфов, доломита, различных оттенков гранита. Однако при этом недостаточно применить ту или иную каменную крошку. Чтобы добиться воспроизведения основного тона камня, нужно в лаборатории подобрать зернистость и добиться наиболее плотного насыщения крошкой раствора, сохраняя пластичность состава. Далее, необходимо заглушить грязно- серый цвет цемента разделом и окраской в тон, отвечающий цвету
имитируемого камня, и, наконец, путем наковки дать каменную фактуру. Однако полное соответствие тону и цвету естественных материалов станет возможным только в ближайшие годы, после выпуска белого и цветного цемента. В настоящее же время мы различными палиативными
мероприятиями достигаем довольно эффективных результатов окраски вяжущего каменного наполнителя. Выбирая наиболее светлый сорт портланд- или пуццолан-цемента, мы разбеляем его известью (иногда каменной мукой из отходов белой крошки) и подкрашиваем той или иной щелочеустойчивой краской, обязательно на механических перемешивающих агрегатах, дающих максимально тесное смешение. Последнее необходимо для того, чтобы при гидратизации и твердении цемента пылинки пигмента тесно связались с кристаллами
вяжущего и тем обеспечили наибольшее сопротивление перемещению и вымыванию пигмента. Простое введение красок в раствор, как это делается часто на стройках, не гарантирует нужной его устойчивости против выцветания.
Каменные штукатурки допускают довольно разнообразные виды фактур: обыкновенную наковку под бучарду, наковку штрихами, в сетку, выполнение орнамента и рисунка взамен барельефа и т. д. При подготовке штукатурной отделки нельзя ограничиваться двумя-тремя образцами - квадратиками на стенах постройки. Это часто ведет к последующим разочарованиям. Нужно штукатурки проектировать заблаговременно вместе с рабочим проектированием. Впрочем, уже в ближайшее время, с развитием предприятий по заготовке
сухих смесей штукатурок, архитектор сможет выбрать требуемую фактуру и сорт смеси по прейскурантам, что значительно облегчит работу. Пока же необходимо добиться своевременного проектирова ния и перехода на полузаводские методы подготовки растворов, обогащения материалов и заготовки смесей. Промежуточное звено между каменными и обычными штукатурками занимает так называемая терразитовая штукатурка. Это штукатурка из заранее заготовленной на заводе сухой смеси гидрата извести,
каменной цветной муки, иногда каменной крошки с небольшой прибавкой цемента, иногда также пигмента и слюды.
Терразитовая штукатурка изготовляется на специальных заводах. Следовательно, переход на индустриальные методы производства в области штукатурных покрытий пока выразился лишь в заготовке полуфабриката - сухой смеси. Терразит - это штукатурка на почти чистом известковом вяжущем. Небольшая доля цемента вводится здесь взамен гидравлических добавок и, надо сказать, своим холодным серым тоном ухудшает тон штукатурки. Достигнуть богатого ассортимента расцветок и достаточно ярких тонов на каменной пыли трудно, так как чистых тонов естественного камня почти нет, а с размельчением каменных пород цвет их светлеет и мутнеет. Поэтому появилась необходимость, вопреки заграничной практике, добавлять терразит к составам обычных цветных штукатурок. Практика двухлетнего применения терразита должна привести к улучшению его архитектурных качеств путем замены цемента светлыми добавками, компенсации слабой естественной окраски каменных пород предварительной их обработкой искусственными красителями и совершенствованием методов нанесения штукатурки.
Следующий раздел штукатурок является наиболее распространенным. Это мелкозернистая штукатурка чаще всего на кварцевом песке, иногда на дробленых горных породах. Раньше эти штукатурки употреблялись лишь под малярные окраски.
В начале XX столетия портландцемент уже настойчиво пропагандировался для улучшения качества строительных и штукатурных растворов.
В штукатурных работах применение цемента способствовало рационализации строительного процесса. Но, одновременно, введение портландцемента в примитивном его виде привело к упадку качества отделки. Так как штукатурка на цементе плохо поддается окраске, архитекторы стали от нее отказываться. Вследствие этого при оформлении фасадов в строительстве получили развитие мрачные тона цементного раствора. Большая прочность портландцемента в сравнении с известковыми послужила также причиной снижения качества штукатурных работ. Жирность цементных растворов давала возможность повысить темпы работ и добиваться наскоро удовлетворительного лица отделки. Однако в дальнейшем штукатурка часто растрескивалась, отслаивалась, уродовалась потеками и выцветами. Такое чрезмерное применение цемента в штукатурных растворах объяснялось отсутствием разработанной технологии раствора. На Западе в последние
два десятилетия в целях расширения методов архитектурной отделки параллельно с введением белого и цветного цементов, стали вновь широко применять известковые составы. Применение цемента в песчаных растворах целесообразно только в виде небольшой добавки для нижних слоев наружной штукатурки и в специальных случаях каких-либо изоляционных или особо прочных штукатурок.
Поэтому основным вяжущим для штукатурок должна стать гидратная известь (пушенка), приготовленная заводским способом. В ряде случаев нельзя отказаться от известкового теста, но не обязательно выдерживать его в ямах после примитивного способа гашения. С помощью сравнительно простого агрегата, доступного крупным и средним стройкам, можно получить известковое тесто первоклассного качества без длительного выдерживания и с меньшими организационными
затратами. Уже Ченино-Ченнини дает способы получения известкового теста для высокосортных штукатурок под роспись без длительного хранения а ямах. Это тем более важно, что ямное хранение извести на стройках не обеспечивает совершенного качества ее как отделочного материала. Известь и без применения белого цемента обеспечивает чистые тона цветных покрытий. Пески должны добываться местной
промышленностью, обязательно сортироваться, обогащаться на механизированных карьерах и доставляться на стройки как маркированный продукт. Нужно снять со строителей заботу о технологии материалов. В дальнейшем стройки должны получать от местной промышленности готовые сухие или мокрые смеси по примеру терразитовой промышленности. На больших стройках, оторванных от промышленных центров, необходимо создавать специальные установки для полузаводской заготовки смеси.
Техника поверхностной малярной окраски штукатурок обычно дается трудно, так как условия окраски очень изменчивы. Выбор того или иного состава и качество работ зависит от температуры, влажности, силы ветра, сорта красок, сорта вяжущего вещества (эмульсии) и т. д. Нам кажется, что наиболее эффективным из всех методов окраски фасадов и внутренних поверхностей по штукатурке является метод фресковой окраски, т. е. окраски известковыми или чисто минеральными красками по сырой штукатурке. Этот метод забыт, но его можно восстановить, связав с механизированными способами окраски и правильно организовав последовательность процессов штукатурки и окраски. Сейчас все более популярными становятся цветные штукатурки, в которых пигмент вводится в массу раствора верхнего слоя штукатурки. И опять кустарный подход к цветным штукатуркам ведет к неудачам и временным эффектам. Лишь правильно поставленная технология введения пигментов и составления самого раствора в соединении с тщательностью нанесения дает надежные результаты.
В 1935 году найден новый метод окраски цветных растворов путем предварительного окрашивания кварцевых песков. Цветные пески, как искусственно окрашенные, так и естественные (имеющиеся на Урале и Донбассе), не избавляют нас вполне от цветных вяжущих, но зато способствуют расширению и обогащению цветовой гаммы архитектурных отделок, гарантируют прочность и несмываемость окраски
и требуют значительно меньшего количества вводимой краски, чем штукатурные составы, окрашиваемые введением пигмента в массу раствора. Опыт цветных штукатурок у нас еще очень мал - первые работы страдают рядом недостатков. К этим недостаткам относится помутнение тона, выцветание, белые налеты, неприятные размытые швы на местах стыков штукатурки и т. п. Обычно их пытаются ослабить, применяя
сплошные развернутые фактуры - набрызги и беспорядочную штриховку. Между тем развернутые фактуры могут применяться для деталировки, для оттенения отделочных частей фасада, но не для сплошных покрытий, как это привилось в западноамериканской коттеджной архитектуре. Первоначальные недостатки цветных штукатурок, как уже говорилось, были обусловлены у нас примитивностью способов обращения с цветными растворами. Помутнение вызывается вымыванием неправильно введенных пигментов, выцветание - введением нестойких пигментов, белые выцветы и потеки - злоупотреблением портландцементом и работой в неблагоприятных атмосферных условиях; неорганизованные
стыки - небрежностью работ и т.д. Плохие результаты применения терразита в первых опытах большей частью объяснялись неналаженностью производства гидрата извести и потому плохими ее вяжущими свойствами, а также недостатками сортамента цветных каменных пород. В ближайшем будущем, используя дробленные горные породы и применяя имеющиеся иногда на месте природные яркие цветные пески, мы уже сможем дать исходные основные тона штукатурок, близкие по силе к поверхностным окраскам, но превосходящие их по стойкости и глубине тона. Наиболее распространенной фактурой цветной штукатурки является гладко-матовая поверхность. Она получается путем простого нанесения намета под терку с последующей обработкой верхней пленки скребком или металлической короткой щеткой. Это фактура поверхности распила камня средней твердости.
Гораздо труднее получить гладко-шлифованную поверхность, еще труднее - каменную штукатурку. На больших плоскостях мы еще не умеем добиваться равномерного тона, поэтому гладко-шлифованные поверхности применимы сейчас только для отдельных архитектурных деталей фасадов. Искусству выплативания до матово-зеркальной поверхности, которым владели мастера греко-римских пластичных облицовок,
нам еще предстоит учиться. Всевозможного вида набрызги штукатурки шубой давно известны.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.